Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2006

Партнерство

Саморазвитие учащихся: что они хотят?

Ориентация образования на вариативность, гуманизацию содержания и способов организации образовательной деятельности, а также введение гибкой системы профилей обучения влекут за собой перемены в практике воспитания учащихся. А это в свою очередь возможно лишь при построении в образовательном учреждении целостной воспитательной системы гуманистической ориентации. Попытку воплотить этот тезис в жизнь предприняла школа № 65 Рязани.

Школе удалось удачно воплотить идеи и принципы социогуманной педагогики в реальную практику школьной жизни. Для чего был разработан и реализован проект социального партнерства. В основу проекта администрация школы положила потенциальные возможности различных учреждений в своем микрорайоне Канищево. Проанализировав возможности соседей, администрация решила разделить будущих партнеров на три «круга».

В «ближний круг» вошли четыре соседние школы, музыкальная школа № 6, детско-юношеский центр «Надежда» и детские клубы «Факел» и «Атланта». «Средний круг» составили музыкальные школы №№ 2 и 4, художественная школа № 4, центральный Дом творчества «Приокский», средняя школа № 47, дворец «Приокский», спортивный комплекс «Чайка», стадион Станкозавода. А в «дальнем» оказались художественный лицей, музыкальная школа № 1, балетная школа, муниципальный культурный центр, радиотехническая академия, стадион «Локомотив», спортивный манеж «Юность», спорткомплекс «Буревестник».

На основе материально-технической базы и других возможностей этих учреждений учащиеся 65-й школы теперь могут заниматься плаванием, греко-римской борьбой, рукопашным боем, каратэ, хоккеем, фигурным катанием, теннисом, танцами, художественной гимнастикой, шахматами, кружевоплетением, английским языком и программированием. Иными словами, вопрос о том, как бы провести свое свободное время, перед школьниками теперь не стоит. Спектр занятий, из которых можно выбрать себе дело по душе, широк настолько, что главное – не запутаться в собственных желаниях.

Но мало лишь наладить связи с партнерами. Важной задачей управленческой деятельности администрации школы № 65 стали проектирование и мониторинг состояния взаимодействия их ОУ с социальным окружением по следующим видам деятельности учащихся: наука, рисование, музыка, спорт, танцы, техническое творчество, художественное творчество, работа с компьютером, изучение иностранного языка, изучение экономики, краеведение и туризм, занятия экологией, юннатская деятельность, театр и литература.

Линия партнерства стала конструктивной основой взаимодействия содержательных элементов всей системы деятельности ОУ – от начальной школы до основной. Линия взаимодействия убедительно проявляется в диалоговой форме организации образовательного и воспитательного процессов. Таким образом, школа считает, что данный проект создает благоприятные условия для самовоспитания учащихся. В связи с чем педколлектив обратился к технологии саморазвития и взял за основу идеи воспитания саморазвития Г.К. Селевко.

Кроме этого, в систему работы школы вошли такие диагностические методы, как анкетирование и социологический опрос учащихся, наблюдение, тестирование, интервьюирование. В частности, чтобы выявить востребованные компетенции и способности, которые должна формировать школа у выпускников, администрация проводила опрос по следующим анкетам.

Востребованность учащимися развития способностей функциональной грамотности
в образовательном процессе школы

Считаешь ли ты необходимым формирование у тебя следующих знаний, умений и навыков? (варианты ответов: да, нет)

  1. Умений читать сложные тексты, относящиеся к повседневной жизни (например, материалы прессы, технические инструкции).
  2. Навыков делового письма, включая заполнение различных бланков.
  3. Умений работы с компьютером.
  4. Знаний правил дорожного движения и других правил безопасности жизнедеятельности.
  5. Знаний по сохранению и укреплению собственного здоровья.
  6. Навыков владения бытовой техникой.
  7. Умений ориентироваться в вопросах: а) политики; б) экономики; в) экологии; г) права.
  8. Умений ориентироваться в среде проживания.
  9. Умений ориентироваться в ценностях культуры: а) умений заниматься конкретным видом творческой деятельности (танцы, пение, театр, игра на музыкальном инструменте и т.д.); б) знаний духовной культуры (наука, искусство, литература, философия, мораль, просвещение и т.д.).
  10. Умений и знаний, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
  11. Знаний этикета.

