От пчеловодства
до железной дороги
Из опыта управления развитием образовательного процесса, ориентированного на профильное обучение в сельской школе
Задача отработки различных механизмов реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы, а также профилизации образования на старшей ступени обучения стоит перед всем директорским корпусом.
В рамках реализации этих направлений начала работать четыре года назад школа № 4 в поселке городского типа Рыбное Рязанской области. Думаем, что их схема работы будет полезна
администрациям тех школ, которые выстраивают
сегодня подобную систему у себя в ОУ.
При определении данного варианта модели для эксперимента в расчет брались следующие основания:
- Рыбновский район Рязанской области может быть интересен другим регионам своими универсальными характеристиками – преобладание сельского населения среди жителей поселка, наличие производства, – существенным образом влияющими на развитие социокультурного образовательного пространства (в данном случае железнодорожного). Поэтому при выборе модели основной упор был сделан на модель, ориентированную на развитие инфраструктуры села и железнодорожного производства, обеспечивающих образовательные и социальные потребности учащихся и их родителей.
- Географические особенности Рыбновского района, расположенного в центре Московской железнодорожной магистрали федерального значения, близость к городу, его научно-культурному потенциалу позволяют оперативно осуществлять опережающее научное развитие системы образования поселка городского типа, осуществлять кооперацию и взаимодействие с научными и культурными учреждениями областного города (например, с Рязанской государственной радиотехнической академией, Рязанской сельскохозяйственной академией, филиалом Московского политехнического института, Институтом Московской инженерно-индустриальной дороги, железнодорожным колледжем и другими).
- Опыт социального партнерства с учреждениями производства (локомотивным депо), сферы обслуживания (парикмахерской), сельского хозяйства (институтом и академией пчеловодства), здравоохранения (железнодорожной больницей), высшими учебными заведениями (радиоакадемией, сельскохозяйственной академией, политехническим институтом и другими), средними специальными учебными учреждениями (железнодорожным колледжем), спонсорами, родителями по созданию оптимальных условий для качественного образования детей поселка городского типа. Выстраивание партнерских отношений с окружающим социумом – с административными, производственными и общественными структурами – расширяет возможности социализации учащихся Рыбновской школы, обеспечивает преемственность общего и профессионального образования, позволяет более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования.
Анализ данных оснований определил выбор модели Рыбновской школы № 4 как общеобразовательной средней (полной) школы с профильным обучением физико-химического направления, расположенной в сельской местности Рязанской области.
С целью организации общих научно-методических подходов к разработке данной модели и системы управления были разработаны цели и задачи, структура модели, план ее реализации, ресурсное обеспечение реализации модели, ожидаемые конечные результаты.
Описание модели школы в поселке городского типа с профильным обучением
Модель школы в поселке городского типа реализует общеобразовательные программы с физико-химической профилизацией, а также программы дополнительного образования, способствующие развитию личности учащихся, их самоопределению и самореализации в социуме.
Данная модель ориентирована на теоретическую, практическую подготовку выпускника к социально-профессиональному самоопределению и социальной адаптации на местном рынке труда.
Цель модели
Обеспечить подготовку выпускников школы современным уровнем среднего (полного) образования с физико-химической профилизацией с целью профессиональной ориентации выпускников на специальности, востребованные в поселке городского типа.
Задачи:
- Способствовать установлению равного доступа к качественному образованию учащихся школы в соответствии с их потребностями, интересами, способностями.
- Разработать содержание образования в направлении создания оптимальных условий для развития познавательных способностей учащихся через углубленное изучение физики и химии и разнообразные формы образовательной деятельности.
- Создать условия для обеспечения подготовки выпускников школы к трудоустройству на местном рынке труда (специальности: токарь, слесарь, фрезеровщик, парикмахер, бухгалтер, медсестра и другие) и поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения (железнодорожный колледж, радиоакадемию, сельскохозяйственную академию, политехнический институт и др.).
- Обеспечить развитие личностного потенциала учащихся как основу их самоактуализации, профессионального самоопределения и самореализации в социокультурной среде.
