Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2006

Коллеги

Стройте школу вместе с детьми!

Когда речь заходит о строительстве или переоборудовании школы, решающее слово обычно принадлежит членам попечительского совета, администрации и учителям. Иногда подключаются родители, представители местной общественности, бизнесмены. Но если в обустройстве школы опираться только на вкусы и предпочтения взрослых, есть риск упустить из виду потребности главных заинтересованных лиц – учеников.

Ученики используют школьное здание иначе, чем учителя и администрация, и у них тоже могут возникать хорошие идеи относительно того, что нужно и что не нужно в школе. Неудивительно, что, по мнению многих специалистов, учебные заведения, где прислушиваются к мнению детей, работают лучше. Кроме того, отмечено, что участие в проектировании или модернизации школы меняет отношение к ней со стороны учеников: право голоса дает им ощущение гордости, заинтересованности и ответственности.

Участие в обустройстве школы может стать одной из составляющих учебного процесса. Детям необходимо взглянуть на мир вокруг себя и попытаться предложить решения повседневных проблем в реальном контексте.

Как привлечь учеников к дизайну, каждая школа решает по-своему, однако есть ряд неплохо зарекомендовавших себя стратегий, основанных на опыте архитекторов, проектировщиков, учителей и школьных администраторов США.

Нарисуй школу…

Рисование всегда было одним из способов, с помощью которых дети выражают свое отношение к окружающему миру. Если попросить учеников набросать на бумаге эскиз идеальной школы, это поможет понять, какие аспекты школьной среды они считают важными. Такая стратегия особенно эффективна при работе с самыми маленькими учениками или детьми с ограниченными возможностями, которым подчас трудно выразить устно, что они чувствуют и знают. Также можно попросить детей написать небольшой рассказ, объясняющий, что изображено на их рисунках.

Интересно «расшифровать» значение рисунков. Если ученик рисует «фастфуд», когда его просят представить идеальную школьную столовую, не лишним будет вопрос, почему подобные рестораны представляются ему такими привлекательными и какие замыслы можно реализовать в реальном проекте.

...или сфотографируй!

Подобно рисункам, фотографии тоже давно стали отличным способом для детей выразить свое отношение к школе. Если есть возможность снабдить учеников недорогими фотоаппаратами, воспользуйтесь этим, чтобы побудить их «задокументировать» учебную среду, в которой они обитают. Старшеклассники, имеющие опыт работы с графическими программами, могут редактировать фотографии, чтобы отчетливее выразить свои идеи.

Реальный пример. Юным участникам проекта Rural Action раздали камеры и попросили запечатлеть на пленке, что им нравится и не нравится в их школе. Дети за¬сняли ржавые трубы и сделали на основе этих фотографий презентацию, которая была показана на заседании попечительского совета. Вскоре после этого совет выделил средства на ремонт сантехники. Координатор проекта Дебби Филипс отмечает: «Ученики проявили большую заинтересованность. У них появилась возможность «озвучить» свое представление о том, что необходимо их школам. Они взялись за дело с поразительной энергией. Они говорили мне: «Ого! Кто-то прислушивается к нам! У нас появилось право голоса!»

Посоветуйтесь с детьми

Самая простая стратегия, которую можно использовать для привлечения учеников к процессу оформления школы, – организовать встречу архитекторов с учениками. Это можно сделать на любой стадии – в начале строительства, чтобы у детей была возможность повлиять на концепцию будущего здания, или уже в конце, когда дело доходит до обсуждения конкретных деталей интерьера.

Профессиональные архитекторы, по их собственному признанию, любят демонстрировать детям макет будущего здания в неформальной обстановке – во время ланча или на перемене, – чтобы выслушать их идеи и мнения.

Вообще многие архитекторы и проектировщики находят общение и сотрудничество с детьми очень продуктивным. Вот мнение Кэтрин Пил из компании Boney Architects: «Работа с учениками помогает нам помнить, для кого мы проектируем школу». Ее коллеге – Стиву Крейну из фирмы VCBO тоже нравится, когда «идеи исходят из уст настоящих заказчиков». Питер Браун из Perkins & Will ценит честность и прямоту детей: «Суждения учеников очень глубоки, и за ними обычно нет никакой «программы»: они просто говорят вам правду, как она есть».

Право голоса

Включение представителей от учеников в комитет, ведающий вопросами обустройства школы, гарантирует, что мнение детей будет услышано, а их идеи станут предметом обсуждения. Напомним еще раз: у учеников есть свое мнение и оно может не совпадать с представлениями учителей, администрации или обслуживающего персонала.

