Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2006

Технологии

«Выращиваем» новые качества учителя

Ориентиры в научно-методическом аспекте управленческой деятельности

Процессы модернизации содержания образования, изменение ориентиров побуждают к поиску иных подходов к методической деятельности и управлению системой образования, созданию гибкой структуры методической службы и такой управленческой системы, которая мотивирует педагогов развивать креативные способности.
Особая роль в решении этой актуальной задачи принадлежит научно-методической деятельности. Свое видение работы этой службы представляет Рязанский областной институт развития образования.

От профессионального, творческого потенциала личности педагога, его способности воспринимать и реализовать идеи современной философии образования зависит судьба проводимых реформ. Повышается и значимость системы научно-методической работы, целью которой остается обеспечение профессионального уровня деятельности педагога.

И наиболее значимыми аспектами научно-методической деятельности на уровне образовательного учреждения становятся следующие:

  • изучение, исследование, анализ инновационной педагогической практики в образовательном учреждении;
  • концептуальное представление образовательной деятельности педагогов, ее целеполагание;
  • проектирование и планирование профессионально-методического образования учителя на различных уровнях (методические объединения школы, методические службы города или района, институты повышения квалификации работников образования) на основе глубокого анализа информационных педагогических потребностей педагогов с учетом новых тенденций в развитии науки и практики;
  • разработка и применение методических рекомендаций, пособий и дидактических материалов, педагогических технологий, ориентированных на развитие аналитических и методических способностей учителя, адекватный выбор альтернативных учебно-методических комплектов, методик с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  • организация и проведение научно-методических мероприятий, опытно-экспериментальной и исследовательской работы;
  • контроль и рефлексивная оценка результатов педагогической и методической деятельности, ее коррекция.

Эти аспекты научно-методической деятельности наиболее востребованы учителями, если они реализуются в личностно ориентированных, активных формах взаимодействия с педагогами (см. табл.), а научность обеспечивается через систему планирования и организацию обучения педагогов на различных уровнях: на уровне очного, очно-заочного обучения на базе институтов (развития образования или повышения квалификации работников образования, высших учебных заведений и др.), на уровне организации методических служб района (информационно-методических – диагностических центров, методических кабинетов и др.), на уровне методической работы образовательного учреждения (проблемные и творческие группы, исследовательские лаборатории, научно-практические семинары и др.).

Развивая такие формы работы с учителями, стоит непременно учитывать уровень профессионального мастерства учителя, с тем чтобы проектировать и планировать методическую деятельность с учетом индивидуальных запросов и уровня подготовленности учителя к решению той или иной педагогической задачи. Поэтому диагностика уровня профессионализма педколлектива ОУ необходима в качестве стартового начала для дальнейшего определения будущих форм, методов, содержания методической работы с конкретным педагогом или группой учителей.

Параметры диагностики состояния педагогической деятельности отдельных педагогов или групп учителей и ее результатов:

  • Содержание программ обучения (традиционная, адаптивная, индивидуальная, авторская).
  • Содержание и наличие технологий и методик обучения, воспитания и развития.
  • Состояние организационно-коммуникативной деятельности педагогов (способ общения учителя с детьми).
  • Состояние методической деятельности педагогов (наличие обобщенного опыта работы, разработок системы упражнений по предмету, участие в методической работе школы, района, города, области и др.).
  • Мотивация к инновационной деятельности (участие в экспериментальной, инновационной работе).
  • Деятельность учащихся у исследуемых педагогов (их познавательная, коммуникативная, самоорганизующая деятельность).
  • Результаты деятельности учащихся.
  • Достижения и затруднения в деятельности педагогов и учащихся.

Например, в результате диагностики уровня профессионализма педагогического коллектива можно выявить следующие ранжируемые группы педагогов:

  • способных разрабатывать новые программы, технологии обучения, модифицировать программы и методики преподавания;
  • добивающихся повышенного уровня обученности учащихся;
  • обучающих учащихся со стабильно высокими, положительными результатами, адаптирующих методики на уровень развития своих учеников;
  • испытывающих затруднения в организации эффективного образовательного процесса, в научной и методической подготовке, в практической педагогической деятельности (молодые специалисты, молодые учителя...) и так далее.

Разный уровень профессиональной подготовки учителя не может не влиять на научно-методическую деятельность в ОУ. Поэтому руководитель обязан помнить о различных возможностях науки как средствах обучения и педагогического условия развития профессионального мастерства и личностного роста педагога. Развивающиеся научные знания по андрагогике (обучение взрослых), антропологии (личность и закономерности ее развития), аксиологии (ценности жизни), культурологии и методологии становятся основополагающей составляющей современного содержания образования, обеспечивающей личностно ориентированный подход в обучении взрослых и детей.

В связи с этим новым ориентиром в научно-методической работе становится главным не столько процесс информирования учителей о научных достижениях, сколько проектирование деятельности самих педагогов по овладению новыми знаниями путем самообразования, самоорганизации и саморазвития и формирование таким образом компетенций и педагогического творчества.

