Формат встречи-совещания сложился
давно. Издатели предлагают и продвигают свою
продукцию, делая, естественно, особый упор на
новинки, а представители регионов
прислушиваются, приглядываются и забирают
образцы домой для дальнейшего ознакомления.
Непрерывно идет работа на выставочных стендах, а
в большом зале представители издательств
сменяют друг друга на сцене и с помощью добротных
компьютерных презентаций описывают свои
достижения.
Получается смесь рекламы и самоотчета,
что – редкий случай – никого не напрягает,
поскольку именно для обмена такой информацией
встреча и организуется.
О неподдельном деловом интересе
участников лучше всего говорят сухие цифры: на
сей раз на совещание приехали представители 55 (!)
регионов и 19 издательств. Причем руководители
издательств нашли возможность присутствовать
лично, а не передоверили свои задачи начальникам
отделов продаж и продвижения.
Удивило отсутствие в зале
представителей Министерства образования и науки
РФ, которые в последний момент отказались
приехать, сформулировав вполне благопристойную
причину. Однако, как известно, кто хочет делать –
ищет способы, а кто не хочет – ищет причины.
Так что Минобрнауки снова не
постеснялось продемонстрировать свое
равнодушие и нежелание участвовать в диалоге –
на сей раз с издателями учебников и их
потребителями. Мелочь, конечно, но неприятная и, к
сожалению, показательная: работа министерства с
каждым годом становится все более и более
келейной...
Пример уважительного отношения к
проблемам собравшихся показал первый
заместитель председателя Комитета по
образованию и науке Государственной думы Олег
Смолин, выступивший с весьма содержательной
речью (см. на с. 10–13) о плюсах и минусах
современной образовательной политики. К
сожалению, в очередной раз стало понятно, что
сегодняшняя власть больше говорит о проблемах
образования, чем пытается их решить на деле.
Тем не менее «государственная» линия
незримо задавала направление разговора.
Издатели учебников в отличие от журналистов не
могут ограничиваться полемикой и сопротивлением
министерским новациям, какими бы одиозными они
ни были. Сказано, например, «предшкола» – значит,
надо бежать впереди паровоза и заранее готовить
учебные пособия.
Да, можно при этом спорить, даже
возражать, ссылаясь на мнение психологов и
апеллируя к отечественным традициям
образования. Но издатели вынуждены обслуживать
систему, иначе их просто вытолкнут на обочину
рынка. Так что споры спорами, а книжки приходится
готовить параллельно. Иначе когда новация будет
внедрена, ты со своими принципами останешься без
товара, а более гибкие конкуренты вырвутся
вперед.
Поэтому неудивительно, что издатели
особенно напирали на соответствие своей
продукции новейшим требованиям, которые часто
еще даже и не требования, а всего лишь веяния.
Например, генеральный директор
самарского издательского дома «Федоров», одного
из лидеров в издании учебников по системе
Занкова, признался, что не очень понимает, как
можно ввести предшкольное образование, если даже
в Самарской области, не худшей по этому
показателю, детскими дошкольными учреждениями
«охвачено» всего 40% детей. Но линейку учебных
пособий для предшкольного образования его
издательство уже подготовило.
Такой прагматический подход позволил
издателям представить готовые книжки даже по тем
направлениям, которые еще горячо обсуждаются.
Стандарт образования не признан в качестве
нормативного документа и является лишь
рекомендательным, но все с гордостью
подчеркивали, что стараются на него опираться.
ЕГЭ по-прежнему вызывает ожесточенные споры, но
уже породил целый ассортимент пособий по
подготовке. Профильное обучение еще даже
официально не началось, а разноуровневые и даже
двухуровневые «в одном флаконе» учебники уже
выпускаются чуть ли не линейками, да и элективных
курсов уже издан целый спектр.
Не менее прагматичные управленцы из
регионов такой подход только приветствуют. Они
должны обеспечить своих учителей и методистов
учебниками и пособиями, а потому с удовольствием
воспользовались возможностями, которые им
предоставило совещание.
