Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2006

Технологии

Как превратить сайт в общешкольное дело

Школьный сайт в иерархии ценностей администрации школы занимает, как правило, последнюю строчку. Возникшая было на них мода потихоньку сошла на нет, потому что стало ясно: либо школа занимается сайтом всерьез и, как говорится, по-взрослому (и тогда польза от него становится очевидной для всех участников образовательного процесса), либо нечего морочить голову, выставляя сайт в качестве роскошной ширмы, за которой – увы – больше ничего нет.
В этом номере мы начинаем обсуждение проблемы, как можно сделать школьный сайт полезным и интересным. А продолжим тему в следующих номерах, подняв вопрос о сайте как управленческом ресурсе. Присоединяйтесь к «сайтостроительной» работе!

Работа по развитию школьного сайта – процесс увлекательный и эффективный. Сегодня, когда сайт гимназии «Корифей» ( www.koriphey.ru ) существует уже семь лет и его посетили примерно 500 тысяч пользователей, мы считаем себя вправе выступить в роли опытных советчиков для школьных «сайтостроителей».

Давайте посмотрим на строительство сайта как на моделирование интерактивной образовательной среды.

Итак:

Ваш сайт – хранилище информации? – М-м-м… Тогда он рискует превратиться в пыльный чулан L.

Сайт – глянцевая визитная карточка, представляющая вас в наилучшем виде? Есть искушение законсервировать его в таком идеальном состоянии. А где же повседневная жизнь с ее задачами и прорывами?..

Сайт – административный центр, где по полочкам разложена вся официальная информация? Рай «для галочки», но, как свидетельствует статистика, на такие сайты ходят по полтора человека в день (админ и завучJ).

Сайт – творческая лаборатория? Очень хорошо, но тщательно продумайте, кто и по каким правилам будет в ней работать. Чтобы ваши продукты радовали сердца не только их креативным авторамJ.

Сайт – коммуникативное пространство? Не утоните в море чатов и блогов + непременно установите фильтры, чтобы избежать экологической катастрофы!

Сайт – центр виртуального образования для детей и взрослых? Сразу прогнозируйте востребованность ваших программ, количество учеников, т.е. рентабельность ресурса. Иначе сетевое образование просто… повиснет в Сети.

Можно описать еще целый ряд сценариев сайтостроения и связанных с ними ограничений и рисков, но главное не в этом. Какую бы миссию (или даже несколько таковых) ни выполнял ваш сайт, он должен быть живым. Можно сказать и так: школьный сайт сам должен быть виртуальной школой – со всеми ее коридорами и закоулками, учебными классами и буфетом, изостудией и актовым залом… Чтобы любой человек – будь то родитель, ученик, учитель, чиновник или просто случайный гость (даже в первую очередь он!), – приоткрыв дверь, увидел активную и заманчивую деятельность и захотел войти, прогуляться, а потом вернуться и совершить подробную экскурсию. Поболтать с озабоченными родителями первоклассников, проконсультироваться с психологом, посетить пару уроков, подключиться к выпуску очередной газеты, побывать на премьере школьного спектакля...

Надо, чтобы после такой экскурсии гость смог унести с собой не только впечатления, но и вполне осязаемые вещи: рекомендации, сценарии, описания технологий, маршруты летних путешествий и т.д., и т.п. Чем щедрее мы делимся с окружающими, тем богаче становимся сами, – эта простая истина работает и в виртуальном мире.

Как видите, вырисовываются сразу несколько основных факторов жизнеспособности школьного сайта:

– воспроизведение в режиме on-line реальной событийности школьной жизни;
– работа с различными целевыми аудиториями (главные из которых – ученики, родители и педагоги школы);
– набор «простых и сермяжных», но необходимых сервисов (постоянная публикация расписаний, домашних заданий, планов занятий, праздничных календарей, программ работы на неделю, объявлений о семинарах и собраниях и т.д., и т.п.).

И при всем этом – удобная навигация, приятный интерфейс с корпоративной символикой, отражение всех и всяческих успехов представителей школьного сообщества, широкое поле для продуктивной деятельности всех желающих.

Мы, например, создали корпоративный сайт. Что означает корпоративность применительно к сетевому ресурсу? То, что он ориентирует свою деятельность на определенные сообщества: школьное прежде всего + профессиональное + (возможно) родительское + ученическое… Вовсе не обязательно (даже не стоит) делать этот охват слишком широким: стараясь обратиться ко всем, вы можете упустить главных адресатов – собственных коллег, школьников, родителей.

