Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2006

Коллектив

Психолог в школе: работа на перспективу

Двадцать лет – это много или мало? Если мы говорим о человеке, то 20 лет жизни – это очень, очень много. А если о профессии? Пожалуй, срок незначительный. Почти все еще в стадии пробы, эксперимента, поиска. Много энтузиазма – и почти нет традиций. В общем, искать и развиваться…

Именно столько лет – двадцать, и то если считать с «гаком», – практической психологии в российском образовании. Двадцать лет назад о таком явлении даже не слышали.

Сегодня мы уверены: психолог в образовании нужен, полезен и место его – в самом центре образовательного процесса. Там, где живет и учится тот, ради кого существует образование, – растущая личность, компетентный, воспитанный, развивающийся человек. Но нам действительно необходимо время для того, чтобы определиться, какие конкретно формы должна принять наша нужность и полезность. И место для того, чтобы об этом дискутировать, договариваться и творить свою профессию. Слушать, спорить, учиться и возвращаться в свои школы, дет¬ские сады и центры более подготовленными, более сильными в методическом плане, более уверенными в том, что делаем.

Таким местом в последние годы стал Всероссийский детский центр «Орленок». Ежегодно в начале октября он предоставляет возможность психологам образования России и ближнего зарубежья собраться вместе и обсудить важнейшие вопросы и проблемы становления нашей профессии, наметить пути ее развития, обменяться опытом, получить профессиональную поддержку коллег и обратную связь по самым трудным случаям и ситуациям работы. «Психолог и учебный процесс», «Вместе с родителями», «Кризисные ситуации в жизни ребенка и его семьи», «Профессиональный рост и деформации педагога-психолога» – это лишь некоторые из тем, предложенных для обсуждения во время Недели школьной психологии. Темы определяются временем, актуальными запросами самих психологов и их основных заказчиков – директоров. У психологов, которые приедут на Неделю, есть уникальная возможность поучиться у известнейших специалистов в данной области – послушать лекции, принять участие в мастер-классах и дискуссионных клубах. Также представить свой опыт, получить поддержку, признание и обратную связь коллег. Это очень важно, почти необходимо для тех, чья профессия только-только определяет себя в пространстве социальных запросов и возможностей.

Итак, у нас есть время и место, но еще нам нужна помощь. И за этой помощью мы, организаторы Недели, обращаемся именно к вам, уважаемые директора образовательных учреждений, имеющим в своем штате педагогов-психологов, социальных педагогов или социальных работников. Помогите вашим специалистам обрести профессиональную силу и уверенность в себе, предоставьте им уникальную возможность для роста и развития – участие во Всероссийской Неделе школьной психологии в «Орленке». Уверены, они сторицей вернут это школе, ее детям и педагогам, потому что Неделя подарит своим участникам не только новые знания и богатейший профессиональный опыт, но и увлечет желанием работать, претворять в жизнь самые смелые замыслы и интереснейшие проекты.

Сейчас непростое время для образования в целом и каждого учреждения в отдельности. И стратегии управления ситуацией могут быть самыми разными: «застыть», зарезервировать все свои ресурсы и посмотреть, что будет дальше, или развиваться, вкладывая все имеющиеся средства и силы в те направления, которые позволяют школе становиться сильнее и ярче.

Психологическая работа, нужным образом поставленная и содержательно наполненная, несомненно, помогает школе развиваться, укрепляет ее изнутри. Если у вас есть возможности и вера в позитивные силы практической психологии, окажите содействие психологу вашего учреждения, направьте его на нашу Неделю. Мы уверены, школьный психолог – это может быть надолго, всерьез и очень перспективно для самой школы.

От имени организаторов Всероссийской Недели школьной психологии –
Марина БИТЯНОВА, научный руководитель Недели

Рейтинг@Mail.ru