Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2006

Книжная полка

Л.В. Загрекова, В.В. Николина
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

М.: Высшая школа, 2004

Не секрет, что современное состояние отечественного образования вызывает озабоченность как у представителей психолого-педагогической науки, так и у непосредственно занятых в учебном процессе педагогов и руководителей школ. В частности, критическую оценку получают недостаточно обоснованные попытки переделать сложившуюся систему обучения «в соответствии с требованиями времени». При этом многие нововведения носят громкое название новых образовательных технологий, но не всегда являются таковыми на самом деле. В связи с этим перед школьной администрацией встает задача разобраться, какие новшества допустимы, какие из них могут быть названы образовательными технологиями и, наконец, насколько они будут полезны и эффективны в условиях конкретного учебного заведения. В поисках ответа на эти и другие касающиеся содержания и методов обучения вопросы данная книга может оказаться полезной.

Авторы поставили перед собой задачу не только описания образовательных технологий, но прежде всего осмысления их методологических и теоретических обоснований.

Они рассматривают педагогическую технологию как новую отрасль педагогического знания и в качестве ее методологических принципов называют системный, деятельностный и личностный подходы. Они различают педагогическую технологию в широком смысле как проект педагогической системы и в узком – как последовательность действий всех субъектов образовательного процесса.

В пособии выделены три уровня использования педагогических технологий в образовательной практике. Общепедагогическая технология характеризует целост¬ный образовательный процесс в учебном заведении; частно-методическая, или предметная, технология объ¬единяет совокупность используемых методов и средств в рамках одного предмета; и, наконец, локальная технология касается отдельных составляющих учебного процесса, например технологии самостоятельной работы.

В книге дана характеристика основных видов педагогических технологий в зависимости от направлений их приложения: управление усвоением учебных знаний, изменение содержания образования, усиление личност¬ного компонента обучения и т.п. Самостоятельные главы посвящены технологиям полного усвоения, модульного обучения, проектного обучения, диалоговым и игровым технологиям. Особого внимания заслуживает последняя глава – «Условия успешной технологизации процесса обучения». Речь идет о методологической культуре учителя. За этим относительно новым для педагогов понятием скрывается достаточно простое содержание – способность принимать профессионально обоснованные (в том числе и неординарные) решения.

Данное издание не относится к категории практико-ориентированных пособий, содержащих в себе конкретные рекомендации, но в нем проанализированы принципиальные требования к проектированию технологий обучения. Именно поэтому оно может стать некой опорой для директоров школ и их заместителей но научной работе при организации, например, экспериментальной работы в учебном учреждении.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru