Интегративные образовательные
экспедиции: от замысла к воплощению
Жизнь – бесконечное познанье. Возьми свой посох и иди!
М. Волошин
Перед педагогами нынче стоит задача сделать школу школой гражданственности. Для достижения этой перспективной и сложной цели есть много путей…
Что в юном возрасте рождает в человеке чувство родины, желание размышлять над уроками ее истории, переживать взлеты культуры, обращаться к творчеству? В первую очередь опыт общения, опыт познания, опыт чтения, опыт наблюдения природы, опыт приобщения к искусству и культуре своей родины, своего родного края. Приобретаемый опыт обогащает индивидуальный мир маленького человека впечатлениями, дает возможность ребенку расширить свои представления о жизни и выстроить свое понимание ее смысла. Душевный мир растущего человека открыт всему новому: впечатлениям, событиям, встречам. Однако ребенку непросто прожить свои школьные годы содержательно, ярко, увлеченно. Для этого требуются усилия и воли, и ума, и чувства и целенаправленная деятельность педагогов, которые вместе с родителями создают условия для развития мышления и воспитания души.
Чтобы школа открыла сердцу ребенка чувство родины и помогла становлению «человеческого в человеке», в Вятской гуманитарной гимназии была задумана экспедиция как форма организации познания учащихся, интегрирующая переживания, впечатления, знания, духовный опыт. Школьники отправляются в образовательные экспедиции по историко-культурным и литературным местам своей Родины. Чувство родины рождается в экспедиции как отклик на увиденное своими глазами и услышанное сердцем.
* * *
Постараемся объяснить, почему экспедиция называется образовательной, что она «образовывает» и как влияет на ребенка. Нельзя ограничивать содержание образования только рамками учебника и учебной дисциплины в школе. На мировоззрение, всю систему знаний человека оказывает огромное влияние его жизненный опыт, сложный и многогранный. В нем особое место занимают эмпирические знания, которые являются для ребенка источником вопросов и его познавательного интереса к окружающему миру. Поэтому экспедиции направлены не на развлечение, а на познание, переживание и осознание увиденного. Учиться понимать «душу и язык» природы, любоваться красотой ландшафта, восхищаться культурой усадебного быта, представлять жизнь русских писателей в их домах-усадьбах, бережно относиться к памятникам истории своей родины можно не только в классе, но и в жизни. Поэтому учащиеся сами выбирают маршруты, собирают информацию, разрабатывают программу экспедиции, готовят своих экскурсоводов по всем направлениям, распределяют обязанности и поручения, находят ресурсы и используют полученные материалы и данные как исследователи. На подготовительном, экспедиционном, исследовательском и рефлексивном этапах формируются познавательные, коммуникативные, исследовательские, творческие умения школьников.
Экспедиция становится частью жизни, проживаемой ребенком. В экспедициях реализуется мысль С. Соловейчика о том, что нравственное воспитание – это воспитание без воспитания, потому что один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучения.
* * *
Результаты экспедиции носят интегрированный характер, потому что включают весь механизм развития личности, весь потенциал образовательных возможностей человека: новые впечатления, содержательные встречи, «душеподъемные» переживания, радостные и грустные воспоминания, порывы творческого воображения, незабываемый опыт общения, задушевные разговоры, минуты погружения в природу, трепетное пробуждение чувства Родины, ощущение причастности к культуре своего народа, к его могучей и трагической истории, осознание себя носителем уникального русского языка.
Интегративный результат – это опыт, объединяющий классный коллектив в педагогическое сообщество, в котором интегрируются интересы и устремления детей и взрослых, где хорошо педагогам, ученикам и их родителям. Опыт включает и проверку характера, и тренировку воли, и преодоление усталости, и умение наблюдать, записывать.
Познавательный результат – это потребность учащихся в новых знаниях. Это проявление способности к познавательной инициативе, потребность в самообразовании, в расширении своего культурного, эстетического кругозора, своего взгляда на образование и его возможности.
Творческий результат – это путевые дневники, рисунки, фотографии, творческие отчеты, стихи, эссе, зарисовки, сочинения, очерки и исследовательские работы, в которых останавливается мгновение: «Поверьте, больше не найдется столь вдохновенного уголка природы, где земля сливается с небом в бесконечном, долгом поцелуе, где ночь обнимает день, где поля дышат целомудрием, где все едино – мир и я» (впечатления гимназистки Юлии Ларионовой от экспедиции в Болдино).
Коммуникативный результат – это доверительные, искренние и заинтересованные отношения между детьми, между педагогами, учащимися и их родителями.
Мы считаем, что экспедиция – это особым образом организованное пространство и время жизни ученика, в котором он ощущает себя свободной и ответственной личностью.
У экспедиций есть особый перспективный результат – это новые маршруты, новые жизненные планы, новые мечты, которые выстраиваются и рождаются в сознании ребенка. Это разговоры о будущем, которое «начинается сегодня».
Личностно значимый результат экспедиции для каждого участника – ощущение в душе чувства родины, культуры родной речи, любви к родному краю, уважения к его традициям и истокам. Прекрасные воспоминания о путешествиях, об увиденной красоте земли русской, о встречах с интересными людьми будут сохраняться в памяти выпускников, которые расскажут об увиденном и пережитом своим детям и покажут им святыни русской земли. Переживание участниками экспедиций своей причастности к культуре и истории отечества является источником становления духовных сил человека:
Весь трепет жизни
Всех веков и рас
Живет в тебе.
Всегда. Теперь. Сейчас.
М. Волошин
Елена ГАЛИЦКИХ, педагог, научный консультант Вятской гуманитарной гимназии
|