ДНК в тупике
«Когда-нибудь господин Фурсенко
скажет: “Извините…”»
Бунтари – мечта журналиста и заноза для
власти. В дискуссионном клубе «Модернизация
России: новый вектор» информационного агентства
«Росбалт» они без обиняков судили о неудачах
реформы образования. Правда, взамен любой
критики предлагали направления корректировки,
прекрасно осознавая, что в избытке реформа имеет
пока одни нарекания.
Дорогое прозрение
– Как вы
знаете, нам пришлось пережить многие попытки
реформирования школы, – вспоминает президент
Всероссийского Фонда образования,
сопредседатель движения «Образование для всех»
(и в прошлом самый молодой школьный директор
Москвы) Сергей Комков. – Многие из бывших
руководителей системы образования теперь
оказались в нашем активе. Недавно на
Всероссийской конференции по проблемам ЕГЭ, в
которой принимали участие бывшие министры
образования Днепров и Ткаченко, я высказал
предположение о том, что когда-нибудь господин
Фурсенко тоже придет к нам и скажет: «Извините,
ничего не понимал, делал все непонятно по какому
поручению, а сейчас наступает прозрение». Мне
кажется, нам эти запоздалые прозрения дорого
обходятся…
Сегодня мы практически не имеем
стратегии развития государства. А ведь система
образования вторична. И когда у государства
проблемы со стратегией, то непонятно, для чего и
каким образом готовить подрастающее поколение.
Ни Министерство образования, ни Государственная
дума, при всем моем уважении к депутатскому
корпусу, не могут нам этого показать. Пока
единственным гарантом в какой-то степени
остается президент страны, как-то пытающийся
поддержать корабль на плаву. Но что будет через
два года, когда придет другой руководитель, никто
не знает.
Если думать о дальнейшем развитии,
нужно сберечь те фундаментальные основы, которые
сохранились в системе образования с советских
времен. Но сегодня мы наблюдаем тревожащее
явление. Нам пытаются практически на всех
уровнях внедрить американскую образовательную
модель. Она отличается от российской одной
серьезной деталью: у Америки модель прикладного
образования. То есть образование является
ступенечкой для достижения собственного
благополучия, а в системе образования
используются уже кем-то достигнутые результаты:
главное, чему учат ученика и в дальнейшем
студента, – это правильно использовать
наработанное до тебя. Другими словами, система
потребителя.
Американское
образование переживает мощнейший кризис. Об этом
говорят и сами американцы. Так, в феврале
прошлого года на конгрессе американских
губернаторов Билл Гейтс – самый богатый и
успешный человек не только США, но и мира –
напрямую сказал, что их школа фактически
опустилась до уровня конца XIX века. Выпускники не
умеют мыслить, сопоставлять факты и в конечном
итоге создавать интеллектуальный продукт,
поэтому американскую школу ждет крах.
Наши реформаторы полностью пошли по
этому пути. И если мы сейчас это движение не
остановим, нас ожидает более опасный провал,
потому что у американцев еще есть деньги, у нас же
денег нет. России выбраться из пропасти будет уже
невозможно, и мы точно превратимся в страну
третьего мира. Также надо понимать, что через
тридцать, сорок, максимум пятьдесят лет в целом
мире не останется сырьевых ресурсов и основой
экономики станет рынок информационных и научных
технологий. Вытесненная сейчас с этого рынка
Россия прекратит свое существование как
государство с интеллектуальным потенциалом.
Модернизация образования зашла в
полный тупик. Возьму для примера один из ее
пунктов – единый государственный экзамен.
Действительно, во многих странах существует
такая практика. Придумали его французы. Но во
Франции очень быстро – через пять–семь лет –
поняли: это тупик и единый госэкзамен можно
оставить как одно из средств и, более того, как
вспомогательное средство. Активно полностью
перешли на эту систему американцы. В Соединенных
Штатах Америки в 1998 году в прямом эфире
телевидения я так раскритиковал их, что меня
попросили в течение 48 часов покинуть США. ЕГЭ
прижился только в Америке. И она расхлебывает
последствия.
В России единый государственный
экзамен тоже имеет право на существование, но как
дополнительный экзамен в виде тестовой системы
оценки знаний. А эксперимент по ЕГЭ
образовательным сообществом признан
несостоявшимся. Вообще тут возникает
парадоксальная ситуация. Последние годы мы
наблюдаем, как у нас идет резкое расхождение
между взглядами образовательного сообщества на
российскую систему образования и тех, кто
непосредственно руководит этой системой. О
последних складывается впечатление, что люди
либо вообще не понимают, что делают, либо
понимают, но преднамеренно творят это для
развала системы образования. Мы неоднократно
говорили: без серьезной общественной и научной
экспертизы нельзя внедрять ни одного новшества.