В основе модели внутришкольной профилизации идеи:
- Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения.
- Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации.
- Собственный опыт внутришкольной профилизации.
Организация профильного обучения: предпрофильное обучение осуществляется с начального образования до 9 класса, профильное обучение – на третьей ступени обучения.
Модель предусматривает гибкую систему предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Предпрофильная подготовка 8–9-х классов:
- предметно-ориентирующие курсы, нацеливающие в основном на физико-химический профиль; «Основы пчеловодства»; «Занимательная математика»; «Решение олимпиадных задач по физике» и другие;
- ориентационные курсы, курсы социального становления, с организацией социальной практики в локомотивном депо, железнодорожной больнице, в сфере обслуживания (парикмахерской), бухгалтерии: «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования», «Основы фельдшерской практики», «Хочешь быть парикмахером? Будь им», «Рабочие профессии на железной дороге» и другие.
Профильное обучение 10–11-х классов:
- базовые общеобразовательные предметы, развивающие функциональную грамотность и способствующие социальной адаптации через формирование личностных компетенций;
- профильные курсы:
- элективные курсы, расширяющие знания учащихся в соответствии с их познавательными интересами в рамках профиля, способствующие осознанному выбору профессии.
Ресурсное обеспечение модели
Информационное: информационные материалы для учащихся, родителей, представителей социального окружения о реализации модели профильного обучения в школе для местного сообщества и органов управления образованием.
Нормативно-правовое: обновление приказов, разработка Положения о введении предпрофильного и профильного обучения, изменение функциональных обязанностей сотрудников школы, Положения об экспертизе элективных курсов, о творческой работе педагогов, научном обществе учащихся; договорные соглашения с партнерами – РГРТА (Рязанская государственная радиотехническая академия), РГСХА (Рязанская государственная сельхозакадемия), Московским филиалом политехнического института, академией пчеловодства в Рыбновском районе, железнодорожным колледжем г. Рязани, Московским индустриально-дорожным институтом и другими.
Кадровое: педагоги, имеющие научные звания (кандидат технических наук – 2, кандидаты сельскохозяйственных наук – 1, всего к. н. в должности доцентов – 3) РГРТА, РГСХА, железнодорожного колледжа, академии пчеловодства и института пчеловодства; педагог-психолог, специалисты – мастера производства локомотивного депо, специалисты дополнительного образования, специализированных школ: спортивных, искусств, музыкальных.
Организационное: профильные и элективные курсы в 10–11-х классах проводятся с привлечением педагогов, специалистов в рамках подготовительных курсов при РГТРА, академии пчеловодства, железнодорожного колледжа. Эффективно функционирует Попечительский совет, регламентирующий финансовую и другую деятельность школы; создана творческая группа из педагогов и представителей социума, ответственная за организацию, коррекцию и реализацию модели.
Научно-методическое: описание модели школы с профильным обучением, программа деятельности педагогического коллектива, образовательные программы ( индивидуальные, адаптированные) по всем реализующимся в ОУ направлениям, учебный план, программы психологического, социально-педагогического, медицинского обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Материально-техническое: кабинетная система, мастерские, спортзал, пришкольный участок, производственное поле, лаборатории, производственный цех локомотивного депо, стационар железнодорожной больницы и др.
Финансовое: федеральное, областное, местное финансирование, привлечение спонсорских средств.
Этапы реализации модели профильной школы в п. Рыбное – средней общеобразовательной школы № 4
1 этап – проектно-подготовительный (1999–2002):
- создание творческой группы для разработки модели профильной школы с физико-химическим направлением;
- диагностика состояния и перспектив развития учебно-воспитательного процесса в школе;
- социологические исследования образовательных потребностей и интересов учащихся, родителей, социума и формирование социального заказа на образовательные услуги школе;
- разработка проекта введения профильного обучения в школе;
- подготовка педагогического коллектива, учащихся, родителей к работе в условиях профильной школы;
- установление договорных отношений с социальными партнерами – локомотивным депо, железнодорожным колледжем, РГРТА, РГСХА и др.
2 этап – поисково-модернизационный (2002–2005):
- разработка Положения о введении предпрофильного и профильного обучения в школе, должностных обязанностей педагогов, руководителей ОУ;
- реализация модели профильного обучения физико-химического направления в школе (предпрофильного обучения в 9-м классе, профильного – в 10–11-х классах);
- апробация профильных, элективных курсов и мониторинг по отслеживанию результативности модели профильного обучения;
- поиск новых социальных партнеров для развития личности учащихся дополнительными средствами.
3 этап – рефлексивно-обобщающий (2005–2007):
- сбор, обработка аналитических материалов по обобщению и презентации опыта работы школы по профильному обучению;
- определение перспектив дальнейшего развития школы.
Результаты реализации модели профильной физико-химической школы по итогам 1 и 2 этапа:
- обеспечение современного уровня образования. Формирование знаний повышенного уровня по физико-химическому профилю за счет дополнительных кадровых ресурсов (РГРТА), формирование знаний в узкоспециализированной области – микроэлектроники;
- почти 100-процентное поступление выпускников школы в высшие учебные заведения физико-химической направленности (в РГРТА, РГСХА);
- сформированность психологической и интеллектуальной готовности выпускников к продолжению образования в высших учебных заведениях города за счет педагогической системы школы, связи с вузами, сохранения семейных традиций (многие родители работают инженерами на предприятиях г. Рязани, являются выпускниками РГРТА и др.);
- создание условий для профессионального самоопределения учащихся основной школы, ориентированных на рабочие профессии в сфере железнодорожного транспорта поселка Рыбное (изучение «Курса железных дорог», ознакомление с особенностями работы в локомотивном депо через специалистов, мастеров труда, токарей, слесарей в деятельностной форме – непосредственной работе учащихся на станках в слесарном цехе), и продолжения образования в средних специальных учебных заведениях: станкостроительном техникуме, железнодорожном колледже г. Рязани;
- формирование функциональной грамотности учащихся школы при изучении курса «Основ пчеловодства» (знания используются ребятами с целью применения продуктов пчеловодства при лечении различных заболеваний и в косметических целях, при проектировании их будущих занятий с ульями в быту, а также как одно из условий для получения высшего образования); при знакомстве с профессией парикмахера непосредственно на рабочем месте в частном предприятии сферы обслуживания (знания парикмахерского дела, делающего людей красивыми, как считают девочки, помогут им в жизни, быту, будущих семьях); при ознакомлении с профессией младшего персонала больницы учащиеся получают навыки оказания первой медицинской помощи и убеждены, что в семейной жизни медицинские знания особенно необходимы;
- формируется общекультурная подготовка к жизни у выпускников школы – любовь к труду, уважение к людям труда, чувство ответственности, долга и сохранение семейных традиций в будущем выборе профессии.
Педагогический коллектив школы № 4 п. Рыбное предоставляет широкие возможности обучающимся для ознакомления с различными областями и направлениями профессиональной, познавательной, социальной, бытовой деятельности.
Ожидаемые конечные результаты:
- обеспечение конкурентоспособного выпускника школы при трудоустройстве и поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения;
- обеспечение социума квалифицированными специалистами в политехнической и агротехнологической области;
- развитие инфраструктуры поселка городского типа.
Антонина ПЕТРЕНКО,
Рязанский областной институт развития образования
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина автоаксессуаров «Автоклуб». Посетив сайт интернет магазина «Автоклуб», располагающийся по адресу www.DRLORRY.RU, Вы сможете по выгодной цене и с доставкой на дом купить такие товары, как салонные коврики Альфа Ромео, оконные дефлекторы Ауди, релинг для Хонды, защита Картера Ниссан и многое другое. Удобный рубрикатор сайта интернет магазина «Автоклуб» и подробное описание всех представленных товаров помогут быстро подобрать требуемые аксессуары для Вашего автомобиля.
|