Осторожно: двери открываются!
Виртуальная школа объединяет семью и
учителя
Имя: школа «Синергия». Дата
рождения: сентябрь 2005 года. Место жительства:
Южный округ города Москвы. Задачи: сделать
интересной жизнь первоклассников, помочь
советом родителям и главное – объединить
педагогический и административный потенциал
разных образовательных учреждений Южного
учебного округа, чтобы создать современную
образовательную среду на основе информационных
технологий.
Так выглядит краткая визитная
карточка школы «Синергия» – образовательного
учреждения, чьи кабинеты разместились в сети
Интернет. Нет-нет! Не стоит думать, что
первоклассники в Южном округе столицы не ходят в
школу и учатся лишь дистанционно с помощью
Интернета. Создание «Синергии» – попытка
сделать школу ближе для родителей, увлечь
ребенка учебой, дать возможность учителям
оценивать дополнительные достижения ребенка, а
не только то, что ему удается (или не удается)
сделать в классе во время урока.
Сегодня, спустя почти полгода после
открытия этой виртуальной школы, можно точно
сказать, что замысел ее организаторов удался на
все сто. В основе замысла была мысль о том, как
сделать полезными для ребенка компьютеры,
стоящие нынче практически в каждой семье. Одно
дело, когда ребенок играет в бесконечные
«стрелялки-догонялки», и совсем другое, когда он
имеет возможность потратить время за
компьютером с пользой: порешать задачки, поучить
буквы и слова, почитать или послушать какой-то
текст.
Статья опубликована при поддержке Группы компаний Арис, занимающейся производством, продажей и установкой стальных дверей и металлоконструкций в Москве, а также в ряде районов Московской области. Поэтому если Вам необходимы железные двери в Пушкино, Сергиевом Посаде или Ивантеевке можете смело обращаться в Арис и заказывать надежное и качественное изделие, которое прослужит Вам долгие годы. После получения Вашей заявки мастер компании выедет по указанному Вами адресу, произведет необходимые замеры, поможет с выбором наиболее подходящей для Вашего случая модели и оценит объем предстоящих работ. Предварительно ознакомиться с предлагаемой компанией продукцией можно в собственных выставочных залах Ариса, а также на сайте arisdoors.com.
Мы беседуем с руководителем проекта
«Школа «Синергия» Наталией ОВЧИННИКОВОЙ.
– Чем вы руководствовались,
создавая школу «Синергия»?
– Задумывая виртуальную школу
«Синергия», мы поставили перед собой задачу:
максимально эффективно использовать домашние
компьютеры и средства коммуникации в семьях
первоклассников, для того чтобы обучение в
реальной школе стало открытым и понятным. Если
представить образно, то экран домашнего
компьютера – это открытая дверь в учебный класс,
возможность для родителей знать, кто, чему и как
учит детей в школе.
Ведь об открытости школы для родителей
и общества в целом говорится все чаще и чаще, а
вот на практике реализуется не всегда. А родители
первоклассников – вообще особая каста. Они
переживают за своего ребенка, хотят знать, что
было в школе.
На сегодня в нашем проекте участвуют
более 700 семей первоклассников из 112 школ Южного
округа. Назвав школу «Синергия», что в переводе с
греческого означает «самоорганизация»,
«содружество», мы решили, что дадим семье ученика
первого класса, который переступит порог школы 1
сентября 2005 года и у которого дома есть
персональный компьютер, доступ к комплексу
современных информационных, дидактических и
методических технологий для создания
образовательной коммуникативной среды. Эта
среда обеспечит учащимся начальных классов,
родителям и учителям открытый доступ к
информационным образовательным и
коммуникативным ресурсам и сервисам,
использование их не только в
учебно-воспитательном процессе в школе, но и
дома.
– Расскажите, пожалуйста,
подробнее о том, как ведется работа в вашей школе.
– За полгода у нас сформировалось
несколько направлений работы.
Первое – активная работа учителей
начальных классов на страничке своей школы на
сайте «Синергии». Каждая школа округа,
первоклассники которой участвуют в проекте,
обязана иметь свою страничку с такими разделами,
как например: «расписание уроков», «на этой
неделе изучаем» (учитель пишет о том, чему именно
он будет учить первоклашек), «наш класс»
(содержится информация об учащихся класса),
«учитель» (педагог презентует себя, свой опыт
работы, свои достижения и т.д.). Особо стоит
отметить раздел «На этой неделе изучаем»,
который пользуется настоящей популярностью.
Недавно первоклассник одной из школ был вынужден
поехать с мамой в Смоленск, где ему должны были
делать операцию. И пока они были там, мама нашла в
городе интернет-кафе и читала на страничке
своего учителя, чем ей надо с ребенком в этот день
заниматься. На самом деле совсем не обязательно,
чтобы ситуация была столь экстремальной. Даже
если ребенок каждый день ходит в школу, родители
с огромным интересом читают рекомендации своего
учителя.