Привлечение детей к процессу принятия решений требует определенного мужества со стороны взрослых. Ведь чтобы мнение учеников было услышано, им должно быть предоставлено право голоса.

Есть несколько способов отбора учеников в комитет по планированию. Идеальные кандидаты – школьники, которые не боятся выражать свое мнение перед лицом учителей, директора и даже суперинтендента, умеют формулировать свои мысли и, что немаловажно, готовы сотрудничать со взрослыми. Хотя самым естественным выбором на эту роль станут лидеры ученического самоуправления, можно попытаться привлечь «маргиналов» – учеников, которые плохо учатся или имеют проблемы с поведением. Не исключено, что такое доверие поможет им повысить самооценку и проявить себя с новой стороны.

Кэти училась в седьмом классе, когда ее включили в комитет по планированию местного школьного округа. «На заседаниях комитета ко мне относились не как к ребенку, – вспоминает она. – Я была одним из полноправных сотрудников». Кэти считает очень важным привлекать учеников к решению подобных вопросов, потому что это помогает взрослым лучше разобраться в том, какой дети хотят видеть свою школу. Для нее самой проблемой была «монотонность» школьной среды. Она засыпала взрослых коллег вопросами: «Почему в библиотеке должны быть только обычные столы и стулья? Ведь это так скучно! Почему бы не поставить туда диванчики или удобные кресла? Почему все столы в столовой рассчитаны строго на десятерых? Разве нельзя поставить столики для четырех человек?» По признанию Кэти, этот опыт помог ей понять, как работает учреждение по планированию и с какими проблемами ему приходится сталкиваться.

Конкурс

Дизайнерские конкурсы – еще одна хорошо зарекомендовавшая себя идея. Работая под руководством учителя или профессионального дизайнера, команды учеников разрабатывают проект, выполняют модель и представляют ее на конкурс. Задача судей, среди которых могут быть как профессионалы, так и соученики конкурсантов, – оценить сильные и слабые стороны каждого проекта и выбрать победителей.

Дизайнерские конкурсы могут проводиться как в национальном масштабе, так и в рамках одной школы и даже класса. В США, например, существуют два замечательных национальных конкурса – National Building Week и Earth Apple Awards. Они проводятся при поддержке целого ряда правительственных и общественных организаций и привлекают огромный интерес.

Не забудьте про внешкольную деятельность!

Около шестидесяти процентов своего времени ученики проводят вне школы, поэтому можно подумать о том, как включить работу по проектированию и оформлению школы в разнообразные программы внешкольной деятельности.

Одной из наиболее популярных и интересных программ такого рода в Бостоне считается CitizenSchools. В ее основе лежит принцип наставничества: «граждане» – художники, архитекторы, юристы, журналисты, бизнесмены – на добровольной основе работают с детьми в возрасте от 9 до 14 лет. В рамках программы регулярно проводятся мероприятия, имитирующие реальные условия труда представителей различных профессий. Ученики юристов участвуют в судебном процессе по вымышленному делу, ученики веб-дизайнеров разрабатывают страницы в Интернете, а ученики архитекторов и дизайнеров принимают участие в дизайнерском конкурсе.

В 2003 году дети из программы CitizenSchools были приняты на работу в качестве интернов в несколько архитектурных фирм Бостона. Разделившись на команды, они создали ряд проектов. К примеру, одна из команд разработала план переоборудования своей средней школы. Работы детей были представлены на специальном сайте, посетители которого выставляли им оценки.

Не жалейте времени,
чтобы сделать все правильно

Хотя факты свидетельствуют, что участие детей в решении вопросов, связанных со строительством и обустройством школ, оказывает положительное влияние на этот процесс, на практике это происходит не так часто. Почему? В большинстве случаев потому, что функционеры от образования считают, что дополнительные дискуссии только затягивают строительство школ. Однако есть и счастливые исключения. Том ДеБолт выполняет обязанности суперинтендента одного из школьных округов штата Виргиния. За годы его работы на территории округа было построено несколько новых школ, причем две из них удостоены национальных премий за передовой дизайн. Сам Том считает, что большую роль сыграло то, что дети принимали участие в планировании: «Строительство этих школ стало крупнейшей инвестицией для города – $30 млн. Как же мы могли не найти время, чтобы посоветоваться с детьми и все сделать правильно?»

По материалам Educational World
подготовила Юлия МИФАЕВА

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-журнала InMyRoom. Стоит посетить этот сайт хотя бы для того, чтобы полюбоваться современными интерьерами или почерпнуть идею и получить практические советы для оформления своего собственного жилища. Живете ли вы в просторном доме или в тесной квартире – InMyRoom поможет вам сделать вашу жизнь ярче и комфортнее.

Рейтинг@Mail.ru