Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2006

Школа и общество

Наглецы из «камеры хранения»

Даже в их благополучной, дружной школе перед педагогами стали ежедневно появляться дети, на лицах которых за улыбкой скрывалась издевательская усмешка. Учителям грубили, учителей не воспринимали всерьез... Несмотря на сложность проблемы, в московском Центре образования № 1666 «Феникс» разобрались, кто виноват и что делать с этой критической ситуацией, в других школах остающейся, к сожалению, в разряде рядовых. Свои мысли, поддержанные многочисленными коллегами, педагогический коллектив адресовал сразу в Госдуму – с такой бедой, полагают в «Фениксе», не справиться без высокопоставленных союзников.

Юрий РОССИХИН, директор:

– Знаю, кто-то думает по-другому, но я и мои коллеги считаем, что на первом месте в школе – ребенок. И мы здесь для того, чтобы он стал счастливым сегодня и мог так же счастливо построить свою жизнь завтра. Только, прежде чем дать этот положительный заряд ученикам, учитель должен получить его сам. У нашего коллектива он имеется. И я уверен, что в стране тысячи других педагогических коллективов, которые могут двигаться вперед, развиваться, создавать атмосферу счастья и для себя, и для тех, кто в этой среде находится вместе с ними.

Поэтому непонятно, почему, когда ребенок законодательно защищен от любых агрессивных проявлений со стороны взрослых, учитель, без которого дети не могут получить знания и научиться быть воспитанными, подвергается безнаказанному насилию – матерная речь, плевки, пощечины, есть даже факты убийства. Нет механизма, защищающего честь и достоинство учителя – человека ранимого, с обостренным чувством справедливости. А униженный и оскорбленный учитель никогда не воспитает гордого, стремящегося к цели воспитанника.

Мы делаем все возможное и невозможное, для того чтобы не ныть, не плакать, а гордо нести имя Учитель, выполнять поставленные перед нами обществом задачи. Но есть проблемы, которые нас тормозят. Ответ надо искать внутри семьи. Совершенно неправильна позиция некоторых родителей: что бы ни делал их ребенок, они находятся на его стороне. Написал на стенгазете нецензурное слово, неприлично выразился в глаза заслуженному, пожилому педагогу – на это мама говорит, что виновата школа, школа сделала его таким. Как бы ни бился учитель, можно ли добиться положительного результата, если ребенок дома поощряется: «Ты всегда прав… Ни с чем не соглашайся…»? Школа не отталкивает ученика от себя, это, без¬условно, наше дело, но разве правильно, что, приводя ребенка в школу, родители будто бы сдают чемодан в камеру хранения: «Теперь это ваше, мучайтесь!»

Давно назрела необходимость выработки закона, который объединил бы усилия семьи и школы в воспитании детей и тем самым вернул педагогу прежний высокий статус. Ответственность родителей за результат воспитания и обучения детей в нашей стране прописана одной строкой: «несет ответственность». В чем выражается эта ответственность, не поясняется. В Великобритании, например, есть закон, по которому за неуспешные результаты обучения и воспитания детей родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа или кратковременного содержания под стражей. Я не призываю хватать всех и бросать в камеры. Надо подумать, как родитель должен отвечать, исходя из наших традиций и сегодняшней действительности.

Конечно, законотворчеством должны заниматься профессионалы. Мы же можем привлечь внимание общественности и власти к существующей проблеме. Надеемся, нашу инициативу поддержат в городе и других регионах, в Государственной думе. На одном из совещаний директоров школ района я рассказал об обращении и спросил: «Вы поддержите нас?» – «Да, – ответили коллеги, – потому что мы беззащитны». И мне кажется, подписей будут не тысячи, а гораздо больше…

Ирина БАЛАШОВА, заместитель директора по воспитательной работе:

– Начиная воспитательную работу уже с первого класса, мы закладываем азы добрых отношений между учителями, учениками и родителями. Я могу говорить объективно, что наша школа – это не просто коллектив, сложившийся из нескольких ячеек, а полноценная семья.

Воспитательная система прослеживается на протяжении всех четырех лет начальной школы. Малыши с первых дней начинают любить школу, потому что ощущают ее родным домом. С переходом в пятый класс работа продолжается. Мы имеем целый воспитательный отдел, в котором кроме замдиректора по воспитательной работе действует коллектив педагогов-организаторов. Мы можем сделать воспитательную программу более насыщенной, грамотной, целостной, так как работаем в едином ключе. Это очень большой плюс в работе. Представьте себе: то, что в других школах делает один человек, у нас – отдел. Помимо этого нам помогает досуговый центр.

Акции, которые мы проводим, позволяют не на словах воспитывать ребенка, а делами, достойными примерами. Можно красиво говорить, но это не возымеет действия. А когда ребенок прошел через какие-то социально важные дела, тогда действительно получается воспитательный эффект.

В работе с ребятами из группы риска к этим акциям добавляются такие профилактические меры, как внушение, убеждение, всевозможные беседы, вовлечение во все многообразие школьной жизни, в том числе кружки, открытые во второй половине дня.

