Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2006

Технологии

«Встреча» взрослого и ребенка

Мастерские ценностных ориентаций
в воспитательном процессе гимназии

Современная гимназия – пространство для выращивания нового педагогического опыта воспитания и обучения. В гимназии есть возможность создавать педагогические прецеденты, апробировать инновационные идеи и формы воспитательной деятельности. Каждая гимназия имеет неповторимый индивидуальный уклад, но в каждой есть то важное и продуктивное, что может быть полезно для становления новых гимназий…

Жизнедеятельность каждого учебного заведения определяется не столько рамками учебно-воспитательного процесса и специализацией, сколько содержанием и формами взаимодействия и общения детей и взрослых, что в свою очередь направляет образовательные процессы в другое, не просто учебное или воспитательное, а скорее духовное измерение.

Н.Б. Крылова

В Вятской гуманитарной гимназии разработаны и апробированы оригинальные технологии гимназического образования, интегрирующие процессы воспитания, развития и обучения. Наиболее востребованы в гимназическом образовании технологии интегративных образовательных экспедиций и мастерских ценностных ориентаций.

Мастерские ценностных ориентаций – это особая форма взаимодействия и общения детей и взрослых, в которой выстраивается новый духовный опыт, реализуются творческие силы личности и рождается ценностное отношение к себе, окружающим, жизни.

Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление, поэтому он путем размышлений, поиска, анализа жизненного и духовного опыта стремится понять смысл своей профессии, цели своей «встречи» с детьми. Цель – это осознанное предвосхищение Результата деятельности, «то, ради чего» (Аристотель). И здесь важно, чтобы происходило согласование целей общечеловеческих, национальных, педагогических и индивидуальных, определяющих смысл жизни каждого Конкретного человека. Нельзя задать цель извне, человек способен сам принимать решения, быть ответственным и духовно свободным в выборе направления своего становления. Задача педагогических мастерских — побуждать ребенка к самостоятельности, инициативе, активности. Призыв Людвига ван Бетховена «Человек, помогай себе сам!» звучит достаточно убедительно и в XXI в., когда так непросто «быть человеком» и чувствовать свою ответственность, сознавать, что, «кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Мастерские ценностных ориентаций решают задачи воспитания, дают возможность включить читательский опыт гимназистов в духовный опыт жизни, открывать его гуманитарные смыслы... Мастерские ценностных ориентаций создают условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни в толерантном взаимодействии с жизнью других людей. Виктор Франкл считал, что нравственным идуховным ценностям нельзя научить, их нужно переживать, потому что они дают направление самовоспитанию человека, определяют его стремления.

В процессе педагогической деятельности, общения, самопознания выстраивается представление педагога о ценностях воспитания. В общении педагога и ребенка, в общении детей с культурой своей Родины происходит рождение ценностей и смыслов гуманитарного характера и осознание человеком своей индивидуальности. Общаясь, человек не только формирует свои ценности, свое «я», смотрясь в другого, но и через отношение к себе других людей осознает свою индивидуальность и раскрывает ее.

Мы рассматриваем воспитание как сотворчество, потому что между принятием ребенка как ценности и осознанием педагога своего призвания существует взаимозависимость. Чувство собственного достоинства, осознание ценности своей профессии помогает педагогу занять диалоговую позицию в общении с детьми и понять, что «самое человечное в человеке – это другой человек» (В.И. Слободчиков).

А.В. Брушлинский так обосновывает свою идею о воспитании как сотворчестве: «...никто не обладает абсолютной истиной и единственно верными идеалами и не может вести за собой людей, навязывая им те или иные взгляды, вмешиваясь в их жизнь и пытаясь ее изменить. С другой стороны, основой всякого общества, бесспорно, является определенная система социальных норм и духовных ценностей; их освоение и развитие каждым человеком абсолютно необходимы. Возможное противоречие между этими обоими положениями позитивно разрешается, очевидно, благодаря тому, что подлинное воспитание представляет собой сотворчество (освоение и созидание) духовных ценностей в ходе совместной деятельности субъектов – воспитателей и воспитуемых».

Главным в мастерских становится ценность как переживаемое отношение, высокая значимость связи поколений, сохранение культурных ценностей и создание новых. Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их освоения лежит прежде всего через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца».

