Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2006

Коллеги

Неизвестный герой

У каждого директора должен быть хороший заместитель

Нет никаких сомнений в том, что работа современного директора школы очень сложна. Однако существует другая категория школьных администраторов с широким кругом обязанностей, чей вклад крайне редко упоминается в специальной литературе. Последние два года я провел на посту заместителя директора: сначала в начальной школе (это было частью моей практики), а в этом году – в качестве замдиректора средней школы. Не раз и не два за эти годы я задавался вопросом: во что же я вляпался? Однако пути назад нет.

Размышляя о той роли, которую играет заместитель директора школы, я представляю свой типичный рабочий день. Я прибываю в школу примерно в 7.10 утра, за пять минут до прихода секретарши, отпираю кабинет и достаю из портфеля заявку на грант, над которой работал во время выходных. Я напоминаю себе, что, перед тем как отослать заявку в окружное управление образования, мне нужно встретиться с коллегой из другой средней школы.

Я включаю компьютер и прослушиваю автоответчик. Прекрасно! Всего три сообщения. Занося информацию о звонках в свой блокнот, я прикидываю, на какой из них следует ответить прежде всего. К этому моменту секретарша и мой начальник уже пришли на работу. Мы здороваемся, и директор напутствует меня своим любимым выражением: «Впереди еще один день, в котором мы должны добиться успеха!»

Найти замену

Согласно записи в моем ежедневнике, на 7.30 у нас намечено обсуждение индивидуальных учебных планов. Однако секретарша звонит мне, чтобы сообщить, что один из наших учителей не выйдет на работу, а тот, кто должен его заменить, еще не прибыл. Мне придется провести часть урока английского языка в седьмом классе, пока не появится учитель на замену, поэтому я спрашиваю директора, может ли он один просмотреть учебные планы. Да, он может. Я выражаю ему свою благодарность и тороплюсь выяснить, что дети должны узнать на сегодняшнем уроке. Ученики приходят в класс и забрасывают меня вопросами: что случилось с учителем? Когда прибудет сменщик? К счастью, вскоре появляется и он сам, так что я могу вернуться к своему обычному распорядку.

Сейчас мне нужно позвонить людям, которые оставили сообщения на автоответчике, но меня вновь отрывают. Одна из наших сотрудниц сообщает мне, что некто желает зарегистрировать ученика. Новичок переезжает в наш город из другого штата, причем раньше он никогда не жил с этим родителем. Никаких документов на него нет. «Что делать?» – спрашивает меня подчиненная. Я смутно припоминаю, что нужно заполнить какую-то форму, но на всякий случай звоню в школьный округ, чтобы удостовериться. Там подтверждают, что такая форма действительно существует, и немедленно отправляют мне образец по электронной почте. (Отмечаю в записной книжке: нужно завести папку специально для этой формы, а также выяснить, какая у нас существует политика для решения подобных вопросов.) Я показываю посетителю образец документа и объясняю, что ему нужно сделать.

Время пройтись по классам, пока меня снова не оторвали. Я захожу к шестиклассникам, которые на уроке истории разыгрывают сценки из жизни первобытного человека. Когда я появляюсь в классе, они встречают меня бурными аплодисментами. Про себя я надеюсь, что они сохранят свой энтузиазм вплоть до выпускного класса.

Драка в школе

Небольшое ЧП: ко мне в кабинет отправили двух учеников, которые затеяли драку во время перемены. Секретарша усадила их писать объяснительные записки, а я пытаюсь выяснить подробности. Судя по всему, конфликт начался с обзывательств, а потом перерос в драку. У одного из забияк под глазом синяк, медсестра прикладывает к больному месту лед. После краткого разбирательства я принимаю решение отстранить зачинщика драки от занятий. Звоню родителям обоих и пишу записку с объяснением причин отстранения.

Учитель заходит ко мне, чтобы узнать, что нужно делать с новыми портфолио учеников. Я объясняю, что каждая кафедра должна хранить потрфолио учеников по своему предмету отдельно. (Отмечаю в записной книжке: нужно сделать единый образец обложки для портфолио и попросить сотрудников офиса размножить его, чтобы учителям не пришлось заниматься этим самостоятельно.)

В этот момент появляется отец отстраненного от занятий драчуна, и мне надо поговорить с ним. По понятным причинам он рассержен и считает, что его сын не заслужил наказания. В конце концов, другой мальчик начал обзываться первым, что и спровоцировало драку.

Начался четвертый урок, и следующий пункт моего расписания – встреча с учительницей, которой завтра предстоит аттестация. Она работает в школе всего второй год и полна энтузиазма. Вместе мы проводим своеобразную репетицию завтрашнего события.

Дальше мне нужно еще раз проверить список учеников, которым я бы хотел рекомендовать дополнительные занятия по математике в рамках специальной программы. Письмо с описанием программы будет направлено родителям всех учеников, которые набрали меньше 40% в стандартных тестах по математике. Я прошу секретаршу подготовить наклейки с адресами, чтобы мы могли отправить письма уже сегодня. Надеюсь, нам удастся заинтересовать хотя бы нескольких учеников.

Секретарша напоминает мне, что у одного из воспитателей, который должен смотреть за порядком во время ланча, сегодня выходной. Поэтому мы с директором направляемся в столовую, чтобы проследить за всем лично. Мы рассказываем друг другу о том, как прошло утро, и общаемся с детьми.

Рассерженный родитель

Проведя полтора часа в столовой, наблюдая за порядком во время ланча, я не успел поесть, поэтому быстро разогреваю в микроволновке принесенный из дому обед и ем прямо за рабочим столом. Красная лампочка на телефонном аппарате мигает: это значит, что на автоответчике меня ждут новые сообщения. Я прослушиваю их и решаю, на какое нужно ответить прежде всего.

