Поставщик-потребитель
Статистика из обузы превращается в советчика
Это была далеко не первая конференция за последние несколько лет, обсуждавшая вопросы модернизации статистики образования.
Она состоялась в ГУ–Высшая школа экономики, и к ней подошли
с радикально другими результатами, которые могут существенным образом изменить ситуацию в образовательной статистике.
Тем не менее обсуждение направлений модернизации статистики образования и презентация нового инструментария государственного статистического наблюдения за учреждениями общего и начального профессионального образования не смогли заслонить собой острых углов.
Как говаривал Марк Твен, «существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». В полном соответствии с этим наблюдением весьма интенсивные обсуждения национальных проектов и приоритетных направлений развития образования наталкиваются на отсутствие тех или иных показателей, на ненадежность многих оценок.
Например, нет точных и полных данных о расходах на образование в России.
Также сложилась острая ситуация с оценкой показателей, связанных с компьютеризацией школ. Оказалось, что открытая информация не имеет ничего общего с фактическим состоянием дел. Данные о компьютеризации завышены в три-четыре раза по сравнению с действительностью.
Третий пример и вовсе фантастический. По прямому поручению руководства страны проводилось обследование всех российских общеобразовательных школ. Соответствующие службы обошли школы и заполнили формы отчетности, под которыми стоят две подписи – инспектора и директора школы. Так вот полторы тысячи школ, которые числились в списке, впоследствии не были обнаружены!
Но оставим эти факты на совести провинившихся и вспомним о хорошем.
Статистика приходит на помощь управлению школой. Причем как на уровне образовательного учреждения, так и в территориальных органах управления образованием. Так, по словам первого заместителя начальника Департамента образования администрации Тверской области Алексея Каспржака, имея каждый день на столе большой круг выверенных данных, можно работать гораздо эффективнее. И, кстати, сэкономить 20 процентов чиновничьей зарплаты: в рамках административной реформы именно такой суммой чиновники рискуют, не выполни отрасль бюджетно-целевую программу, а своевременно полученные статистические данные сводят риск к нулю.
Школьная администрация тоже меняет отношение к статистике.
– Для директора школы быть респондентом – это обязанность. Но лучше бы ее не было, – полагает директор московского Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский. – Школа традиционно являлась не потребителем статистических данных, а поставщиком статистической информации. Особенно трудно приходилось начинающим директорам. Такая вещь, как ОШ-1, была головной болью: что-то заполнялось, сводилось воедино с помощью калькулятора (впрочем, я помню даже счеты). Не у всех это шло гладко, и часть директоров обязательно получала выговор за несвоевременную сдачу отчетности. Для нас эта работа была стопроцентной абстракцией, дополнительной нерво¬трепкой, от которой мы старались отмахнуться.
Изменились ли функции школы как респондента на сегодняшний день? По моему убеждению, просить данных стали меньше (за исключением ситуации экспериментального, проектного характера).
Кардинально ситуация изменилась в том, что школа стала ощущать себя в статусе потребителя статистических данных. Информационные потребности школы гораздо шире и глубже, чем это представляется нешкольному сообществу.
Школа сегодня становится самостоятельным оператором в системе образовательных услуг. Введение нормативно-подушевого бюджетного финансирования поставило школу в условия конкуренции. То есть появилась потребность, чтобы учеников в школе было как можно больше. Следовательно, директоров школ волнуют статданные. Скажем, нас очень интересуют иммиграционные потоки в конкретном регионе. Приведу пример с одним из столичных районов, где некоторое время назад начали страдать от отсутствия детей. Два года спустя туда, наоборот, направились национальные потоки иммигрантов, и в школах перестало хватать мест. Для руководителей школ это стало абсолютной неожиданностью. А если бы директора узнали из статданных о подобной тенденции, то успели бы подготовиться, начиная от унитазов и заканчивая компьютерами.
Говорят о том, что очень сложно сделать предметом статистики консолидированный бюджет школы. Мне кажется, на самом деле не сложно, потому что почти все российские школы перешли в казначейство, оно располагает всеми сведениями по деньгам, попадающим на лицевые счета, и эту информацию легко находить. Я предполагаю, что она будет достоверна и сможет убедительно рассказать, каково воздействие финансовых потоков на успешность работы образовательного учреждения.
Что еще важно? Для школы, которая пытается соответствовать социальным вызовам, в первую очередь вызовам значительно меняющихся структур рынка труда, актуальна информация о том, что представляют собой региональные и муниципальные рынки труда. И связано это не только с введением профильного обучения. К счастью, в последний год пересматривается отношение к этого рода обучению, и под «профилем» начинают понимать не один академический профиль, но и профиль, связанный с ремеслом, с приобретением профессии. И школа, располагая такой информацией, тоже может приобрести лидерские качества в этой конкурентной зоне образования.
Почему я часто употребляю слово «конкурентный»? Сложная демографическая ситуация, каждая школа хочет выжить, а чем больше в школе детей – тем у нее больше ресурсов. И поэтому современная школа начинает реально задумываться об управлении качеством образовательной услуги, качеством образовательного процесса. Для этого нужен комплекс статистических данных, которые мы могли бы осмыслить и определить свою роль в системе управления качеством.
Было бы логично в систему повышения квалификации руководителей образовательных учреждений внести такой элемент, как статистическая культура, информационная культура как одно из условий конкурентности школы в этой быстроменяющейся среде, потому что в наше время возможности весьма и весьма ограничены, а введение этого в систему повышения квалификации должно дать эффект.
Инна АЛЕЙНИКОВА
В материале использованы данные информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования» (ГУ–ВШЭ, 2005)
|