Марианна БУЛАЧЕВА, заместитель директора по медико-психологическому сопровождению педагогического процесса:

– Как учителя сами воспитывают уважение к себе? Я думаю, здесь играет роль личность учителя, насколько он смог преподнести себя классу, учесть индивидуальные особенности сложившегося детского коллектива и каждого ученика в отдельности. Где-то строгость нужна, где-то – сладкий пирожок. Нужно уметь лавировать. Педагоги, как правило, владеют этими приемами. Но все мы люди, и в ответ на хамскую выходку ученика учитель порой может заплакать, уйти из класса.

И. Балашова:

– В разговоре с одним учителем, который много лет проработал в школе, я услышала, что с хамством в школе вообще очень трудно бороться, а мужчине особенно. Женщина в силу психологических особенностей «проглотит» обиду, у мужчин с этим намного сложнее. Не это ли одна из причин, по которой учителя-мужчины не задерживаются в школах, – они не в силах стерпеть хамство от подростков?

Галина ЕЛИСЕЕВА, заместитель директора по учебно-методической работе:

– Иногда бывает достаточно удивленного взгляда в сторону нахамившего ученика, театральной паузы. Если класс – сложившийся коллектив, то можно обратиться к нему и вызвать реакцию: «Ребята, мы могли бы с вами сегодня поработать над этой интересной темой, но пропало творческое настроение…». Главное, чтобы в результате состоялся разговор о взаимном уважении и тот, кто поступил неправильно – взрослый или ученик, – поставил точку, извинившись и признав свою неправоту.

А вот добиться того, чтобы она была признана, обязана семья – именно там этому или учат, или нет. Родители еще с малолетства должны научить детей не замахиваться на родную бабушку, не давшую конфетку, и правильно отнестись к тому, почему бабушка это сделала. Тогда он научится без грубых слов, как принято в цивилизованном обществе, реагировать на «не ту», как ему кажется, отметку, замечание в дневнике.

Ежедневные беседы в стенах школы о внешнем виде, о поведении на уроке, о необходимости посещать дополнительные занятия, если у тебя что-то не получается, пожалуй, не возымеют действия, не возникнет союза, без которого нельзя представить современную школу, – союза учебного заведения, семьи и общественности. Когда он состоялся, то можно добиться положительных результатов.

Какова реакция родителей – такова и динамика. Я бы на пьедестал возводила родителя, по первому нашему зову приходящего сюда после детского проступка, разделяющего тревогу за ребенка и стоящего на позиции, что такого допускать нельзя и не обойтись без прилюдного извинения.

А есть родители, которые не то что не пытаются пристыдить своих детей, – они даже не пытаются признать правоту педагога, безоговорочно принимая сторону ребенка и отрицая очевидные факты. Ребенок слышит одно: «Я буду тебя защищать, чего бы мне это ни стоило». Никакого желания сдвинуться вперед нет, диалог невозможен.

В обращении мы пишем, что на данный момент у нас для работы с семьей и ребенком есть только моральные рычаги: я могу вызвать, поговорить, попробовать убедить. А поймут ли меня, проникнутся ли или останутся на позиции: «не обращай внимания, сынок»? Раньше, в советские времена, писали письма на работу родителей с убедительной просьбой к начальству выяснить, почему не обеспечивается воспитание в семье, ребенок плохо одет, недоедает. Сейчас этого нет, и до родителей не достучишься – их дома не бывает, они деньги зарабатывают. Ты можешь звонить круглые сутки – маму не застанешь, хотя у ребенка проблемы, нужна срочная помощь. Представители общешкольного родительского комитета хотят вернуться к ситуации, когда классный коллектив влияет на отдельные семьи, готов устраивать встречи. Все понимают, что времена изменились, однако велико желание создать атмосферу взаимопонимания и школьную жизнь строить вместе.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Обращение (извлечения)


Уважаемые депутаты Государственной думы Российской Федерации!

Роль школы в современных условиях – быть центром всестороннего развития личности каждого ребенка, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания.

Понимая свою значимость в этом взаимодействии, учителя хотят обратить внимание на то, что обострившиеся социальные проблемы общества оказывают негативное влияние на семейное воспитание. Родители, занятые решением вопросов материального благополучия, все меньше уделяют внимания проблеме воспитания детей. Учителя, призванные общаться с разными категориями родителей и детей, часто попадают в ситуации, когда в силу профессии не могут ответить на грубость, оскорбления, а подчас и защитить себя от шантажа и угроз со стороны родителей и даже учеников.

Мы обеспокоены тем, что в обществе сложилось негативное отношение к учителю, а следовательно, падает престиж учительской профессии. Шаги, предпринятые государством по улучшению благосостояния учителя, все же вселяют надежду на понимание проблем, которые носят не только материальный, но и моральный характер.

На сегодняшний день государство предлагает школе лишь моральные рычаги воздействия на семьи, не обеспечивающие воспитания детей. В современном законодательстве должны быть механизмы, позволяющие защитить учителя и повысить ответственность родителей.

Коллектив Центра образования № 1666 «Феникс», г. Москва

Рейтинг@Mail.ru