Учебный процесс в виде цилиндра
Система работы по индивидуальным
образовательным программам
Универсальных рецептов для создания элективных курсов – масса. Однако результативно работают далеко не все. Что и понятно: дело относительно новое и как раз сейчас школы ищут пути и варианты разработки элективов.
Эта статья может заинтересовать директора, а скорее даже его заместителя по научно-методической работе, который вместе
с педагогическим коллективом выстраивает систему профильного обучения в своей школе. В ней представлен вариант системы работы учителя-предметника, осуществляющего свою деятельность на основе технологии обучения по индивидуальным образовательным программам, которая может стать фундаментом, начальной стадией для создания образовательной программы или элективного курса.
Апробация этой технологии началась среди педагогов-предметников школы «Поиск», созданной на базе Федеральной экспериментальной площадки «Индивидуальная образовательная программа как механизм реализации образовательно-творческого потенциала личности» Центра детского творчества №3 Кировского района г. Красноярска. Школа «Поиск» была создана в 1998 году для творчески одаренных детей (воспитанников центра). Здесь обучаются старшеклас¬сники по различным творческим направлениям: инструментально-хоровое, цирк, изо, хореография, дзюдо, кинология, журналистика. Обучение в школе осуществляется по индивидуальным образовательным программам, в которых гармонично сочетаются предметы общей школы со специальными дисциплинами. У педагогов, ведущих общеобразовательные предметы, возникла необходимость в корректировании программ в связи с интеграцией дисциплин и перенесением акцента с общих форм работы на индивидуальные и самостоятельные.
Основными целями педагогов-разработчиков программы в рамках технологии обучения по индивидуальным образовательным программам могут стать:
- создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников по индивидуальной образовательной программе;
- эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.
Дифференцированный подход в обучении позволяет обеспечить базовую подготовку учеников (выпускников) и удовлетворить потребности каждого.
Таким образом, индивидуальная образовательная программа – средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда за счет изменений в структуре и содержании образовательного процесса (курса) более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старше¬классников в соответствии с их профессиональными предпочтениями в отношении продолжения образования.
В основе модели системы работы учителя мы видим три принципа:
- содержание деятельности;
- взаимодействие носителей деятельности;
- результат.
Содержание состоит из двух компонентов: нормативно-правовой базы по предмету, которая включает научно-методический комплекс, а также структуры самого курса (планирование по уровням, содержание, элективные курсы).
Содержание является опорой, фундаментом программы педагога. Содержание в некоторой степени неизменно, так как отталкивается от нормативных документов. Внутренние рамки (временные и минимум содержания) зависят от учебных планов школы, государства. В то же время возможно варьирование внутри содержания программы путем усиления отдельных тем, разделов, модулей за счет:
- интерактивных, нестандартных форм, методов подачи и закрепления материала;
- перепланировки количества часов в структурных единицах программы.
Взаимодействие представляет собой «механизм коммуникации» между субъектами образовательного процесса. Сюда входят: семинары-планирования, вводный тест, прайс-лист, различные формы работы, способы предоставления результатов работы, критерии оценки знаний и умений по уровням, а также конспекты уроков (занятий), меро¬приятий, лабораторных практикумов.
Взаимодействие рассчитано на разносторонность способов работы в рамках образовательной программы. Это наиболее объемный пункт в представленной модели.
Результат «образуется» из двух составляющих:
- результатов работы педагога (профессионального совершенствования, повышения квалификации);
- результативности учащихся (уровня успеваемости, творческих достижений по предмету, соответствия индивидуальной образовательной программы заявленной деятельности, поступления в вузы).
Важно тесное взаимодействие трех принципов – основ модели. Если «содержание деятельности» задает контекст, отражается и проходит «красной линией» через «взаимодействие» ее носителей и «результат», то «взаимодействие» дает ход всему процессу, являясь связующим звеном. Результат в свою очередь представляет реализацию идеи других «звеньев цепи», будучи своеобразным индикатором деятельности.
Осознав и обозначив назначение этих трех основ, мы можем приступать к их содержательному наполнению.
Для понимания процесса необходимо представлять структуру, в которой он происходит.
Мы представляем структуру учебного процесса в виде трехслойного цилиндра. Каждый слой обозначает уровень, выбранный учеником для освоения. Стандартный уровень предполагает освоение образовательного минимума (стандарта по предмету). Повышенный уровень дополняется элективными курсами для интересующихся учеников и творческих направлений. Заявка на создание курса должна исходить от самих учащихся и осуществляться при их участии. Освоение высокого уровня предполагает поступление в вузы. Здесь формирование содержания индивидуальной образовательной программы зависит от специфики выбранного вуза, специальности и требований программ вступительных экзаменов. Уровни освоения программы каждый ученик определяет на семинаре-планировании. Именно семинар-планирование становится отправной точкой самого процесса обучения, основанного на индивидуализации и дифференциации. Периодичность планирований в рамках программы может варьироваться по четвертям и полугодиям. Это зависит от расположения блоков-модулей внутри тематического плана, их объема и сложности.
