Выход на тьютора
Муниципальная модель тьюторского сопровождения учащихся в региональной системе предпрофильной подготовки
В наше время система образования должна помочь людям адаптироваться к новым, быстро меняющимся условиям их существования. Именно поэтому понятие «предпрофильная подготовка» обрело свои права. Текущий эксперимент (2003–2006 гг.) отрабатывает механизмы осуществления выбора направления будущего обучения учащегося: краткосрочные ориентационные курсы по выбору, информационная работа, психолого-педагогическая диагностика, новые формы творческих конкурсов, олимпиад различных уровней.
Но не забыли ли мы о субъекте, который будет осуществлять выбор? Сможет ли он взять эти инструменты в руки и воспользоваться этими механизмами? Ведь мы говорим о том, что учащийся основной школы поставлен перед необходимостью сделать выбор, который во многом определит его успешность в жизни. К концу 9-го класса (13–14 лет) каждый учащийся должен определиться с профилем обучения. А это как раз тот период, когда идет формирование самосознания (целостного представления о самом себе), собственного мировоззрения (целостной системы взглядов) и стремление критически осмыслить все существующее (самоутвердиться). Практика показывает, что в этом возрасте выбор школьников носит импульсивный характер. Подтверждением этому служит анализ, который мы провели с помощью пакета стандартизированных и адаптированных диагностических методик, разработанных в муниципальной психолого-педагогической службе.
В 2002 году 51% наших девятиклассников определяли для себя наиболее предпочтительной сферу деятельности «человек – человек», 29% – «человек – знаковый образ», 9% – «человек – художественный образ», 7% – «человек – техника», 4% – «человек – природа».
В 2005 году они уже окончили среднюю школу, и их реальный выбор для продолжения образования представляет собой совсем иную картину (см. табл.).
Ситуация понятна: у нас инду¬стриальный город, есть крупный технический университет, учреждения высшего и среднего профессионально-технического образования. Непонятно только одно: в какие профильные классы пошли бы эти ребята, если бы профильная школа уже существовала? Таким образом, возникает необходимость формирования у школьников готовности к личностно профессиональному самоопределению, которая будет включать понимание своих интересов, своих способностей, потребностей общества, умение анализировать и планировать свое будущее. И вот здесь мы сталкиваемся с двумя проблемами: казалось бы, ситуация проста, но выскальзывает из рук, превращается в традиционную проф¬ориентацию, а совершенные технические решения, о которых говорилось выше (формирование соответствующего учебного плана и пр.), не помогают в возникшей ситуации.
Если образование – это процесс работы со своим будущим, а образованность – культура работы со своим будущим, возникает вопрос, при каких условиях такие умения могут появиться у ученика.
Самым важным условием, на наш взгляд, является наличие педагога, который поможет научиться работать со своим будущим. Но кто в сегодняшней школе может заняться этим, решая конкретно в каждом частном случае этот вопрос с каждым учеником?! Учитель-предметник?! Классный руководитель?! В классе 25 учеников. Может ли учитель, который ведет «предмет», обсуждать с каждым из своих учеников его «пробы», касающиеся даже той образовательной области, которая ему профессионально знакома? И так ли уж важно здесь то, что данный учитель является специалистом-предметником?
На самом деле такое обсуждение проходит со сверстниками или с родителями. Но даже самые заинтересованные родители менее компетентны, чем педагог, чьей функциональной обязанностью является подобное сопровождение. Выход один: введение особой педагогической позиции в школе – позиции тьютора, педагога, который помогает школьнику создавать собственную образовательную программу.
Теоретическим, технологическим и методическим ядром подобного сопровождения выступает ¬инновационная образовательная деятельность: формирование на уровне понимания картины мира ¬(физического, органического, социального, духовного), в котором предстоит действовать выпускнику основной школы; формирование ¬системы ценностных ориентиров, в центре которой находятся ценности личностного саморазвития и самореализации; формирование учебной деятельности (потребность и умение ¬самостоятельно учиться); формирование обобщенных ориентировочных основ реализации основных функций субъекта деятельности: ¬постановки задачи, анализа ситуации, прогнозирования, проектирования, планирования, самоорганизации, контроля и оценки, коммуникации, рефлексии, выработки решений проблем; построение реалистичного жизненного плана на перспективу и обоснованного самоопределения в отношении различных сфер и видов деятельности.
Конечно, сегодня в наших школах не предусмотрены ставки для тьюторов – недостаточное финансирование, как и везде. Рассмотрим муниципальную модель тьюторской поддержки (см. схему), в которой тьюторами для девятиклассников выступают не учителя, ведущие предметы в данном классе, а кто-либо из следующих категорий работников школы: клас¬сные руководители, педагог-психолог, организатор досуга, старшая вожатая, преподаватель вуза, работающий в школе по совместительству, и т.д.
Не менее важным условием является создание продуктивной среды. Такая среда должна представлять широкий спектр социальных практик, предметных и межпредметных областей, способов деятельности. Само образовательное учреждение навряд ли способно создать такую среду, так как набор специалистов ограничен рамками базисного учебного плана. Предпрофильные курсы, реализуемые в школе, также отражают наличие тех или иных специалистов-предметников. Среда же, необходимая для реализации данной модели, должна позволить осуществлять свободный выбор личностно значимого содержания образования, т.е. формировать готовность к выбору дальнейшего профиля обучения.
Привлечение кадров из внешней среды, выход за пределы школы позволяют расширить образовательный потенциал учреждения. Кроме того, поскольку в нынешней школе состояние кадров, техники, коммуникации и учебно-методического обеспечения выглядит недостаточным, создание продуктивной среды позволяет рационально использовать образовательные ресурсы территории, региона и страны, реализовать принцип доступности качественного образования. Формируется некий совокупный потенциал образовательных учреждений – культуры, науки и пр.
И это не вариант гастрольных выездов ресурсных центров или оснащенных лабораторий по бедненьким школам. Городские исследовательские сессии, деловые игры, конкурсы проектов – это бенефисы учащихся в парадных залах. Это создание ситуации успеха в образовании, а также форм и условий ее достижения для всех участников образовательного процесса.
Татьяна КОРСАКОВА, начальник научно-методического центра управления образования, г. Таганрог
|