Работа по развитию школьного сайта –
процесс увлекательный и эффективный. Сегодня,
когда сайт гимназии «Корифей» ( www.koriphey.ru
) существует уже семь лет и его посетили примерно
500 тысяч пользователей, мы считаем себя вправе
выступить в роли опытных советчиков для школьных
«сайтостроителей».
Давайте посмотрим на строительство
сайта как на моделирование интерактивной
образовательной среды.
Итак:
Ваш сайт – хранилище информации? –
М-м-м… Тогда он рискует превратиться в пыльный
чулан L.
Сайт – глянцевая визитная карточка,
представляющая вас в наилучшем виде? Есть
искушение законсервировать его в таком
идеальном состоянии. А где же повседневная жизнь
с ее задачами и прорывами?..
Сайт – административный центр, где по
полочкам разложена вся официальная информация?
Рай «для галочки», но, как свидетельствует
статистика, на такие сайты ходят по полтора
человека в день (админ и завучJ).
Сайт – творческая лаборатория? Очень
хорошо, но тщательно продумайте, кто и по каким
правилам будет в ней работать. Чтобы ваши
продукты радовали сердца не только их креативным
авторамJ.
Сайт – коммуникативное пространство?
Не утоните в море чатов и блогов + непременно
установите фильтры, чтобы избежать
экологической катастрофы!
Сайт – центр виртуального образования
для детей и взрослых? Сразу прогнозируйте
востребованность ваших программ, количество
учеников, т.е. рентабельность ресурса. Иначе
сетевое образование просто… повиснет в Сети.
Можно описать еще целый ряд сценариев
сайтостроения и связанных с ними ограничений и
рисков, но главное не в этом. Какую бы миссию (или
даже несколько таковых) ни выполнял ваш сайт, он
должен быть живым. Можно сказать и так: школьный
сайт сам должен быть виртуальной школой – со
всеми ее коридорами и закоулками, учебными
классами и буфетом, изостудией и актовым залом…
Чтобы любой человек – будь то родитель, ученик,
учитель, чиновник или просто случайный гость
(даже в первую очередь он!), – приоткрыв дверь,
увидел активную и заманчивую деятельность и
захотел войти, прогуляться, а потом вернуться и
совершить подробную экскурсию. Поболтать с
озабоченными родителями первоклассников,
проконсультироваться с психологом, посетить
пару уроков, подключиться к выпуску очередной
газеты, побывать на премьере школьного
спектакля...
Надо, чтобы после такой экскурсии
гость смог унести с собой не только впечатления,
но и вполне осязаемые вещи: рекомендации,
сценарии, описания технологий, маршруты летних
путешествий и т.д., и т.п. Чем щедрее мы делимся с
окружающими, тем богаче становимся сами, – эта
простая истина работает и в виртуальном мире.
Как видите, вырисовываются сразу
несколько основных факторов жизнеспособности
школьного сайта:
– воспроизведение в режиме on-line
реальной событийности школьной жизни;
– работа с различными целевыми аудиториями
(главные из которых – ученики, родители и
педагоги школы);
– набор «простых и сермяжных», но необходимых
сервисов (постоянная публикация расписаний,
домашних заданий, планов занятий, праздничных
календарей, программ работы на неделю,
объявлений о семинарах и собраниях и т.д., и т.п.).
И при всем этом – удобная навигация,
приятный интерфейс с корпоративной символикой,
отражение всех и всяческих успехов
представителей школьного сообщества, широкое
поле для продуктивной деятельности всех
желающих.
Мы, например, создали корпоративный
сайт. Что означает корпоративность
применительно к сетевому ресурсу? То, что он
ориентирует свою деятельность на определенные
сообщества: школьное прежде всего +
профессиональное + (возможно) родительское +
ученическое… Вовсе не обязательно (даже не
стоит) делать этот охват слишком широким:
стараясь обратиться ко всем, вы можете упустить
главных адресатов – собственных коллег,
школьников, родителей.
Но задумывая такой сайт, необходимо
учесть: корпоративный канал работает на вас при
условии, что вы не только представляете себе, что
такое сайт и корпоративность, но и точно
определяете ожидаемый результат от
продуктивного взаимодействия этих понятий.
Здесь нам поможет видение – образ «лучшего в
мире» сайта, разработка его структуры и описание
механизмов воздействия на «потребителя». И
(обязательно) ресурсов его саморазвития.
Видение следует постоянно обновлять –
«встряхивать» и корректировать – в зависимости
от:
– общих тенденций времени
(технологических новшеств, появления новых
программных продуктов, общественных сдвигов и
др.);
– развития вашей организации (формулировки
новых целей и задач – открытия новых горизонтов);
– появления новых целевых аудиторий;
– потребности в новых тематических разделах;
– подключения к работе новых групп и личностей;
– появления новых сетевых партнеров.
Каждый учебный год мы начинаем с
деловой игры «Суперсайт: что дальше?..»,
объединяющей педагогов, учеников, родителей,
управленцев и программистов. Так в сентябре
появляется «картинка» ближайшего развития
нашего ресурса, анализ его плюсов и минусов.
Особую опасность представляют собой «отмирающие
ткани», т.е. те рубрики и разделы, которые,
возможно, когда-то были востребованы и
пополнялись, но сейчас пребывают в состоянии
рудиментов. От них следует быстро избавляться!
Случайно зайдя на «мертвую» страницу, посетитель
может предположить, что таков и весь сайт:
обновляется только «парадное крыльцо», а по
углам завелись пауки…
Вы уже представляете образ сво-его
ресурса в недалеком будущем? Определили целевую
аудиторию и форму обращения к ней?
Теперь займемся логистикой!
Сначала на бумаге: подробно распишем
все рубрики, разделы, страницы и механизмы их
функционирования. Делаем это командным подрядом,
чтобы затем каждый «начальник» своей страницы
мог свободно в ней размещаться, публиковаться,
организовывать общение. Поэтому сперва он должен
(даже через «не хочу» и «не умею») письменно
изложить следующие пункты: название, тематику,
контент, предполагаемый объем, темп обновления,
механизмы представления информации (текстовый
файл, поток публикаций, режим архивирования,
система поиска, ссылки и т.д.) и возможности
обратной связи (опросы, анкетирование, форум, чат,
блоги, возможность послать письмо на mail и т.д.).
Структура сайта обычно реально
отражает организационно-управленческую модель
школы: если ресурс создан программистами (своими
ли, привлеченными – не важно) по заказу
администрации, то мы входим в четкую,
иерархизированную систему с фиксированным
содержанием: вот парадные фотографии с перечнями
достижений, вот образовательная программа, вот
учебный план; для педагогов с их методическими
находками и поурочными планами – своя епархия;
для учеников – своя. Технологически здесь все в
порядке: есть и новости, и гостевая книга, и форум,
и какая-нибудь художественная галерея или
литературная гостиная. Но обратите внимание:
никто не лезет в чужой огород, все по полочкам, а
публикаторы – анонимы.
Оно и понятно: сайт обслуживается
одним или несколькими специалистами (чаще всего
– учителями информатики и/или
старшеклассниками), у которых вполне
определенные технические задачи. Поступила
информация – опубликуем; закипела на форуме
какая-нибудь нештатная дискуссия с
ненормативной лексикой – прикроем…
Ну а сейчас обратимся к самому
главному – к тому, как превратить сайт в
общешкольное дело.
Вообразите себе такую школу, в которой
большинство педагогов с детьми не встречаются, а
время от времени передают конспекты своих уроков
учителю информатики: перескажи, мол, как
сможешь… Не все тексты написаны «на чистовую»,
кое-что вообще взято из энциклопедического
словаря. Мало того, учителя толком не
представляют, в каком темпе и стиле детям эти
сведения доставлять. И как потом проверять, дошла
ли информация до адресата, как он ее усвоил, хочет
ли пообщаться или предпочитает в уголке с другом
частную жизнь обсудить… И вот мучается наш
посредник, размещает сведения по разным папкам,
редактирует на свой страх и риск. А если ученики
все-таки захотят с педагогами коммуникацию
наладить, то опять же к нему свои вопросы и
суждения тащат. Передайте, мол…
Картина получается безрадостная. А
ведь многие сайты российских школ именно так и
существуют. Но как учительница МарьИванна узнает
о том, что ученик Сидоров, скажем, с юбилеем ее
поздравил в гостевой книге? Или письмо ей написал
с ценными предложениями по подготовке
выпускного? – А через того же несчастного
посредника-информатика, который к ней на
перемене подходит и сообщает: «МарьИванна, вас
Сидоров с юбилеем поздравил в гостевой книге!»
