Десятилетний Парк
Памяти Милослава Балабана
В 1996 году началась работа Парка открытых студий (ПОС) – эксперимента, построенного в НПО «Школа самоопределения» на основе концепции Милослава Александровича Балабана «Школа-парк».
Десять лет ребята разных возрастов – с пятого по девятый класс – сидели рядом за партами в одних парк-студиях. Помогали друг другу определять интересные для себя предметы, организовывать досуг, находить важные только для себя занятия. Десять лет они пользовались правом выбора преподавателя, у которого хотели учиться, и участвовали в оценке результатов своего труда...
На празднование первого юбилея пригласили выпускников Парка. Одним из них была я – Парк меня многому научил, и пять лет назад я сменила педагогическую работу на экспертную и журналистскую.
Заранее договорились, что подарком от нас, гостей, Парку будет демонстрация его сегодняшним обитателями того, что мы умеем, чем увлекаемся. Ребята-выпускники провели свои парк-студии, в которых в этот день занимались ученики и учителя Парка и приглашенные на празд¬ник гости. А мой подарок Парку – эта статья, в которой я постараюсь рассказать о том, что увидела и поняла за этот удивительный день.
Торжественная часть
Актовый зал, украшенная сцена, торжественные речи, фильмы о прошлом – словом, все как обычно на школьных праздниках. Меня представляют как основателя и вдохновителя. Но какой же у Парка может быть основатель? Мы начинали вместе – двадцать учителей и пятьдесят учеников. Все страшно боялись, многого не понимали, поддерживали друг друга, верили, отчаивались, искали выход из сложнейших ситуаций – и снова верили, работали, учились. Парк рос. Сегодня в Парке около 70 учеников, несколько возрастных групп. Новые люди – новые студии. Это естественно, так и должно быть. Парк не может строиться, он растет и развивается.
На сцене наши выпускники. Им задают по-детски сентиментальные вопросы.
– Скажите, чему вы научились в ПОС (давно ставшее для всех привычным сокращение)?
– Да мы там только отдыхали! Ну если только следить за своими отметками. Понимаете, в институте мне легче учиться, чем остальным: они привыкли, что им на их двойки кто-то укажет, а я знаю, что за все отвечаю только я сам.
– Расскажите какую-нибудь историю о ПОС, что-нибудь веселое, интересное.
– Нет, я не буду рассказывать историю, потому что не хочу одного выделить, а про другого забыть.
– Вы хотели бы вернуться в ПОС?
– Нет, конечно. Мне здесь было хорошо, но зачем возвращаться? В жизни столько интересного!
Зал замер. Откуда у двадцатилетних такая житейская мудрость? Пожалуй, ребята правы.
Их мало чему научили – ведь на самом деле каждый учился сам, и только сам. И отвечать за свои отметки они привыкли сами, причем не потому, что их заставляли: следи за отметками, – а потому что выхода другого не было, система не позволяла. И особо выделять кого-то из множества людей, которых уважаешь (а уважали и уважают в ПОС всех), пожалуй, не вполне корректно. И тосковать о прошлом бессмысленно: куда важнее уметь его оценить и уверенно делать шаги в будущее. А в том, что все выпускники учатся (некоторые одновременно в двух институтах), большинство работает (и очень увлеченно), нет ничего удивительного. Они еще в школе учились сами строить свою жизнь и жить с удовольствием.
Торжественная обстановка сразу сменилась домашней. Начался спектакль, который в качестве подарка юбиляру подготовили сегодняшние ПОСовцы. А потом всех пригласили на студии.
Парк-студии
выпускников
Четыре парк-студии заявили выпускники. Степан и Иван увлекаются автомобилями – их студия называлась «Автокружок». Сергей любит играть на электрогитаре – он пригласил к себе всех, кто хочет понять, чем электрическая гитара лучше классической (Сергей в этом уверен!). Татьяна учится на юриста и уже работает по специальности – она объясняла пришедшим на ее студию правила ведения судебного процесса. Василий недавно работал продавцом-консультантом магазина «Адидас» – к нему пошли те, кого заинтересовала история этой фирмы и условия самой популярной у молодежи работы – работы продавца-консультанта.