Образование – наиболее консервативная система.
И чем меньше там будет быстрых, непродуманных
перемен, тем лучше для общества. Так вот сегодня
никто не желает слушать российское
образовательное сообщество. В связи с этим в
апреле нынешнего года в Москве пройдет конгресс,
куда приглашены все ведущие эксперты в системе
образования, ее руководители и депутаты всех
уровней. И как бы нам ни пытались вставить палки в
колеса, мы его проведем! Я думаю, систему
образования можно сохранить, а сохранив,
модернизировать, но не так, как это делают
сегодняшние реформаторы.
Специалисты по левой ноздре
– Все попытки наметить стратегию
образования бессмысленны – у нас нет образа
будущего общества, к которому мы стремимся, –
считает заведующий кафедрой психологии личности
МГУ Александр Асмолов. – Пока мы будем работать в
логике «куда идем мы с Пятачком –
большой-большой секрет», наши попытки построения
образования и кидание камней в педагогов за то,
что воспитание якобы потеряно, наивны.
Мы хотим жить в гражданском обществе.
Часто рождаются термины, которые, словно облако,
каждым воспринимаются по-своему. Среди таких
терминов – «гражданское общество» и
«гражданское образование». Их трудно очертить.
Тем не менее, ориентируясь на ряд исследований в
этом вопросе, я позволю себе сказать о некоторых
характерных особенностях гражданского общества
как среды свободы.
Первая характеристика – многообразие
составляющих, то есть организация институтов,
которые имеют право голоса, и отсутствие тирании
большинства. Вторая – автономия институтов от
властного центра. Третья, особенно близкая мне
характеристика, – толерантное, ненасильственное
поведение людей, которые живут в гражданском
обществе.
И, наконец, четвертая, на которой я
остановлюсь подробнее: гражданское общество в
моем контексте рассматривается как общество,
которое идет от культуры полезности к культуре
достоинства. Чтобы отвлечь наше внимание,
устраивается обсуждение частных вопросов
(двенадцатилетка, ЕГЭ и другое), которые являются
частными по отношению к глобальному вопросу:
сводим ли мы образование к культуре полезности, к
рынку, к сфере услуг или видим в нем институт
развития личности? То, что мы принимаем
образование за великую парикмахерскую, в которую
приходят подстричься, может быть, и неплохо для
каких-то задач, но совершенно не учитывает
природы и духа общего и высшего
профессионального образования. Поэтому я
настаиваю, чтобы любые реформы были проверены:
делают они или нет платность главной
характеристикой, через которую оценивается
достоинство личности.
Сведение к сфере услуг не учитывает
того, что я называю социальными эффектами
образования в обществе. Первый и главный эффект,
без которого мы вернемся ко временам до Ивана
Калиты, – это эффект консолидации нашего
общества. Во-вторых, образование имеет
социальный эффект формирования культурной
идентичности граждан России. В-третьих, оно
должно снижать риски социальной напряженности
между различными группами населения –
религиозными, этническими и другими. В-четвертых,
происходит достижение равенства групп в системе
образования.
Сегодня выигрышная ситуация для
развития образования, поскольку мы впервые,
может быть, оказываемся в информационном
обществе. А раз так, то образование выступает
главным институтом повышения
конкурентоспособности личности, общества,
государства и как путь к достижению личного и
профессионального успеха, о чем часто забывают.
Получается, необходимо ответить на следующие
вопросы. Первым ставят вопрос «чему учить?».
Неверно, неточно, однобоко! Основной вопрос –
«ради чего учиться?». Пока не будет заострено
внимание на мотивационных основах обучения,
ничего не получится. Далее: «чему учить?», «как
учить?» и «за счет каких ресурсов учить?».
Ради чего учить? В нашем обществе, в
отличие от того, которое было до этого, наряду с
идеалами социального равенства и благосостояния
появился новый – идеал безопасности. Равенство,
благосостояние и безопасность – вот те
ценностные ориентиры, которые должны
учитываться государственной программой в сфере
образования. Без них мы с вами проиграем по всем
параметрам.
Чему учить? Требуется мобильное
образование в мобильном мире. Мы должны создать
систему образования мобильной, что поможет
решить задачи обеспечения социального
равенства, расширения доступности знаний.
С чего начинать учить? Не со знаний, не
с информации, а со способности к обучению. Такова
логика деятельностного подхода. И первые, кому
нужна учеба, как ни парадоксально звучит, – это
учителя. Я осмелюсь утверждать: развитие
способности к обучению ученика, как говорил
Выготский, начинается с развития способностей к
обучению учителя. Поэтому ключ к пониманию
общего образования – в системе подготовки в
вузах.
