«Итоговая цель – не только
вознаградить десять тысяч учителей»
Как и следовало ожидать, известие о финансовом поощрении лучших учителей затмило глубинные смыслы национального проекта. Встревоженный этим директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаак КАЛИНА обратился к управленцам всех уровней.
– Я прошу уважаемых коллег, имеющих управленческий опыт и потенциал, обратить внимание на национальный проект в сфере образования, с тем чтобы ресурс этого проекта не заглох вместе с окончанием раздачи наград. Все мы с вами понимаем, что итоговая цель – не только отобрать 10 тысяч учителей и вознаградить их за труд, что само по себе, конечно, очень важно. Любая комплексная модернизация образования и системные изменения невозможны без выделения ряда ключевых направлений, их первоочередного развития.
Что дает в этом смысле реализация национального проекта?
Во-первых, особое внимание нацелено на организацию воспитательной работы в школе через массовую, достаточно значимую по сравнению с прежней, финансовую поддержку классных руководителей. Во-вторых, на выявление, развитие и превращение в общесистемный ресурс опыта самых эффективных учителей и школ в целом через выделение им материального поощрения. И, в-третьих, на стирание, как говорилось когда-то, граней между городом и деревней в доступе к современным источникам информации посредством всеобщего подключения к скоростному Интернету школ Российской Федерации.
Вместе с тем и сами предлагаемые формы реализации нацпроекта являются механизмами в ключевых, крайне необходимых образованию изменениях.
Предоставление общественным институтам (как бы пока еще скептически к ним ни относились) возможности реального, влиятельного участия в процедурах отбора самых достойных поощрения школ и учителей является огромным шагом на пути превращения школы в общественно открытую, а значит, и общественно значимую систему. Без предоставления общественным институтам реальных прав вряд ли стоит ждать их заметного интереса к си¬стеме образования.
Принцип выделения квот субъектам Российской Федерации строго по математической формуле, учитывающей только количество школьников и ничего более, причем с двукратным коэффициентом для сель¬ских, одновременно демонстрирует и преимущество принципа нормативного финансирования, и особое внимание к необходимости сохранения и развития сельских школ.
Критерии и процедура отбора учителей и школ для поощрения могут и должны стать мощным толчком к появлению новых систем аттестации педагогов и оплаты их труда, которые могут стать гораздо лучше имеющихся, мотивируя людей на качественный труд. Недавно министру задали вопрос: «А может ли быть, что учитель, который ведет 28 часов, получал бы меньше, чем тот, который ведет 18?» Я очень рад, что он ответил: «Может». Никто при этом не говорит, будто не надо вообще учитывать объем. Но в первую очередь будут оцениваться результаты этого труда.
Понятно, что реализация проекта в рамках федерального бюджета не может, да и не должна заменить собой повседневную работу регионов по системному развитию образования. Однако именно от того, насколько выбранные в рамках нацпроекта плацдармы будут расширяться, поддерживаться всей системой, насколько продемонстрируют свою эффективность, зависит и наша с вами возможность в дальнейшем предлагать новые ключевые направления.
Вряд ли кто из нас сомневается, что крайне необходима демонстрация особого внимания к руководителям образовательных учреждений, сумевшим найти эффективные методы управления, учреждениям НПО и СПО, дающим высококачественную подготовку своим учащимся, институтам повышения квалификации работников образования, благодаря которым учителя получают возможность роста собственной квалификации…
Национальный проект не может вместить все, что сегодня является проблемным в системе образования. Поэтому, я думаю, профессиональное сообщество должно сегодня, реализуя те направления, которые заявлены на 2006 год, очень серьезно подумать над двумя вещами.
Сможем ли мы работать так, чтобы могли претендовать на расширение нацпроекта? И что мы сегодня будем считать седьмым направлением национального проекта в общем образовании?
Я провел такой эксперимент. Большую группу очень серьезных людей попросил назвать его. Оказывается, выбирать трудно не только детям, но и нам, взрослым. «Одно – не можем. Вот девять – можем», – ответили мне… Коллеги, полигамия – штука замечательная, но давайте учиться в жизни иногда и выбирать. Мне кажется, на любом образовательном собрании кроме того, как успешнее реализовать то, что заявлено в нацпроекте, надо непременно обсуждать: что еще необходимо сделать с помощью федерального бюджета, для того чтобы произошел мощный толчок, катализатор позитивных системных изменений? Я уверен, у каждого специалиста есть точка зрения на это.
Но хочу предупредить, что только четкая, грамотная, согласованная на всех уровнях реализация сегодняшних задач нацпроекта, демонстрация их реальной полезности может служить основой расширения его в дальнейшем. Если же нам не удастся избежать чиновничьего субъективизма, замкнутости от общества и других бед, то это обязательно вызовет и недоумение, и непонимание, и обиду как работников образования, так и общества. А значит, и сомнение в целесообразности любых мер, подобных национальному проекту.
Говоря о согласованности действий на всех уровнях, я хочу подчеркнуть, что при разработке федеральных рекомендаций рассматривалось огромное количество предложений из субъектов Российской Федерации. К сожалению, далеко не все, что дает эффект при локальном применении, можно предложить в качестве всеобщих алгоритмов. Не хочу скрывать: нам очень большую помощь оказали Минфин, Минюст, Главное правовое управление Администрации Президента и другие структуры, которые значимо подчистили, подправили все наши проекты, дабы сделать их работающими в любых условиях и охраняющими права учителей. Конечно, каждый из нас предложил бы что-то гораздо лучшее. Но с учетом того, что у всего предложенного практически не найти физических авторов – как говорится, слова и музыка народные, – тратить силы на критику бессмысленно. Да и, когда критиковать некого, становится неинтересно… Теперь нужна успешная реализация. И хотелось бы, чтобы вы стали лидерами, запевалами в этой работе.
Что, на наш взгляд, можно будет считать успешной реализацией нац¬проекта? Уверен, что успех станет реальным только в том случае, если уже в ближайшие годы наше образование будет отличаться массовым, активным и влиятельным участием общества; грамотным дифференцированным нормативным финансированием; объективными и стимулирующими качество системами аттестации и оплаты труда педагогам; новым уровнем организации воспитательной работы в школе; тщательно продуманной оптимизацией и концентрацией ресурсов, в том числе обеспечивающих развитие образования в сельской местности; и широчайшим доступом к современным информационным технологиям всех учителей и школьников. Но чтобы эти долгосрочные результаты стали возможны, сегодня необходимо безошибочно реализовать первоочередные задачи проекта. И я очень надеюсь на вашу поддержку.
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА
Из дискуссии на сайте Профсоюза
работников народного образования и науки РФ
«В ходе реализации национального проекта «Образование» выявляются некоторые его «узкие места», а именно то обстоятельство, что Положение о вознаграждении за классное руководство распространяется не на все категории образовательных учреждений.
В связи с этим считаем необходимым требовать от Правительства РФ пересмотреть данное Положение и распространить его действие на все типы образовательных учреждений, где предусмотрено классное руководство.
Также считаем, что в рамках реализации данного проекта необходимо, чтобы Законодательные Акты субъектов РФ в части социальных льгот и гарантий работникам образования не отменялись соответствующими ФЗ, т.е. законы высшей юрисдикции не должны отменять региональные законы, если при этом снижаются социальные гарантии работников образования».
Таймураз ТЕЗИЕВ,
председатель Рескома
Профсоюза образования РСО-Алания
|
|