Сам себе казначей
«Есть руководители, которых казначейство устраивает. А мы преследовали цель выйти из него...» Ценным (в прямом смысле слова) опытом сохранения с трудом добываемых внебюджетных средств на семинаре в АПК и ППРО поделилась директор МОУ лицей № 3 города Дзержинский Московской области Надежда БОЗЮКОВА.
– Тема нашего проекта – «Повышение эффективно¬сти управления лицеем на основе привлечения внебюджетных средств». Работа над ним актуальна для лицея. Она рассматривается как приоритетная в области экономических отношений образовательного учреждения. В настоящее время принцип экономической автономии учебных заведений реализуется путем введения казначеской системы учета внебюджетных средств, что затрудняет привлечение и расходование заработанных самой школой денег. Это и есть ключевая проблема проекта.
Причины выйти из казначейства разные.
Во-первых, сильно замедлена оперативность использования финансов. Во-вторых, введен ряд ограничений на использование средств. Требование планировать внебюджетные поступления по смете на год вперед, безусловно, оправдано: действительно, мы все знаем, что финансово-хозяйственную деятельность следует планировать. Однако невыполнение сметы влечет за собой соответствующую меру наказания. Но самое главное, изымается часть внебюджетных средств в объеме 30 процентов для покрытия расходов на оплату коммунальных услуг.
Таким образом, вхождение лицея в проект помогло нам найти пути решения данной проблемы.
Реализации проекта предшествовала следующая работа. Была создана команда, распределены обязанности, организовано обучение членов команды – все они составили план самообразования в соответствии с функционалом. И, конечно, разработана схема реализации проекта, где указаны этапы, предлагаемые временные рамки и виды деятельности команды на каждом из них.
Первый этап – диагностический. Он продолжался два месяца. В этот период мы определили целевые группы проекта и провели проблемный анализ ресурсной базы лицея, что не стало затруднением, поскольку в лицее давно отработана и внедрена своя система мониторинга. Никаких вопросов не возникло и по поводу готовности педагогического коллектива перейти на новую модель финансово-хозяйственной деятельности – готовность оказалась высокой.
Этап второй – прогностический. Его продолжительность один месяц, в течение которого нами были определены общие стратегические и конкретные цели проекта.
Общие стратегические цели проекта таковы:
- Разработка новой модели управленческой деятельности и создание механизма перехода в общеобразовательное учреждение этой модели.
- Формирование эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов управления лицеем на основе привлечения и использования дополнительных ресурсов.
А конкретная цель проекта одна: повысить эффективность управления лицеем путем его перевода на новую модель управленческой деятельности – АНО «Попечительский совет лицея». Эффективность мы понимаем как достижение лучшего результата – по сравнению с имеющимся на данный момент – и с наименьшими ресурсными затратами.
Реализуя этот проект, мы хотим увеличить число участников государственно-общественной системы управления, обеспечить реализацию индивидуальных учебных планов профильного и предпрофильного обучения. Планируем поднять долю внебюджетного финансирования и количество высокопрофессиональных педагогических кадров, усовершенствовать систему поощрения педагогов и учащихся, выделять больше средств на поддержку одаренных, высокомотивированных детей.
Следующий шаг – разработка комплекса задач проекта, затем – стретегии. В частности, был выбран стратегический подход к реализации задуманного, определены области, в которых произойдут изменения, а также сущность этих изменений. Например, в системе управления финансово-экономической деятельностью предполагается появление различных форм управления бюджетным и внебюджетным финансированием. В сфере профессиональной демократии – увеличение количества учителей, участвующих в управлении лицеем. Еще собираемся организовать более широкое участие родительской общественности в руководстве. В системе управления образованием попытаемся расширять права и полномочия участников, совершенствовать содержание образования. В педагогических кадрах произойдет качественное изменение состава. В функционале администрации – изменение зон ответственности вследствие делегирования части полномочий представителям АНО.
Кроме того, произведена оценка рисков, препятствий и ограничений. В связи с этим мы продумали компенсирующие мероприятия. Так, при открытии АНО возможны следующие риски:
- сокращение поступлений внебюджетных средств от родителей (чтобы уменьшить вероятность этого риска, необходимо тщательно спланировать систему информирования родителей и грамотно подойти к выбору учредителя АНО – родители должны в полной мере доверять ему);
- создание АНО может вызвать негативное отношение к лицею со стороны учредителя (компенсирующие меры – убеждать и хорошими результатами доказывать правоту наших действий);
- угрожает нарушение стройности давно отработанной и слаженной образовательной системы (понадобится оперативная и правильная корректировка совместных с АНО действий, что возможно только при наличии систематического мониторинга состояния образвования в лицее).
И только после всего этого мы спрогнозировали результаты, спроектировали новую модель управленческой деятельности и план реализации проекта.
Третий этап – организационный, когда для обеспечения реализации проекта нами были созданы такие условия, как материально-технические, кадровые, научно-методические (в частности, изучены методики и технологии имеющегося опыта в данном вопросе, появились проекты устава АНО и положения о совместной деятельности с лицеем). Разработаны образовательные и социальные программы, которые будет реализовывать АНО. Далее – сформированы информационные, финансовые, мотивационные и нормативно-правовые условия.
Хочу осветить проблему, ранее спрогнозированную и в ходе работы над проектом высветившуюся, – это отсутствие заинтересованности учредителя лицея в создании и регистрации АНО «Попечительский совет лицея», так как внебюджетные средства образовательного учреждения не будут аккумулироваться в казначействе, что соответственно повлечет невыгодные учредителю последствия. Для устранения этой проблемы мы вели разъяснительную работу с привлечением широкого круга родительской общественности, что, между прочим, задержало работу над проектом. В настоящее время согласие учредителя на открытие АНО получено.
С 2006 года начался четвертый, практический, этап. В ходе него мы зарегистрируем АНО, после чего проведем научно-практическую конференцию, цель которой – определить основные направления совместной деятельности с лицеем, внести корректировки в проект положения о ней, провести экспертную оценку программ, реализуемых АНО, и т. д.
А обработкой полученных данных мы займемся на обобщающем этапе.
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА
|