Валентина Новикова, ведущий
специалист департамента общего и
профессионального образования Брянской области:
– Свою задачу как специалист по
учебному книгоизданию я вижу в том, что должна
знать весь спектр учебной литературы. Конкретный
выбор учебника по каждому направлению
осуществляют наши методические службы, которым я
предоставляю информацию.
Здесь у меня была возможность
познакомиться со всем ассортиментом учебной
литературы, посмотреть, какие появились новые
комплекты, как издательства работают со старыми
учебниками. Например, сейчас актуальная проблема
– профильное обучение. И появились методические
пособия и дополнительные материалы, которые
позволяют использовать старый учебник и на
базовом уровне, и на профильном. То есть я могу
имеющиеся учебники, которыми укомплектованы
наши фонды, использовать для профильной школы.
Важным для меня было общение не только
с издателями, но и с коллегами из других регионов.
Они уже попробовали разные учебники, накопили
опыт и с удовольствием им делятся. В моем выборе
их опыт тоже играет важную роль.
Валентина Лузянина, сотрудник
информационно-методического отдела
Новосибирского областного центра
информационных технологий:
– Я уже не первый раз на таком
мероприятии и могу сказать, что здесь удобно
работать. Хорошо организована выставка
литературы и ее презентации, мы можем получить
подробную информацию. Мне очень нравится, что
издатели не просто рассказывают о своей
продукции, но и интересуются нашими делами,
стараются учесть наши интересы. То есть
обогащение происходит взаимное.
Мы нашли для себя несколько новых
интересных комплектов и планируем заключать
договор с издательствами на их поставку.
Но все же наши издатели учебников не
бездушные акулы капитала, и волнует их не только
прибыль, но и само отечественное образование.
Опасения за его судьбу, накопленные в борьбе за
получение заветного министерского грифа,
определили бурные эмоции в ходе «круглого стола»
по проблемам учебного книгоиздания.
По мнению издателей, нынешний механизм
грифования учебников вызывает серьезные
негативные последствия для всей системы
образования.
Во-первых, учебники заметно
удорожаются. Там, где раньше платили 4 000 рублей за
экспертизу, сегодня приходится платить 45 000.
Разделив разницу на тираж 5–10 тыс. экземпляров,
легко убедиться, что новая процедура обходится
ребенку и его родителям в пять–десять рублей за
каждый учебник.
Во-вторых, нынешняя система не
«подталкивает» издателя к улучшению качества.
Раньше ему предлагали внести определенные
изменения и получить гриф без повторной
экспертизы, а теперь учебник одобряют либо
отвергают целиком и полностью.
В-третьих, усложнение и ужесточение
экспертизы вместе с ее удорожанием ведет к
уменьшению ассортимента учебников, а значит – и
к сворачиванию вариативности образования.
Борис Пименов, генеральный
директор издательства «Академкнига/Учебник»:
– Сегодня экспертами являются две
высшие и авторитетные инстанции – РАН и РАО. К
сожалению, прикрываясь их именем, ввели такую
процедуру грифования, которая приводит к
удорожанию учебника, падению его качества и
сворачиванию вариативности образования. Это
методично, злонамеренно проводимая работа!
Недавно экспертиза стоила 3–5 тысяч
рублей. Сегодня за 9 книг я заплатил 309 тысяч – и с
неизвестным результатом. А цена будет только
расти, хотя обещали наоборот.
Раньше я получал две страницы
замечаний вместе с положительным заключением,
после чего вносил исправления и получал учебник
с грифом. Сам механизм заставлял меня исправлять
книжку! Сегодня я получаю 11 строчек – учебник
достоин грифа. И больше ничего не надо делать,
книжку можно не улучшать. Механизм исчез. Две
великие подписи Никандрова и Осипова закрывают
меня от всех претензий.
Этими проблемами недовольство
экспертной процедурой не ограничилось. Издатели
возмущались отсутствием возможности апелляции и
«закрытостью» рецензирования, сетовали на
игнорирование общественного мнения, приводили
бьющие наповал примеры неграмотной или
безответственной экспертизы.
Но в отсутствие адресата все вопросы
печально повисали в воздухе. А министерство, как
мы уже знаем, блистало своим неучастием...