Второе направление – общение
родителей первоклассников с учителем
(посредством электронной почты) и возможность
задать вопросы на форуме сайта специалистам
(психологу, детскому врачу).
В нашем договоре четко прописано, что
учитель не реже одного раза в десять дней обязан
сообщать по электронной почте родителям о
достигнутом уровне успешности в обучении
ребенка и давать педагогические рекомендации.
А какие вопросы можно встретить на
форуме! Вот, скажем, несколько примеров обращений
к психологу: «бить или не бить?», «сын повторяет
окончания слов, что делать?», «ребенок не хочет
читать»… Специалисты отвечают родителям в
форуме, по электронной почте, приглашают на
консультации. Словом, родители перестают
чувствовать себя брошенными. У них появляются
надежные партнеры в воспитании детей.
Третье – работа с нашими
компьютерными дисками. В начале каждой учебной
четверти ученик получает диск и с помощью
родителей устанавливает его на домашнем
компьютере. На диске в специальной программной
среде сделаны тренировочные задания по
программе первого класса. Задания по каждой теме
имеют два уровня сложности и видеофрагмент с
объяснением темы. При выполнении заданий
любого уровня сложности компьютерная программа
указывает ученику на допущенные ошибки и
предлагает найти правильный ответ, решение.
После того, как ученик закончил выполнять
задание (время занятий не должно превышать 15–20
минут), компьютерная программа формирует отчет,
который можно сохранить на жестком диске
компьютера в специальном каталоге, распечатать
на принтере, переслать по электронной почте
учителю. Отчет содержит следующую информацию:
– время, затраченное на выполнение
заданий;
– задания какого уровня сложности
были выполнены;
– сколько и каких ошибок допустил
ученик.
Подчеркну, что выполнение (или
невыполнение) этих заданий не расценивается
учителем как домашнее задание. Выполнение просто
показывает педагогу, что ребенок движется
вперед, что ему интересна какая-то тема и он может
его похвалить лишний раз в классе. Ну а если
задания выполняются неверно – это сигнал к тому,
чтобы сделать акцент на проблемном вопросе,
повторить что-то еще раз.
– Виртуальная школа «Синергия» –
заведение платное?
– Задумывалась школа как проект
коммерческий, но сейчас уже абсолютно ясно, что
таковым он быть не может и не должен. Это проект
творческий, содержательный. Хотя первоначально
участие в проекте стоило шесть тысяч рублей в
год. Мы собрали с родителей деньги, которые пошли
на оплату труда педагогов-разработчиков заданий
для диска; учителей начальной школы, у которых
прибавилось обязанностей (переписка с
родителями, информация о том, что изучается на
уроке, работа с интернет-страницей своего класса
и т.д.); технических сотрудников, которые
обеспечивают постоянную техническую поддержку
проекта и выполняют в случае необходимости все
работы по установке программного обеспечения. Но
в конце декабря я поняла, что этих денег все равно
не хватит, чтобы заплатить всем.
В результате я, руководитель проекта,
пошла к директорам школ, чьи первоклассники
участвуют в школе «Синергия», и честно
рассказала о своих проблемах. Я даже готова была
расписаться в собственной несостоятельности и
невозможности продолжать работу, но тут
случилось самое удивительное. Директора сказали,
что не хотят прекращать проект, что детям,
родителям и учителям начальных классов он
нравится и они сами найдут необходимые деньги и
сделают так, чтобы родители за это не платили.
Меня это потрясло до глубины души! Вот такие
директора работают в нашем округе!
– Ваши сегодняшние
первоклассники станут второклассниками, на их
место придут новые дети. Вы продолжите
сотрудничество и с теми, и с другими?
– Безусловно! Мы не сможем расстаться
с нашими сегодняшними первоклассниками. Для них
в виртуальной школе появится электронный журнал.
И родители смогут знакомиться с оценками своего
чада. А так как дети уже будут уметь читать, мы
сейчас работаем над тем, что должно быть на сайте
лично для них, чтобы они меньше «ходили» на
ненужные им пока страницы.
А еще мечтаем до конца достроить нашу
виртуальную школу. Мы хотим, чтобы появился
«кабинет директора», «кабинет завуча», чтобы
родители могли задать директору вопрос,
ознакомиться с уставом школы, другими
документами. Мы предполагаем сделать
методический блок, который будет работать и на
директора, и на школу в целом.
Родителей понять можно: им некогда
лишний раз забегать в школу. А вот у себя в офисе
или вечером дома заглянуть на страничку своего
класса, своей школы, получить ответы на вопросы,
ознакомиться с оценками ребенка, посмотреть,
чему сегодня учили детей, все-таки легче. Поэтому
наши главные задачи – стать ближе родителю,
занять ребенка дома полезным делом – останутся
неизменными.