Я много раз пыталась объяснить учителям, что такое «парк-студия», чем она отличается от урока. Редко удавалось: люди, привыкшие учиться и учить в класс-школе, с трудом что-то меняют в своей работе. Им¬принтинг (запечатление) оказывается сильнее уговоров и объяснений. Впервые занятия в студиях вели те, для кого они естественны, привычны. Перебегая из кабинета в кабинет, я пыталась понять, что же для этих ребят главное в парк-студиях.
Никто из них не начал со слов: «Сегодня мы с вами познакомимся с...». Напротив, они спросили, что больше всего заинтересовало пришедших именно в этой студии. Степан с Иваном продержались целый урок, лишь отвечая на вопросы мальчишек, и только потом перешли к тому материалу, который приготовили заранее, объясняли интересно, весело: Василий тоже сначала ответил на все вопросы ребят; Сергей немного устал: оказалось, что к нему пришли скорее не с вопросами, а с желанием послушать музыку, – к часовому концерту он не был готов.
В открытом образовательном пространстве начало занятия студии в виде диалога, построенного на вопросах и запросах учеников, довольно обычно. Если этого не сделать, у ребят останется чувство неудовлетворенности, они будут разочарованы: шли за одним, а получили совершенно другое. А вот Татьяна, на мой взгляд, предложила новую методику работы в студии, точнее – начала длительной и интересной работы.
Судебный процесс
Татьяна приготовила разные варианты работы и предложила гостям выбрать из них тот, который их больше всего привлекает. Можно было просто поговорить о том, что такое судебный процесс; научиться писать исковые заявления; проиграть модель судебного процесса. Ребята выбрали третий вариант.
На всю работу – час пятнадцать минут. После того как группа выбрала, чем заниматься, Татьяна раздала всем «список действующих лиц» для их будущего совместного спектакля. У каждого присутствующего перед глазами появились не только обозначения всех участников судебного процесса, но и их основные права и обязанности: судья, секретарь, истец, ответчик, представитель, третьи лица... Даже переводчик. «Эх, я была бы переводчиком! – сказала одна девушка. – Только кому я буду переводить?» Понятно, она интересуется иностранными языками. Я попробовала для нее играть роль английской туристки, но мы быстро поняли, что в нашем лексиконе нет множества специфических терминов, необходимых для перевода происходящего. «Да, чтобы мне переводить на судебном процессе, нужно здорово подучиться», – сказала она и отказалась от своей затеи.
Тем временем иссяк поток вопросов о функциях различных участников модельного судебного процесса. Татьяна зачитала свою заготовку происшествия и предложила выбрать роли. Ребята быстро распределились, а я подумала: «Как же они успеют за оставшиеся сорок минут придумать для себя речи, выучить их, сыграть?»
Но все оказалось гораздо проще. «Рыбы» для каждого участника были заготовлены заранее, осталось только внимательно прочитать, понять, добавить (при желании) что-то свое. Это ребята сделали с легкостью, студия была закончена вовремя.
Но вопросы остались. «Прокурор» уточнял, правильное ли решение, на Танин взгляд, он вынес; истец спрашивал, можно ли было привлечь дополнительных «третьих лиц»; ответчик узнавал, какими справками он не запасся перед судом. Если бы студия продолжалась, например через неделю, уверена, что все ребята обязательно пришли бы на нее – работа была явно не закончена. Постепенно можно было бы самим писать сценарии судебных процессов, меняться ролями, импровизировать.
Итак, была предложена следующая модель работы в парк-студии:
- Выбор общего поля деятельности.
- Работа по чужим (учитель¬ским) заготовкам.
- Постепенный переход к собственному сценарию.
- Поэтапный анализ полученной и использованной информации.
