Саморазвитие учащихся:
что они хотят?
Ориентация образования на вариативность, гуманизацию содержания и способов организации образовательной деятельности, а также введение гибкой системы профилей обучения влекут
за собой перемены в практике воспитания учащихся.
А это в свою очередь возможно лишь при построении
в образовательном учреждении целостной воспитательной
системы гуманистической ориентации.
Попытку воплотить этот тезис в жизнь предприняла
школа № 65 Рязани.
Школе удалось удачно воплотить идеи и принципы социогуманной педагогики в реальную практику школьной жизни. Для чего был разработан и реализован проект социального партнерства. В основу проекта администрация школы положила потенциальные возможности различных учреждений в своем микрорайоне Канищево. Проанализировав возможности соседей, администрация решила разделить будущих партнеров на три «круга».
В «ближний круг» вошли четыре соседние школы, музыкальная школа № 6, детско-юношеский центр «Надежда» и детские клубы «Факел» и «Атланта». «Средний круг» составили музыкальные школы №№ 2 и 4, художественная школа № 4, центральный Дом творчества «Приокский», средняя школа № 47, дворец «Приокский», спортивный комплекс «Чайка», стадион Станкозавода. А в «дальнем» оказались художественный лицей, музыкальная школа № 1, балетная школа, муниципальный культурный центр, радиотехническая академия, стадион «Локомотив», спортивный манеж «Юность», спорткомплекс «Буревестник».
На основе материально-технической базы и других возможностей этих учреждений учащиеся 65-й школы теперь могут заниматься плаванием, греко-римской борьбой, рукопашным боем, каратэ, хоккеем, фигурным катанием, теннисом, танцами, художественной гимнастикой, шахматами, кружевоплетением, английским языком и программированием. Иными словами, вопрос о том, как бы провести свое свободное время, перед школьниками теперь не стоит. Спектр занятий, из которых можно выбрать себе дело по душе, широк настолько, что главное – не запутаться в собственных желаниях.
Но мало лишь наладить связи с партнерами. Важной задачей управленческой деятельности администрации школы № 65 стали проектирование и мониторинг состояния взаимодействия их ОУ с социальным окружением по следующим видам деятельности учащихся: наука, рисование, музыка, спорт, танцы, техническое творчество, художественное творчество, работа с компьютером, изучение иностранного языка, изучение экономики, краеведение и туризм, занятия экологией, юннатская деятельность, театр и литература.
Линия партнерства стала конструктивной основой взаимодействия содержательных элементов всей системы деятельности ОУ – от начальной школы до основной. Линия взаимодействия убедительно проявляется в диалоговой форме организации образовательного и воспитательного процессов. Таким образом, школа считает, что данный проект создает благоприятные условия для самовоспитания учащихся. В связи с чем педколлектив обратился к технологии саморазвития и взял за основу идеи воспитания саморазвития Г.К. Селевко.
Кроме этого, в систему работы школы вошли такие диагностические методы, как анкетирование и социологический опрос учащихся, наблюдение, тестирование, интервьюирование. В частности, чтобы выявить востребованные компетенции и способности, которые должна формировать школа у выпускников, администрация проводила опрос по следующим анкетам.
Востребованность учащимися развития способностей функциональной грамотности в образовательном процессе школы
Считаешь ли ты необходимым формирование у тебя следующих знаний, умений и навыков? (варианты ответов: да, нет)
- Умений читать сложные тексты, относящиеся к повседневной жизни (например, материалы прессы, технические инструкции).
- Навыков делового письма, включая заполнение различных бланков.
- Умений работы с компьютером.
- Знаний правил дорожного движения и других правил безопасности жизнедеятельности.
- Знаний по сохранению и укреплению собственного здоровья.
- Навыков владения бытовой техникой.
- Умений ориентироваться в вопросах: а) политики; б) экономики;
в) экологии; г) права.
- Умений ориентироваться в среде проживания.
- Умений ориентироваться в ценностях культуры: а) умений заниматься конкретным видом творческой деятельности (танцы, пение, театр, игра на музыкальном инструменте и т.д.); б) знаний духовной культуры (наука, искусство, литература, философия, мораль, просвещение и т.д.).
- Умений и знаний, связанных
с будущей профессиональной деятельностью.
- Знаний этикета.
Анализ анкет старшеклассников показал, что наиболее востребованными у них сегодня являются: умения ориентироваться в среде проживания, навыки владения бытовой техникой, умения работы с компьютером, умения и знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью, умение ориентироваться в вопросах права. Это свидетельствует о том, что учащиеся ориентированы на овладение культурой социального общения и нормального взаимодействия с социальным окружением, на практические и современные способы деятельности в обществе, на самореализацию в профессии и жизни по законам целесообразности и права.
Востребованность учащимися развития компетентных
способностей в образовательном процессе школы
Хотел бы ты, чтобы у тебя по окончании школы были сформированы следующие компетенции? (варианты ответов: да, нет)
- Целостная картина физического мира.
- Целостная картина органического мира.
- Целостная картина социального мира.
- Знания о личности, законах и закономерностях ее развития.
- Этические знания.
- Эстетические знания.
- Правовые знания.
- Умения учебной, познавательной деятельности.
- Умения исследовательской деятельности.
- Готовность к решению практических проблем.
- Коммуникативные умения.
- Готовность к профессиональному самоопределению.
После обработки анкет педколлектив выяснил, что наиболее востребованными компетенциями учащихся являются: потребность к наличию умений и способностей решать практические проблемы, к профессиональному самоопределению, умений учебной деятельности, эстетических и этических знаний, целостного представления о картине физического и социального мира.
Таким образом, учащиеся на выходе из школы хотели бы иметь четкое представление о мире, в котором им предстоит жить, профессионально самореализоваться в обществе и владеть способами решения сложных, но жизненно важных проблем, то есть потребности учащихся четко социально ориентированы на адаптацию и реализацию собственной личности в обществе.
По мнению администрации школы, социальное партнерство на уровне «ученик–ученик», «ученик–учитель» формируется благодаря ясным ориентирам, внимательной и глубокой аналитической работе, творческой исследовательской деятельности всего педколлектива.
Кроме того, в школе приняты определенные педагогические правила общения с детьми:
- Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
- Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка.
- Всегда принимай ребенка таким, какой он есть в его постоянном изменении.
- Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
- Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур.
- Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
- Признавай право на ошибку и не суди за нее.
- Умей признать свою ошибку.
- Защищая ребенка, учи его защищаться*.
Таким образом, в школе № 65 складывается практика реализации идей социального партнерства, спроектированная на научно-концептуальной основе, редуцированной на специфику и особенности собственного ОУ, социального окружения школы, – практика, которая может оказать помощь в проектировании подобного опыта в других ОУ.
Проект социального партнерства позволяет более эффективно и оперативно оказывать помощь детям в реализации их образовательных потребностей и индивидуальных интересов, запросов, связанных с совершенствованием спортивных умений и навыков, художественных способностей, творческих возможностей; создавать благоприятные условия за счет использования возможностей социальных партнеров для более успешного продвижения учащихся в обучении, в деловой и межличностной коммуникации, в жизненном, профессиональном и этическом самоопределении.
Антонина ПЕТРЕНКО,
Рязанский областной институт развития образования
* Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Творческий центр, 2002.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-журнала InMyRoom. Стоит посетить этот сайт хотя бы для того, чтобы полюбоваться современными интерьерами или почерпнуть идею и получить практические советы для оформления своего собственного жилища. Живете ли вы в просторном доме или в тесной квартире – InMyRoom поможет вам сделать вашу жизнь ярче и комфортнее.
|