Только полнота проживания каждого мгновения жизни, способность вдохновляться ею, каждым ее даром и событием открывает человеку многообразие связей с миром, развивает стремление размышлять о них, о смысле жизни и ее ценностях. Человек открывает разнообразие своих жизненных ролей: ребенка, ученика, студента, семьянина, друга, отца или матери, воспитателя, профессионала-мастера — и выстраивает свой мир ценностей, строит свой дом под солнцем (или кроной дерева, как это делал Одиссей). В этом опыте возможно деятельное воплощение любви к ближнему, отношений товарищества, чувства ученичества, причастности к судьбе Отечества, «благоговения перед жизнью». Философия воспитания доказывает, что это возможно и имеет смысл только для человека, в систему ценностей которого вошли:

  • человек, его духовное и физическое здоровье;
  • духовность как активное внутреннее стремление к истине, правде, добру и красоте;
  • любовь и мир как сущностные человеческие отношения;
  • отечество, род, семья, язык, традиции как основания социального бытия;
  • познание и возможность творчества;
  • свободный труд и его результаты, сохраненные в культуре;
  • природа с ее «языком» и всеми проявлениями жизни.

В силу этого воспитание – прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами.

Целью мастерских ценностных ориентаций является создание опыта сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит принятие человеком их в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке».

Дискуссии с коллегами, обобщающими опыт проведения мастерских, обеспечивают педагогическую и научную поддержку всем участникам. В центр нашей работы мы ставили не усвоение знаний о воспитании, а «опыт созидательной жизни человека», способность человека к совершенствованию и профессионально-личностную готовность педагога-мастера к осуществлению понимаемого бытия. Для нас было важно, с каким настроением приходит педагог к детям, в чем видит смысл своей деятельности.

Создание мастерских ценностных ориентаций – это процесс творческий, это поиск адекватных форм организации воспитательного процесса как сотворчества. Известно, что за последние годы педагоги пережили разные трудности: и испытание запретом на воспитание, и профессиональную усталость, и неверие в педагогические усилия, и безденежье, и сомнения в нужности педагогики, и «всплеск» педагогических инноваций. Но «времена не выбирают, в них живут и умирают», поэтому в трудные времена педагоги должны объединяться, чтобы выстоять и не отказаться от своего пути в профессии, чтобы сохранить светлый, одухотворенный взгляд на жизнь, чтобы не утратить веру в свои силы и в своих учеников.

Может быть, мастерские ценностных ориентаций родились благодаря педагогическому романтизму ее участников и уверенности, что «самая трудная профессия – быть человеком» (Хосе Марти). Эта вера поддерживала интерес к проблемам воспитания и поиску путей их решения в мастерских ценностных ориентаций. Тематика мастерских отражает тот выбор ценностей, которые стоят в центре размышлений педагогов и жизненных потребностей гимназистов. Назовем некоторые из них: ценность жизни, детства, дома, семьи, любви, дружбы, творчества, чтения и письма, книги, слова, диалога, игры, опыта, познания.

Для понимания смысла и атмосферы мастерских нужно обязательно принять в них живое участие: не наблюдать со стороны, скептически на все посматривая, а именно включиться в каждый ее этап, «прожить» мастерскую. Особенности деятельности мастера можно охарактеризовать так.

Мастер постоянно:

  • размышляет над смыслом вы¬бранного пути, держит в поле зрения цель, как факел, освещающий путь всем участникам мастерской;
  • помнит, что ценности не заучиваются, а переживаются, поэтому для их принятия нужна «встреча» взрослого и ребенка;
  • знает, что никто из участников мастерской не должен уйти обиженным;
  • учитывает, что каждый человек имеет свой жизненный опыт и может им пользоваться по своему выбору и усмотрению;
  • создает условия для творчества и поиска, фантазии и воображения;
  • чувствует, что мастерская имеет свой ритм и интонацию, поэтому не разрушает движение и атмосферу мастерской, а поддерживает их;
  • верит, что всегда существует более чем один способ достижения какой-либо цели и что каждый может совершить свое открытие.

Познакомиться с опытом мастерских в Вятской гуманитарной гимназии можно по книге Е.О. Галицких «От сердца к сердцу: мастерские ценностных ориентаций». Мы приглашаем к созданию новых таких мастерских всех творческих читателей: научных консультантов гимназий, педагогов, воспитателей, классных руководителей, гимназистов и их родителей.

Елена ГАЛИЦКИХ,
научный консультант Вятской гуманитарной гимназии

Рейтинг@Mail.ru