Открытие
Закончился праздник. Каждый вынес что-то важное для себя. Сегодняшние ПОСовцы радостно обсуждали то, чему их научили выпускники. Выпускники поняли, что они знают гораздо больше, чем даже сами думали. Учителя гордились и теми, и другими. «Может быть, сделать такие праздники регулярными?» – спросил кто-то. Хорошо бы...
Для меня самым счастливым моментом было открытие, которого я ждала уже больше пяти лет. Один из бывших ПОСовцев смог показать свои таланты (а может, их небольшую часть?) именно в этот день. Его речь была плавной и разумной, ни одного лишнего слова, все логично и четко, сам – спокойный, уверенный. Раньше ему никогда не удавалось показать себя таким в стенах школы, мы часто просто не понимали друг друга. Обменялись скупыми комплиментами, улыбнулись, и он ушел – деловой, уверенный в себе человек.
А я все думаю: для кого этот день был важнее? Для учеников ПОС? Для учителей? А может, все-таки для выпускников?
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Каким должен быть ученик в ПОС?
Человек, учащийся в ПОС, должен хорошо владеть собой. Во всяком случае если он хочет чего-нибудь в жизни добиться. Система обучения в Парках открытых студий дает большое право выбора, ученик может не ходить на историю и на многие другие студии, без которых никуда поступить нельзя. Поэтому идея в ПОС: ты должен хорошо представлять, что тебе понадобится для профессии, а что нет. Вообще у любого человека должна быть цель. А ПОСовцу... без нее не прожить.
Алексей Б.
Парки – свобода и ответственность
Я учился в Парках два года – восьмой и девятый класс.
Конечно, в парковской системе есть свои трудности. Когда человеку резко дают большую свободу, он может потеряться и перестать учиться вообще. В этот момент большую роль играет тьютор. Он и другие учителя помогают использовать эту систему себе на пользу, а не во вред.
Самое важное, что получает ученик Парков, – умение планировать. Сама система заставляет делать выбор, составлять свое расписание. То есть человек становится сам организатором своего учебного процесса, а не кто-то это делает за него.
Организация жизни в Парках как бы ломает возрастную разницу и фактически заставляет ребят разного возраста взаимодействовать друг с другом.
Альберт АЛЕКСАНДРОВСКИЙ,
ученик 11 класса
А все-таки ПОС – это здорово!
В принципе мне нравиться работать учителем биологии в Парках открытых студий. Главное достоинство – ребята умеют самостоятельно работать. Те, кто приходит на студию, действительно заинтересованы в работе, поэтому урок получается продуктивным и результативным. Есть, конечно, и трудности. Для меня, например, сложно работать в группе сменного состава – получается, что каждый раз «первый раз в первый класс». Обидно, когда это происходит из-за того, что часть ребят пропускает студию по уважительным причинам. Но все возникающие проблемы всегда можно конструктивно решить с руководителем эксперимента Шаговой Т.С.
Екатерина Анатольевна РОМАНОВА
ПОС как объединяющее пространство
ПОС – это эксперимент, отличается от других классов. Например, там другие уроки, то есть уроки начинаются пораньше, чем в других классах. Еще в ПОС расписание другое. Нам раздают в начале года листок с расписанием уроков. Мы выбираем себе уроки, на которые мы бы хотели ходить. Но его можно и поменять, если тебе эти уроки не нравятся. Мне кажется, что ПОС – это такое пространство, которое объединяет людей.
Наташа АЛИЕВА
Об экскурсиях в ПОС
Недавно мы ездили в музей имени Алексея Бахрушина. Он был заядлый коллекционер, любил театр и прямо-таки души в нем не чаял! Он тратил все деньги семьи на свою коллекцию!
Я считаю, что познавательные поездки очень полезны для нас, они развивают нашу эрудицию и при том это возможность выехать куда-нибудь, ведь не все дети могут выехать в центр и погулять там, а тем более и учиться при этом! Мне нравятся эти поездки. Ведь это очень интересно!
Рита МОРОЗОВА
|
|