Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2006

Позиция

«Гимназиям нужен особый статус»

Побеседовать с научным руководителем Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга Натальей СВИРИНОЙ оказалось непросто: как у одного из организаторов конференции у нее была масса забот. Тем не менее она любезно согласилась выделить в своем напряженном графике время для рассказа об ассоциации и ее работе.

– Наталья Михайловна, каким образом и для чего появилась на свет Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга?

– Мы создали ассоциацию в 2003 году после первой конференции, которую проводили для гимназий Санкт-Петербурга. Нам показалось, что настал момент не просто встретиться и поделиться друг с другом опытом, но и глубже подумать о перспективах гимназического образования в современной России. Когда мы предложили учредить ассоциацию, оказалось, что морально гимназии к этому готовы. То есть перешли от внутренней конкуренции к следующему этапу – узнавания друг друга и объединения усилий для совместных действий административного характера. Все поняли, что гимназиям нужна своя трибуна. Кроме того, так совпало, что в том году наш город праздновал свое 300-летие, и поэтому, можно сказать, наша ассоциация стала подарком городу к юбилею.


Н.Свирина:
«Гимназии работают
на гуманитарное
развитие личности»

После того как прошли еще три конференции (включая нынешнюю) и судя по тому, как увеличивается количество гимназий и лицеев, приезжающих к нам из регионов, мы окончательно убедились, что идея ассоциации была неслучайной. И я думаю, у гимназий в Санкт-Петербурге и вообще в России хорошая перспектива.

Гимназии уже заняли определенную нишу в системе образования. И, несмотря на то что положение их в стране может разниться (в зависимости от региона, политики местного руководства etc), важно то, что гимназии качественным образованием, выпускниками и широтой их эрудиции смогли доказать свой высокий уровень, показать, в чем серьезное отличие гимназии от других образовательных учреждений. И именно эту гимназическую нишу нужно сейчас упрочить, узаконить.

России как образовательному пространству, в котором исторически уделяется большое внимание детям, их образованию, совершенно необходимо Положение о гимназическом образовании. Гимназия должна иметь определенный статус, на который бы никто не посягал: ни отдельный департамент, ни комитет, ни чиновники района или города.

– Какова роль ассоциации в подготовке такого положения?

– Во-первых, еще год назад мы сами написали текст положения и отдали его в наш Комитет по образованию. Во-вторых, мы очень рады, что наша деятельность стала заметной в городе и у нас состоялась совместная встреча координационного совета Комитета по образованию Санкт-Петербурга с советом Ассоциации гимназий. На этой встрече решался вопрос о необходимости создания Положения о гимназическом образовании. Мы рассчитываем, что 1 сентября 2007 года, по словам руководителя Комитета по образованию Ольги Ивановой, такое положение выйдет в свет.

И естественно, мы убеждены в том, что подобный документ должен распространиться по всей территории России, дойти до каждого города, где есть гимназии, чтобы эти образовательные учреждения могли спокойно работать и учить детей, а не отстаивать каждодневно свои права.

– В чем еще состоит работа Ассоциации гимназий?

– Мы будем продолжать устраивать ежегодные конференции. В этом году к нам приехали новые директора, новые педагоги из гимназий и лицеев, круг единомышленников растет, и это нас, конечно, вдохновляет.

Будем развивать дальше работу с самими гимназистами. Например, мы намерены продолжать устраивать Городские гимназические ученические чтения (или – конференции победителей). Мы проводим это мероприятие уже в течение нескольких лет в мае. На чтения приезжают дети, чьи исследовательские работы заняли первые места в своих гимназиях на конференциях по предметным областям. У нас собирается большое жюри, около 70 человек, – это представители высшей школы, доктора и кандидаты наук, специалисты научно-исследовательских институтов. Дети имеют возможность общаться с этими учеными, друг с другом, обсуждать вопросы своих работ. Лучшие из гимназистов получают дипломы лауреатов. В прошлом году были предложения сделать эти чтения всероссийскими. Мы будем этому очень рады, но, наверное, для того чтобы воплотить это в жизнь на должном уровне, нам не обойтись без каких-то материальных вливаний. Такие меро¬приятия сегодня здорово поддерживают детей, мотивированных на обучение, стремящихся к научным знаниям. К тому же общение с преподавателями вузов помогает детям выбрать для дальнейшего обучения то или иное учебное заведение.

Другое мероприятие, которое мы проводим для детей, – ежегодный городской семинар по школьной журналистике. Собираются старшеклассники, а иногда даже дети из среднего звена – то есть те, кто хочет заниматься журналистикой в будущем, или те, кто сейчас выпускает в школе газету, журнал или альманах. Для них наши петербургские профессиональные журналисты проводят обучающие семинары. При этом ребенок может выбирать из множества мастер-классов именно тот, который интересен лично ему. В этом году у нас, к примеру, было 14 мастер-классов, и каждый школьник мог побывать в течение семинара на двух из них. То же самое устраивается и для учителей. Помогают проводить семинар Ассоциация детской прессы (журналы «Автобус», «Костер», газета «Пять углов») и факультет журналистики Санкт-Петербургского института гуманитарного образования.

Пытаемся поддерживать и высокий уровень гимназического учителя, средний возраст которого сегодня – 45 лет. Прежде всего стараемся организовывать обучающие семинары для педагогов-предметников. Вторая сторона такой работы – проведение семинаров по исследовательской деятельности. Скажем, в этом году мы устраивали семинар для словесников, объясняющий, по каким методикам и технологиям нужно работать с детьми, которые хотят писать выпускную исследовательскую работу по литературе.

Таким образом, в поле зрения ассоциации учителя и гимназисты находятся постоянно.

– Что вы думаете о роли гимназии в контексте профильной школы?

– Эта линия мне видится перспективной и не внушающей никаких тревог, хотя, конечно, я не директор школы и какие-то вещи могу оценивать по-другому. Я убеждена в том, что положение санкт-петербургских гимназий сегодня стабильное. У них отличный преподавательский состав, методическая база, прекрасный опыт, замечательные традиции исследовательской деятельности. Единственное, что особенно актуально в связи с введением профильной школы, – это принятие Положения о гимназическом образовании, о котором мы говорили выше.

Отличие гимназий от профильной школы вполне ясно. Сильнейший культурологический компонент гимназий, преподавание с первого класса риторики, музыки, актерского мастерства – все это работает на общее гуманитарное развитие личности, обеспечивает вхождение в культурный контекст. Отдельная миссия гимназии – обучение работе с текстом. Умение воспринимать текст, анализировать его, вступать в диалог, аргументировать свою позицию – все это дает гимназическое образование.

Особая роль гимназического образования в системе образования России очевидна. Главное для гимназий – сохранить и приумножить то, что уже наработано. И мы приглашаем к сотрудничеству и диалогу всех, кто готов обсуждать с нами проблемы современного гимназического образования и образования вообще.

Беседовала Яна САРТАН

Рейтинг@Mail.ru