Но задумывая такой сайт, необходимо учесть: корпоративный канал работает на вас при условии, что вы не только представляете себе, что такое сайт и корпоративность, но и точно определяете ожидаемый результат от продуктивного взаимодействия этих понятий. Здесь нам поможет видение – образ «лучшего в мире» сайта, разработка его структуры и описание механизмов воздействия на «потребителя». И (обязательно) ресурсов его саморазвития.

Видение следует постоянно обновлять – «встряхивать» и корректировать – в зависимости от:

– общих тенденций времени (технологических новшеств, появления новых программных продуктов, общественных сдвигов и др.);
– развития вашей организации (формулировки новых целей и задач – открытия новых горизонтов);
– появления новых целевых аудиторий;
– потребности в новых тематических разделах;
– подключения к работе новых групп и личностей;
– появления новых сетевых партнеров.

Каждый учебный год мы начинаем с деловой игры «Суперсайт: что дальше?..», объединяющей педагогов, учеников, родителей, управленцев и программистов. Так в сентябре появляется «картинка» ближайшего развития нашего ресурса, анализ его плюсов и минусов. Особую опасность представляют собой «отмирающие ткани», т.е. те рубрики и разделы, которые, возможно, когда-то были востребованы и пополнялись, но сейчас пребывают в состоянии рудиментов. От них следует быстро избавляться! Случайно зайдя на «мертвую» страницу, посетитель может предположить, что таков и весь сайт: обновляется только «парадное крыльцо», а по углам завелись пауки…

Вы уже представляете образ сво-его ресурса в недалеком будущем? Определили целевую аудиторию и форму обращения к ней?

Теперь займемся логистикой!

Сначала на бумаге: подробно распишем все рубрики, разделы, страницы и механизмы их функционирования. Делаем это командным подрядом, чтобы затем каждый «начальник» своей страницы мог свободно в ней размещаться, публиковаться, организовывать общение. Поэтому сперва он должен (даже через «не хочу» и «не умею») письменно изложить следующие пункты: название, тематику, контент, предполагаемый объем, темп обновления, механизмы представления информации (текстовый файл, поток публикаций, режим архивирования, система поиска, ссылки и т.д.) и возможности обратной связи (опросы, анкетирование, форум, чат, блоги, возможность послать письмо на mail и т.д.).

Структура сайта обычно реально отражает организационно-управленческую модель школы: если ресурс создан программистами (своими ли, привлеченными – не важно) по заказу администрации, то мы входим в четкую, иерархизированную систему с фиксированным содержанием: вот парадные фотографии с перечнями достижений, вот образовательная программа, вот учебный план; для педагогов с их методическими находками и поурочными планами – своя епархия; для учеников – своя. Технологически здесь все в порядке: есть и новости, и гостевая книга, и форум, и какая-нибудь художественная галерея или литературная гостиная. Но обратите внимание: никто не лезет в чужой огород, все по полочкам, а публикаторы – анонимы.

Оно и понятно: сайт обслуживается одним или несколькими специалистами (чаще всего – учителями информатики и/или старшеклассниками), у которых вполне определенные технические задачи. Поступила информация – опубликуем; закипела на форуме какая-нибудь нештатная дискуссия с ненормативной лексикой – прикроем…

Ну а сейчас обратимся к самому главному – к тому, как превратить сайт в общешкольное дело.

Вообразите себе такую школу, в которой большинство педагогов с детьми не встречаются, а время от времени передают конспекты своих уроков учителю информатики: перескажи, мол, как сможешь… Не все тексты написаны «на чистовую», кое-что вообще взято из энциклопедического словаря. Мало того, учителя толком не представляют, в каком темпе и стиле детям эти сведения доставлять. И как потом проверять, дошла ли информация до адресата, как он ее усвоил, хочет ли пообщаться или предпочитает в уголке с другом частную жизнь обсудить… И вот мучается наш посредник, размещает сведения по разным папкам, редактирует на свой страх и риск. А если ученики все-таки захотят с педагогами коммуникацию наладить, то опять же к нему свои вопросы и суждения тащат. Передайте, мол…

Картина получается безрадостная. А ведь многие сайты российских школ именно так и существуют. Но как учительница МарьИванна узнает о том, что ученик Сидоров, скажем, с юбилеем ее поздравил в гостевой книге? Или письмо ей написал с ценными предложениями по подготовке выпускного? – А через того же несчастного посредника-информатика, который к ней на перемене подходит и сообщает: «МарьИванна, вас Сидоров с юбилеем поздравил в гостевой книге!» «А-а, спасибо, ну ответь там ему от меня чего-нибудь хорошее».