Тем временем у меня в кабинете появляются две девочки, которых послали ко мне писать объяснительные записки. Предположительно одна из них распространяет о другой некие «слухи». Я разговариваю с обеими, и мы решаем их проблему (по крайней мере, я надеюсь, что инцидент исчерпан). Посылаю девочек обратно в класс, складываю их объяснительные в особую папку и думаю про себя, что сработал не хуже профессионального психолога.

Спокойное течение дня прерывает звонок от родителя, который рассержен по поводу чего-то, что случилось в классе вчера. Я спрашиваю, говорил ли он с учительницей. Мой собеседник очень возбужден, так что мне приходится отвести трубку от уха, чтобы не оглохнуть от его крика. Да, мне явно не стоит оставлять «проштрафившуюся» учительницу один на один с этим родителем. Я предлагаю назначить встречу. Мой собеседник чуть-чуть успокаивается и соглашается встретиться. Чуть позже я разговариваю с учительницей и выясняю, что она уже успела пообщаться с родителем и находится на грани истерики. Я заверяю ее, что ей не придется встречаться с ним один на один. Мы договариваемся о времени встречи, и я звоню родителю, чтобы подтвердить эту информацию.

Секретарша приносит мне прогноз оценок. Я бегло просматриваю его, определяя, кто из детей потенциально недотягивает до минимума, необходимого для выпуска. Таких двадцать человек. Я звоню школьному консультанту, и вместе мы готовим письмо родителям с приглашением встретиться. Признаться, я разочарован. Со многими детьми из списка мы работали отдельно и предлагали им дополнительную помощь, которой они не воспользовались. И вот печальный результат.

Нехорошие слова

Подходит к концу седьмой урок, мне нужно подготовиться к родительскому собранию. Но вновь звонок: кто-то из родителей оставил машину на стоянке, где обычно паркуется школьный автобус. Мне приходится выйти из здания, найти нарушителя и попросить его убрать автомобиль с неположенного места.

Звенит звонок, ученики вываливают в коридоры. Я разговариваю то с одним, то с другим, пока ко мне не обращается за помощью учитель, сопровождающий детей в поездке домой. Одна из учениц ругалась в автобусе. Я говорю с нарушительницей и предупреждаю, что следующая выходка подобного рода повлечет за собой отстранение от занятий. (Фиксирую в записной книжке: после собрания нужно позвонить ее родителям.)

Родительское собрание уже началось в актовом зале. Совершенно запыхавшись, я влетаю туда и прошу прощения за опоздание. Родители хотят, чтобы некоторые из детей прошли проверку, не нуждаются ли они в специальном обучении. Мы с консультантом не согласны и объясняем нашу позицию. Родители настаивают, мы убеждаем. В конце концов я обещаю посоветоваться со школьным психологом, и это решение устраивает всех.

15.30. Я вновь встречаюсь с директором школы. Сегодня мы почти не пересекались. Он сам называет это в шутку «разделяй и властвуй». Мы договариваемся о том, кто что делает завтра.

Время подумать

Я звоню родителям девочки, которая ругалась в автобусе, а затем отвечаю на другие телефонные звонки. Красная лампочка мигает снова: на автоответчике шесть сообщений. Весь следующий час я провожу в разговорах по телефону.

На семь вечера назначено заседание попечительского совета. Я живу в получасе езды от школы, поэтому решаю остаться и поработать до начала заседания. Чтобы не терять время даром, готовлю служебную записку для преподавателей английского.

Вспоминая подробности прошедшего дня, задаюсь вопросами: сделал ли я сегодня что-нибудь полезное? Прав ли я был, когда отстранил драчуна от занятий? Правильно ли разговаривал с родителями? Почувствовали ли директор школы и учителя мою помощь? Осознали ли ученики, что я уважаю их и забочусь об их интересах, даже если они ведут себя плохо? Произведет ли на чиновников из окружного управления образования впечатление моя заявка на грант?

У заместителя директора очень сложная и ответственная работа. Стив Гибсон правильно написал в статье, посвященной моим коллегам: «Если бы школа поместила объявление о приеме на работу с точным описанием обязанностей замдиректора, претендентов бы просто не нашлось!»

Мы отвечаем за дисциплину, помогаем директору оценивать работу учителей и других сотрудников, следим за порядком во время перемен, участвуем в аттестации, планируем собрания, выслушиваем жалобы родителей, замещаем начальство, когда его нет, посещаем спортивные соревнования, присутствуем на школьных дискотеках, представляем школу на совещаниях в школьном округе… Повторюсь, работа заместителя очень напряженная и требует не меньшей отдачи, чем работа директора.

Конец дня

Перед тем как отправиться на заседание попечительского совета, я проверяю почтовый ящик и обнаруживаю там запечатанное письмо, адресованное мне. По опыту знаю, что это, скорее всего, жалоба или какое-то требование от родителей. Затаив дыхание, я вскрываю конверт. «Спасибо за время и внимание, которое вы уделили нам вчера. Мы очень гордимся, что наш сын станет учащимся морского училища. У вас чудесная школа, и это заслуга руководства». Я облегченно выдыхаю. Честно говоря, я удивлен, потому что мы редко получаем похвалу от родителей.

Запирая свой кабинет, я нахожу записку, которую директор оставил мне: «Вы хорошо поработали!» Я думаю про себя, что, если моя работа кому-то помогает, значит, она стоит затраченных усилий.

Колин ДЖОНСОН
По материалам журнала «Leadership» подготовила
Юлия МИФАЕВА

Рейтинг@Mail.ru