«А-а, спасибо, ну ответь там ему от меня
чего-нибудь хорошее».
Так и живет школьный сайт, доверенный
одному или нескольким стахановцам из
виртуального забоя. Коллектив сам по себе – сайт
сам по себе.
Для того чтобы этого не произошло,
требуется совершить несколько радикальных
шагов.
Шаг № 1. Вовлечь и смотивировать
директора и всю административную команду. Как
правило, наиболее успешными являются сайты тех
школ, где директора сами в авангарде движения за
новые виды коммуникаций. Все равно требуется
«разогрев» и обучение всех менеджеров: только
испытав на себе очевидные преимущества сетевого
общения и самопредставления, они начнут
втягиваться и вовлекать педагогов. Если директор
– «чайник», то начинать надо с него и его
ближайших помощников: главное – смена установки
и выращивание новой настоятельной потребности в
эффективном школьном интернет-канале.
Шаг № 2. Организовать наступление с
двух флангов. Во-первых, запустить обсуждение
структуры и миссии сайта в ученических
коллективах (провести деловые игры, дискуссии,
конкурсы проектов, начать подготовку
персональных страниц и т.п.); во-вторых, начать
мотивационную и обучающую программу для
учителей, чтобы совместно сформулировать задачи
информационного представления разных сфер и
нюансов школьной жизни. В процессе этой работы
выделятся активисты, авторы инициатив и «рабочие
лошадки», готовые взять на себя функции
посредников.
Шаг № 3. Объединить два потока и
провести ключевую встречу (деловую игру) – для
выработки видения и определения структуры сайта.
В таком режиме производства модель
гарантированно не будет формальной: авторы
инициатив станут «шефами-редакторами» своих
разделов, наберут команды и сами сформулируют
техническое задание для программистов.
Шаг № 4. Включить процесс
сайтостроения и сайторазвития в образовательную
программу школы; поставить перед кафедрами,
методическими объединениями, школьными
службами, классными параллелями и др.
стратегическую задачу: «Вы должны постоянно быть
на сайте!!» Если о каком-то подразделении месяц
ничего «не слышно», значит, оно не работало. Такой
подход не просто декларируется – он становится
железным законом школьной жизни, практически
условным рефлексом.
Шаг № 5. Развернуть глобальную систему
учебы: наборщиков (практикумы по освоению
клавиатуры), публикаторов, редакторов,
репортеров, web-мастеров и «фотошоперов». Сетевой
принцип «умеешь сам – научи другого»: ученики
обучают педагогов и наоборот.
Шаг № 6. Создать административную
инфраструктуру управления и развития сайтов.
Наделить авторов проектов и руководителей
инициативных групп (которые уже курируют свои
рубрики и себя в этой деятельности показали)
функциями «админов». С тяжким грузом
ответственности, но также со всеми полагающимися
бонусами. Для учеников руководство разделом –
это общественное поручение, дополнительные
баллы в рейтинг, путь самореализации, «сетевой
статус» и т.д. Для педагогов – направление
«горизонтальной карьеры», творческое
самовыражение + канал публикации для себя и
коллег и т.д.
Шаг № 7. Изменение системы требований и
стандартов деятельности педагогов и учащихся в
новых условиях. Инновационная школа вправе
выставлять свои квалификационные требования,
вносить изменения в должностные инструкции и
требования к уровню подготовки выпускников.
Администрирование либо сопровождение
интернет-ресурса может стать обязательным
условием для получения высшей категории,
выдвижения на престижный конкурс либо
направления на стажировку. С изменением системы
требований можно считать машину запущенной: сайт
заживет полной жизнью!
Алексей Бабетов, директор,
Мария Калужская, заместитель директора
по научно-методической работе гимназии
«Корифей»,
г. Екатеринбург