Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2006

Школа и общество

Школа на «рентгене»

Публичный отчет образовательного учреждения
все тайное сделает явным

Участники семинара «Развитие системы управления образованием на школьном уровне» приняли участие в работе, касающейся открытого школьного доклада – документа, без которого выстраиваемая система не может считаться «прозрачной».
Профессор АПК и ППРО Наталья Немова в установочной лекции подчеркнула: «Есть практика, когда группа во главе с директором или завучем садится и пишет доклад, а потом представляет из него то, что считает нужным, и там, где считает нужным. Мы же разрабатываем инновационную систему».

Открытый школьный доклад – возможность рассказать о себе. Выделяется несколько групп тех, кому он предназначен.

Внешние пользователи делятся на три подгруппы. Первая – это люди, в поддержке которых заинтересовано образовательное учреждение. Вторая группа по отношению к школе выполняет экспертную функцию. Третья – учредители и органы управления.

Помимо этих групп есть внутренние потребители. Например, полную информацию о работе школы хочет иметь педагогический коллектив.

Семинарские рабочие группы разбили вопрос на шесть составных частей.

  1. Разработка функций открытого школьного доклада и системы работы над ним в школе.
  2. Разработка и обоснование структуры школьного доклада и его содержания.
  3. Разработка системы мониторинга для подготовки школьного доклада.
  4. Написание текста доклада.
  5. Презентация доклада.
  6. Создание брэнда школы.

Все предложения были объединены и в ближайшие месяцы подвергнутся испытанию практикой в пилотных школах. В будущем «Управление школой» надеется с помощью руководителей проекта узнать о результатах эксперимента и сообщить их читателям, чтобы составленный вами открытый доклад принес школе максимальную пользу.

Но отдельные опорные материалы, фигурировавшие на семинаре, мы публикуем уже сейчас. Дело в том, что основу доклада составляет мониторинг. И школьной администрации стоит заранее ознакомиться с тем, информацию по каким показателям ей понадобится собирать.

Консультант нашей газеты и участник проекта – директор Центра образования № 548 «Царицыно» г. Москвы Ефим Рачевский – принял большое участие в создании примерного перечня показателей для подготовки публичного отчета директора. Основанием выделить данный вариант индикаторов послужила миссия школы – «обеспечение качественного и доступного образования в условиях комфортной образовательной среды». Он базируется на показателях, количественные характеристики которых свидетельствуют о комплексе успешных и неуспешных, эффективных и неэффективных действий школы, направленных на достижение этой миссии.

Примерный состав показателей публичного отчета образовательного учреждения

I. Характеристика внешней среды школы

В произвольной форме. Количественные характеристики района расположения школы: библиотеки, учреждения культуры, медицины, криминогенность, социальный состав, транспорт, информационные возможности.

II. Показатели результатов работы школы на основе внешней оценки

1. Профессиональная стратификация выпускников

2. Количественные соотношения выпускников школы, поступивших в вузы

3. Соотношение состава (содержания) профиля старшеклассников с профилем обучения, выбранным в вузе, НПО, СПО

4. Результаты внешней оценки: ЕГЭ, контрольные измерения уровня обученности, произведенные учредителем, иными внешними организаторами

5. Результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней

По основной школе

Такая же таблица делается и по старшей школе.

6. Динамика соматического здоровья учащихся в соотношении со средними значениями аналогичной динамики по региону

В начальной школе

Две такие же таблицы делаются по основной школе и старшей школе.

Показатели отсева учащихся из школы

7. Количественные характеристики отсева (маргинализации) по причине неуспешности из школы по ступеням обучения

8. Количество старшеклассников, выбравших экстернатную форму обучения, в том числе по отдельным предметам

Таблица выглядит так же, как в пункте 7.

9. Количество старшеклассников, получающих дополнительное образование на различных курсах, в том числе дистанционных (заочные школы)

Таблица выглядит так же, как в пункте 7.

Показатели текущих результатов

10. Соотношение динамики успешности учащихся на разных ступенях обучения, выпускников начальной школы и подростковой ступени (5, 6, 7 классы)

Отрицательные показатели

11. Количество жалоб и обращений в администрацию школы или учредителя по различным причинам за год

12. Показатели по детскому травматизму в соотношении с количеством часов физкультуры и спорта, временным режимом загрузки школы, ресурсными затратами на комплексную безопасность

13. Показатели детских и подростковых правонарушений. Количественные показатели распространения среди учащихся вредных и опасных привычек (курение, наркомания, алкоголизм)

Показатели выполнения учебного плана

14. Соотношение суммарного объема тарифицированных учебных часов и часов учебного плана к реализованным учебным часам за год (Выполнение учебного плана)

Соотношение суммарных часов учебного плана к количеству пропущенных ученик-часов за год по ступеням и предметам

III. Показатели комплектования контингента учащихся школы

1. Выпускники школы систематически и постоянно направляют своих детей в эту школу.

2. Контингент школы постоянно формируется на основании информации, получаемой от учащихся и родителей школы.

3. Контингент школы формируется вне зависимости от ее географического положения, и семьи имеют достаточно большое плечо территориальной досягаемости.

4. Доля учащихся, проживающих вне школьного микрорайона.

5. Количественные соотношения желающих и зачисленных на разные ступени обучения в школу в динамике за 5 лет.

IV. Показатели образовательного процесса школы

1. Характеристики содержания учебного плана

2. Характеристики технологичности процесса. Соотношение продуктивных и репродуктивных технологий и методик в обучении

3. Количественный анализ использования ресурсов времени школьников при выполнении домашних заданий

V. Информационные ресурсы школы

VI. Финансирование

В ходе мониторинга также исследуются безопасность (количественные показатели успешности детей и взрослых при чрезвычайных обстоятельствах) и материально-техническая база (количественные и качественные характеристики учебных аудиторий, рекреаций, спортивных залов).

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Публикация статьи произведена при поддержке компании «FD-Media», специализирующейся на производстве и размещении рекламы на телевидении. Компания предлагает различные телеканалы – это реклама на «Муз-ТВ» (ныне телеканал «Ю»), реклама на «Первом канале», «России» и прочих. Опытные специалисты «FD-Media» разработают стратегию продвижения, проанализируют ход рекламной компании на ТВ, при необходимости предложат коррективы, профессионально снимут видеоролики, рассчитают максимально эффективную схему размещения телерекламы. Отличная деловая репутация, сформированные деловые связи и позиции на рынке рекламы гарантируют качество и приемлемую стоимость рекламы на ТВ.

Рейтинг@Mail.ru