Общая структура семинара-планирования такова:
- Учитель сообщает учащимся цели и задачи материала, изучаемого в данном временном промежутке. Озвучивает содержание предмета, акцентируя внимание на основных (центральных) понятиях. Характеризует необходимый «багаж знаний» при освоении каждого уровня, формы контроля (перечень заданий и количество баллов за их выполнение) и возможные формы представления результатов деятельности. Схематично представляет объем модулей – количество часов и сроки освоения материала. Учитель делает упор на то, что минимум содержания должен освоить каждый, и обозначает моменты в структуре курса, где допускается варьирование.
- Учащиеся самостоятельно заполняют бланки индивидуального планирования по блокам-модулям на четверть или полугодие (см. табл. 1 и 2).
«Свобода творчества» для учащихся заключается в выборе форм освоения содержания, выборе уровня освоения и форм предъявления результатов. Роль педагога на данной стадии семинара-планирования заключается в индивидуальном консультировании учеников по мере необходимости, рекомендациях по оптимальному выбору.
Результатом семинара-планирования становится составленная и правильно оформленная индивидуальная образовательная программа учащегося по предмету. Соответствие индивидуальной образовательной программы запланированной деятельности отслеживается в течение всего процесса обучения.
Мы выделяем в структуре образовательного процесса пять циклически повторяющихся этапов: анализ, планирование, деятельность, результат, рефлексия. Педагог сам анализирует свою деятельность на каждом этапе.
Анализ основывается на информации о творческих направлениях школы, на уровне успеваемости и успешности учащихся, пришедших в школу «Поиск» из других школ. Анализ необходим для формирования образовательной программы школы и учебно-тематических планов педагогов-предметников, а также для отслеживания заинтересованности, мотивированности учащихся и выбора наиболее оптимальных форм реализации образовательной программы.
В ходе составления учебно-тематического плана в программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий были внесены следующие изменения:
- включены семинары-планирования;
- темы переструктурированы и объединены в блоки-модули для концентрации материала за счет инте¬грации предметов: биология-экология; физика-астрономия; география-экономика; история-обществознание, а также проектных форм деятельности, охватывающих одновременно несколько тем школьной программы;
- расширены вариативные (творческие) модули;
- увеличен объем межпредметных (интегрированных) уроков внутри программы;
- введены занятия для защиты и презентации творческих работ учащихся;
- включена рефлексия происходящей в образовательном процессе деятельности.
При использовании всех вышеперечисленных нововведений в программе важно соблюдать основное условие – сохранение минимума содержания обучения по предмету.
Дальнейшая деятельность осуществляется по индивидуальным образовательным программам, которые строятся из индивидуальных планирований по предмету (по модулю). Именно здесь просматриваются формы работы по каждой теме, на каждом занятии, количество времени, которое ученик планирует затратить на общие, индивидуальные (предполагается работа с педагогом) и самостоятельные (личная творческо-поисковая деятельность учащегося) формы усвоения и представления материала в рамках блока-модуля.
Бланк планирования по предмету остается у ученика, а учитель оформляет его себе в виде сводной таблицы (см. табл. 3).
Результаты деятельности отслеживаются в дневниках учащихся. Формой отслеживания уровня освоения программы и оценки деятельности стала балльная система или так называемый «прайс-лист». Его представляют учащимся на семинаре-планировании. Ученики в свою очередь начинают зарабатывать интеллектуально-творческий капитал посредством «вводного теста». Результат теста позволяет увидеть картину готовности ребенка к обучению по предмету в старшей школе.
Задача вводного теста – объективная оценка возможностей ученика в дальнейшем освоении предмета.
Помимо творческих и учебных достижений необходимо отслеживать соответствие запланированной и реальной деятельности.
Одним из этапов образовательного процесса является рефлексия, призванная:
- помочь ученику посмотреть на свою деятельность со стороны;
- определить «плюсы» и «минусы»;
- по необходимости произвести коррекцию;
- выразить свое отношение к деятельности.
Рефлексию рекомендуется проводить регулярно, несколько раз в четверть (например, за одну учебную неделю или после изучения темы).
Далее цикл образовательной деятельности повторяется во втором полугодии по той же схеме. Анализ педагогом образовательного процесса осуществляется на основе фактической информации, собранной во взаимодействии.
Такая модель работы требует от педагога:
- высокого уровня мобильности;
- умения ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- педагогической компетентности;
- высокого уровня интеллектуального развития и широкого кругозора.
Думаем, что данная система работы может претендовать на универсальность. Любой педагог-предметник, работающий на основе технологии обучения по индивидуальным образовательным программам, сможет применить ее в своей профессиональной деятельности для создания образовательной программы или элективного курса.
Мария КОЧКИНА,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе ЦДТ №3, г. Красноярск
|