Компетенции, согласно «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», приобретаются только в результате опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и представляют собой систему универсальных знаний, умений и навыков, используемых не только в процессе познания, но и созидания собственной жизни и жизни общества.

Современная система методической подготовки педагога предполагает появление и «взращивание» новых качеств учителей, имеющих личностно ценностные, деятельностные, концептуально целостные, рефлексивные характеристики, проявляемые как в методической работе, так и в педагогической практике. Поэтому в содержание научно-методической деятельности целесообразно было бы включить некоторые проблемы и темы для изучения и разработки (см. Приложения 1–3).

Приложение 1

Примерная тематика методических занятий для педагогов

  • Деятельностный аспект:

Оптимизация образовательного процесса в условиях развивающего обучения.

Развивающее обучение на уроках.

Формирование дидактических умений и навыков учащихся и развитие мыслительных операций.

Игра-практикум как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Индивидуально-дифференцированное обучение с учетом психолого-физиологических особенностей детей.

Творческий подход к организации образовательного процесса.

Метод проекта в образовательной деятельности учащихся.

Проектирование учебно-воспитательной деятельности: способы, средства, процесс.

Деятельностный подход в формировании функциональной грамотности и компетентности.

  • Личностно-ценностный аспект:

Гуманизация и гуманитаризация содержания образования.

Социальная ориентация в образовательном процессе.

Развитие субъект-субъектных взаимоотношений в процессе обучения и воспитания.

Эстетическое воспитание в школе.

Развитие личности ученика в условиях модернизации современного образования.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время.

Личностно ориентированный подход к учащимся как условие развития креативных способностей.

Правовое образование – фактор формирования правовой культуры школьников.

Развитие коммуникативных норм и правил на уроках..

Формирование атмосферы сотрудничества на уроке

Психолого-педагогические основы педагогического общения с учащимися.

Роль современных концепций воспитания в развитии личности ребенка в условиях модернизации российской системы образования.

  • Концептуально-целостный аспект:

Анализ содержательных концептуальных линий учебно-методической литературы (обобщение педагогической практики).

Интеграция содержания образования.

Концептуальное педагогическое мышление: способы оперирования смысловыми значениями и развитие способности порождать собственные смыслы педагогической деятельности.

Методологические подходы к содержанию образования.

Надпредметные и межпредметные связи в содержании образования.

Технология модульного обучения по предмету.

Система мыслительных операций и речевых умений во взаимосвязи.

Модернизация содержания образования по предмету.

Принципы содержания образования в условиях модернизации.

Системность содержания преподавания предмета.

Формирование целостной картины миры средствами предмета.

Формирование у детей целостного представления о достойном образе жизни человека.

  • Рефлексивный аспект:

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках.

Приемы критического мышления на уроках.

Основы анализа педагогической деятельности.

Технология самоконтроля собственной познавательной деятельности как способ активизации обучения.

Анализ литературных произведений.

Теория формирования рефлексивного мышления.

Самоопределение и саморазвитие – важные факторы формирования функ¬циональной грамотности ученика.

Приложение 2

Циклограмма деятельности заместителя директора в области учебной работы с педагогическими кадрами по развитию педагогического мастерства

I четверть

  1. Оценка целеполагания деятельности педагога (посещение уроков администрацией, руководителями МО)
  2. Формирование экспертных групп по аттестации учителей школы
  3. Экспертная оценка уровня профессионализма педагогов школы по согласованным параметрам и ранжирование педагогического состава
  4. Организационно-методическая деятельность по выбору структуры, форм, содержания методической работы (школа молодого учителя, МО, творческие и проблемные группы)
  5. Консультации с руководителями методических объединений, педагогами (индивидуальные, групповые)

II четверть

  1. Организация взаимопосещения уроков
  2. Организация работы методических объединений, проблемных групп, «мастер-классов» и др.
  3. Участие в школьных (городских, районных, региональных) фестивалях, конкурсах, предметных неделях, месячниках и др.
  4. Индивидуальные и групповые консультации
  5. Изучение педагогического опыта педагогов данной школы
  6. Разработка дидактических материалов

III четверть

  1. Промежуточная диагностика результатов обучения учащихся с целью анализа деятельности учителя
  2. Участие в конкурсах творческих программ, дидактических материалов, наглядных пособий
  3. Участие в конкурсах (школьных, городских, областных) «Учитель года»
  4. Творческие отчеты учителей
  5. Деятельность экспертных групп по аттестации педагогов школы

IV четверть

  1. Анализ деятельности педагогов по итогам мониторинга деятельности учащихся (переводные и выпускные экзамены), составление программ методической и самообразовательной деятельности (учебы) педагогов на диагностической основе в новом учебном году
  2. Проектирование, программирование, планирование информационной, методической деятельности замдиректора по совершенствованию профессионального мастерства учителя в новом учебном году
Антонина ПЕТРЕНКО,
Рязанский областной институт развития образования

Рейтинг@Mail.ru