Подготовила Яна Сартан
Управленческое решение
Разумеется, подобный проект не
мог появиться на свет без участия начальника
Южного окружного управления образования Нины
Григорьевны МИНЬКО. 20-летний опыт управленческой
работы позволяет ей не только справляться с
проблемами самого большого учебного округа
Москвы, но и постоянно экспериментировать,
придумывать, рисковать.
Риск удался и на этот раз. Школа
«Синергия» становится в округе все популярнее…
– Нина Григорьевна, для вас как
руководителя округа что значит проект «Школа
«Синергия»? Каковы его перспективы?
– Думаю, будущее в образовании как раз
за такими проектами. С его помощью решается масса
вопросов и проблем по линии «родители – школа».
Вокруг него сегодня сгруппированы учитель,
родитель и ребенок, ради которого мы работаем. И
наши первые месяцы работы четко показали, в чем
мы ошибались, чего недодумали, а в чем были правы.
Жизнь расставила все по своим местам и показала
нам, где лежит тот камень, который мешает течению
реки.
Признаюсь, мы с ужасом обнаружили, что
роль этого камня сегодня исполняют учитель,
директор и сама система образования в целом,
которая оказалась слабо подготовленной к
оперативной, интенсивной работе с компьютером,
информацией, электронной почтой. Оказалось, что
родители и дети гораздо мобильнее и лучше
приспособлены ко всевозможным новым формам
общения, включая Интернет и электронную почту.
Посмотрите, какие вопросы родители задают врачу,
психологу. На первый взгляд, банальные. Но их
волнует это, им некуда с ними пойти. И потому
консультации наших специалистов для них
особенно ценны.
К тому же семья не всегда оказывается в
состоянии полноценно помочь ребенку с учебой,
указать источник информации, подсказать что-то. В
семье начинается стрессовая ситуация. А с
помощью нашей виртуальной школы всегда можно
обратиться к учителю, пообщаться с ним по
электронной почте, поговорить в форуме с другими
родителями, посоветоваться.
Сегодня на этом проекте растут все
– учителя, директор, семья. Не буду скрывать:
чтобы запустить школу «Синергия», я провела семь
встреч с директорами школ всех районов нашего
округа. Каждый вечер в течение недели я объясняла
необходимость участия в этом проекте, говорила о
том, что мы должны открывать школу навстречу
родителям, быть ближе, доступнее, понятнее.
Многие руководители образовательных учреждений
знают, что просто так, от нечего делать, я не стану
проводить подобные встречи. Можно говорить об
открытости и доступности образования. Но
почувствовать это можно только на примере
собственной работы. А этот проект как раз и
предоставляет такую возможность.
– На ваш взгляд, какими качествами
должен обладать сегодня директор школы, чтобы
участвовать в подобных проектах и вообще
руководить школой?
– Я уверена в том, что если бы школами
сегодня руководили те же люди, что в 70–80-х годах,
мы никогда не смогли бы запустить проект
виртуальной школы. За последние десять лет в
округе полностью сменился директорский корпус.
Это абсолютно новый тип руководителей,
замешанный на других дрожжах. У них здоровые
амбиции, они адекватны нынешнему времени, ритму
сегодняшней жизни.
Директор школы в первую очередь должен
быть менеджером. И хотя эта фраза у всех набила
оскомину, это верно. Он должен быть тем самым
менеджером, который обеспечивает
жизнедеятельность организма из трех его
составляющих:
– родителей, которые должны быть
спокойны за своих детей;
– учителей, для которых надо создать
такие условия работы, чтобы им было интересно;
– детей, ради которых мы работаем и
каждому из которых мы должны предоставить
возможность учиться и развиваться в
соответствии со своими способностями,
склонностями и талантами.
Если руководитель школы понимает и
принимает такой расклад, все будет прекрасно.
Поэтому одна из моих самых важных
задач – найти того человека, который возглавит
этот самый детско-взрослый,
родительско-учительский и ученический
коллектив, и подготовить его к работе в
современных условиях.
– Вы планируете распространять
опыт виртуальной школы в других округах Москвы?
– Мы думали об этом. Возможно, мы
ошибаемся, но пока этого делать не станем.
Понимаете, есть в этом проекте некоторая
домашность, если можно так сказать, некоторая
камерность. И именно это придает ему особое
очарование и теплоту. А чуть шагнешь за границы
округа – все будет поставлено на поток.
Наш проект рождался трудно, тяжело, он
только-только встал на ноги, начинает обретать
силу. Так что нам пока рановато что-то
пропагандировать. Может быть, позже, по истечении
какого-то времени, наработав опыт, мы поделимся
им с коллегами. |