Явью становится непрерывное
образование. Появляется формула: хочешь жить –
умей учиться. Раньше мы были привязаны к
профессии. Теперь в течение жизни выбираем:
сейчас я инженер, завтра президент, послезавтра
юрист… В связи с этим нужно оценить риск реформы
общего образования – уничтожение общей школы
и сведение к профильному образованию. Даем детям
«узкоколейку», а разве они знают, кем будут в 14–15
лет? Кто знает это в 20 лет? Если загоняем ребенка в
математику или физику, то формируем не
универсальные, а специальные способности. Самый
большой риск реформы – риск ранней профилизации.
Для меня его символом является кандидатская
диссертация «Профориентация к шахтерским
профессиям в старших группах детского сада». Эта
работа, которая мне попалась на глаза,
показывает, к чему может быть сведена
профильность в системе образования.
Сложилась странная ситуация. С одной
стороны: «Даешь профиль!», с другой – «Даешь
бакалавра в высшей школе!». А что такое
«бакалавр»? Мой слух радует немецкое
определение: «материал, годный к дальнейшему
использованию». В школе, значит, хотим «заузить»,
чтобы затем бросить в более широкую ступень вуза.
В свою очередь в вузе одна из самых
больших опасностей – сверхпрофилизация.
Вспоминается старая история, написанная
Достоевским. Человек приходит к врачу с
насморком. Врач говорит: «У вас, батенька, насморк
правой ноздри. А я по левой специалист. Правую
лучше в Париже лечат, туда и поезжайте». Вуз
должен давать широкую базу для адаптации, чтобы
не выживать, а жить в нашем мире.
И с болью говорю о драме, которая
касается информационного общества: отставание
учителя от ученика. Шестилетка, приходящий в
школу, владеет компьютером, живет этим миром. И
когда он видит, что компетентность его выше
учительской, начинает раскачиваться лодка
престижа педагога. Важна срочная информационная
подготовка учительского корпуса.
Все эти вопросы стоят и будут стоять
перед нами. Мы прошли и идем по нелегкому пути. Но
когда мы поймем, что образование – главный
ресурс развития общества и личности, то, несмотря
на трудности, будем иметь шанс приблизиться к
гражданскому обществу и не быть рабами
сиюминутных запросов рынка.
Главный механизм
– Образование – не услуга, а главное
дело страны, которое отличает мировую державу от
«банановых республик», – заявляет председатель
«Движения развития» Юрий Крупнов. – Не
инвестиции, не нефтедоллары создают величие и
творят историю. Именно образование стало своего
рода ДНК страны, основой ее идентичности и
развития.
Новая система образования должна быть
построена на нескольких принципах и механизмах.
Обозначу их тезисно.
Первый. Превратить образование в
главный механизм развития страны. Образование
выступает средством реализации целей. Для этого
нужно определить приоритетные сферы и предметно
поставить цели и задачи. Оно должно в первую
очередь заниматься промышленностью и наукой,
ставить цели развивать государство. Если не
выстраивать новую промышленность и науку, если
не развивать Россию, то образование и
образованные люди останутся невостребованными.
Второй. Поставить в центр личность,
перейти к персональному, «штучному» образованию
на основе развития эффективных дидактических
систем. Для каждого ребенка найти самого
главного для него, развивающего его взрослого и
соединить с ним, в том числе через
телекоммуникационные технологии. Научиться
строить для образования любого ученика сетевые
образовательные сообщества. Связать
образовательное развитие с развитием
общественным. Определить курс развития на
общество, которое культивирует личностный рост
всех людей.
Третий. Создать единую
мировоззренческую платформу российской школы
вокруг принципов тысячелетней российской
цивилизации.
Четвертый. Кардинально сменить
содержание образования и всего набора
образовательных технологий. Новое содержание
должно сохранять и наращивать традиционную
фундаментальность, но теперь на принципах
личностного и деятельностного подхода.
Пятый. Создать из разбухшего набора
предметов систему, где их будет не много, но их
свяжут метапредметные стратегические курсы и
проектно-исследовательская деятельность.
Шестой. Превратить педагогов в первое
сословие, то есть всеми силами на порядок
повысить ценности образования и учительский
статус.
Седьмой. Провести кардинальную
переорганизацию педагогических вузов.
Восьмой. За десять лет увеличить
процент педагогов-мужчин в пять раз.
Девятый. В два раза до 2015 года повысить
относительные расходы на образование – с
нынешних 5,1% от ВВП до 10% при задаче в пять раз
повысить ВВП к 2020 году и за 15 лет увеличить
расходы на одного учащегося в десять раз.
Десятый. К 2010 году организовать 1000
федеральных школ – лучших в мировом образовании
– как сеть опережающего развития, призванную
отработать модель новой российской школы.
Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
|