Анализ анкет старшеклассников показал, что наиболее востребованными у них сегодня являются: умения ориентироваться в среде проживания, навыки владения бытовой техникой, умения работы с компьютером, умения и знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью, умение ориентироваться в вопросах права. Это свидетельствует о том, что учащиеся ориентированы на овладение культурой социального общения и нормального взаимодействия с социальным окружением, на практические и современные способы деятельности в обществе, на самореализацию в профессии и жизни по законам целесообразности и права.

Востребованность учащимися развития компетентных
способностей в образовательном процессе школы

Хотел бы ты, чтобы у тебя по окончании школы были сформированы следующие компетенции? (варианты ответов: да, нет)

  1. Целостная картина физического мира.
  2. Целостная картина органического мира.
  3. Целостная картина социального мира.
  4. Знания о личности, законах и закономерностях ее развития.
  5. Этические знания.
  6. Эстетические знания.
  7. Правовые знания.
  8. Умения учебной, познавательной деятельности.
  9. Умения исследовательской деятельности.
  10. Готовность к решению практических проблем.
  11. Коммуникативные умения.
  12. Готовность к профессиональному самоопределению.

После обработки анкет педколлектив выяснил, что наиболее востребованными компетенциями учащихся являются: потребность к наличию умений и способностей решать практические проблемы, к профессиональному самоопределению, умений учебной деятельности, эстетических и этических знаний, целостного представления о картине физического и социального мира.

Таким образом, учащиеся на выходе из школы хотели бы иметь четкое представление о мире, в котором им предстоит жить, профессионально самореализоваться в обществе и владеть способами решения сложных, но жизненно важных проблем, то есть потребности учащихся четко социально ориентированы на адаптацию и реализацию собственной личности в обществе.

По мнению администрации школы, социальное партнерство на уровне «ученик–ученик», «ученик–учитель» формируется благодаря ясным ориентирам, внимательной и глубокой аналитической работе, творческой исследовательской деятельности всего педколлектива.

Кроме того, в школе приняты определенные педагогические правила общения с детьми:

  • Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
  • Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка.
  • Всегда принимай ребенка таким, какой он есть в его постоянном изменении.
  • Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
  • Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур.
  • Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
  • Признавай право на ошибку и не суди за нее.
  • Умей признать свою ошибку.
  • Защищая ребенка, учи его защищаться*.

Таким образом, в школе № 65 складывается практика реализации идей социального партнерства, спроектированная на научно-концептуальной основе, редуцированной на специфику и особенности собственного ОУ, социального окружения школы, – практика, которая может оказать помощь в проектировании подобного опыта в других ОУ.

Проект социального партнерства позволяет более эффективно и оперативно оказывать помощь детям в реализации их образовательных потребностей и индивидуальных интересов, запросов, связанных с совершенствованием спортивных умений и навыков, художественных способностей, творческих возможностей; создавать благоприятные условия за счет использования возможностей социальных партнеров для более успешного продвижения учащихся в обучении, в деловой и межличностной коммуникации, в жизненном, профессиональном и этическом самоопределении.

Антонина ПЕТРЕНКО,
Рязанский областной институт развития образования

* Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.
– М.: Творческий центр, 2002.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-журнала InMyRoom. Стоит посетить этот сайт хотя бы для того, чтобы полюбоваться современными интерьерами или почерпнуть идею и получить практические советы для оформления своего собственного жилища. Живете ли вы в просторном доме или в тесной квартире – InMyRoom поможет вам сделать вашу жизнь ярче и комфортнее.

Рейтинг@Mail.ru