Так и живет школьный сайт, доверенный одному или нескольким стахановцам из виртуального забоя. Коллектив сам по себе – сайт сам по себе.

Для того чтобы этого не произошло, требуется совершить несколько радикальных шагов.

Шаг № 1. Вовлечь и смотивировать директора и всю административную команду. Как правило, наиболее успешными являются сайты тех школ, где директора сами в авангарде движения за новые виды коммуникаций. Все равно требуется «разогрев» и обучение всех менеджеров: только испытав на себе очевидные преимущества сетевого общения и самопредставления, они начнут втягиваться и вовлекать педагогов. Если директор – «чайник», то начинать надо с него и его ближайших помощников: главное – смена установки и выращивание новой настоятельной потребности в эффективном школьном интернет-канале.

Шаг № 2. Организовать наступление с двух флангов. Во-первых, запустить обсуждение структуры и миссии сайта в ученических коллективах (провести деловые игры, дискуссии, конкурсы проектов, начать подготовку персональных страниц и т.п.); во-вторых, начать мотивационную и обучающую программу для учителей, чтобы совместно сформулировать задачи информационного представления разных сфер и нюансов школьной жизни. В процессе этой работы выделятся активисты, авторы инициатив и «рабочие лошадки», готовые взять на себя функции посредников.

Шаг № 3. Объединить два потока и провести ключевую встречу (деловую игру) – для выработки видения и определения структуры сайта. В таком режиме производства модель гарантированно не будет формальной: авторы инициатив станут «шефами-редакторами» своих разделов, наберут команды и сами сформулируют техническое задание для программистов.

Шаг № 4. Включить процесс сайтостроения и сайторазвития в образовательную программу школы; поставить перед кафедрами, методическими объединениями, школьными службами, классными параллелями и др. стратегическую задачу: «Вы должны постоянно быть на сайте!!» Если о каком-то подразделении месяц ничего «не слышно», значит, оно не работало. Такой подход не просто декларируется – он становится железным законом школьной жизни, практически условным рефлексом.

Шаг № 5. Развернуть глобальную систему учебы: наборщиков (практикумы по освоению клавиатуры), публикаторов, редакторов, репортеров, web-мастеров и «фотошоперов». Сетевой принцип «умеешь сам – научи другого»: ученики обучают педагогов и наоборот.

Шаг № 6. Создать административную инфраструктуру управления и развития сайтов. Наделить авторов проектов и руководителей инициативных групп (которые уже курируют свои рубрики и себя в этой деятельности показали) функциями «админов». С тяжким грузом ответственности, но также со всеми полагающимися бонусами. Для учеников руководство разделом – это общественное поручение, дополнительные баллы в рейтинг, путь самореализации, «сетевой статус» и т.д. Для педагогов – направление «горизонтальной карьеры», творческое самовыражение + канал публикации для себя и коллег и т.д.

Шаг № 7. Изменение системы требований и стандартов деятельности педагогов и учащихся в новых условиях. Инновационная школа вправе выставлять свои квалификационные требования, вносить изменения в должностные инструкции и требования к уровню подготовки выпускников. Администрирование либо сопровождение интернет-ресурса может стать обязательным условием для получения высшей категории, выдвижения на престижный конкурс либо направления на стажировку. С изменением системы требований можно считать машину запущенной: сайт заживет полной жизнью!

Алексей Бабетов, директор,
Мария Калужская, заместитель директора
по научно-методической работе гимназии «Корифей»,
г. Екатеринбург

Публикация статьи произведена при поддержке крупнейшего в России агентства по рекламе и маркетингу в интернете компании «Медиасфера». Многолетний опыт работы в области создания и продвижения сайтов гарантирует клиентам компании высокую эффективность. Если вам необходимо создание и раскрутка сайтов в Уфе – обращайтесь в «Медиасфера» – здесь вы реально платите только за результат. Компания сделает из вашего сайта качественный инструмент продаж, проведет аналитику и консалтинг вашего сайта, осуществит продвижение в социальных сетях и поисковых системах, проведет контекстную и медийную рекламу, создаст сайт с нуля или осуществит оптимизацию, доработку, редизайн существующего.

Рейтинг@Mail.ru