Школа на «рентгене»
Публичный отчет образовательного учреждения
все тайное сделает явным
Участники семинара «Развитие системы управления образованием на школьном уровне» приняли участие в работе, касающейся открытого школьного доклада – документа, без которого выстраиваемая система не может считаться «прозрачной».
Профессор АПК и ППРО Наталья Немова в установочной лекции подчеркнула: «Есть практика, когда группа во главе с директором или завучем садится и пишет доклад, а потом представляет из него то, что считает нужным, и там, где считает нужным. Мы же разрабатываем инновационную систему».
Открытый школьный доклад – возможность рассказать о себе. Выделяется несколько групп тех, кому он предназначен.
Внешние пользователи делятся на три подгруппы. Первая – это люди, в поддержке которых заинтересовано образовательное учреждение. Вторая группа по отношению к школе выполняет экспертную функцию. Третья – учредители и органы управления.
Помимо этих групп есть внутренние потребители. Например, полную информацию о работе школы хочет иметь педагогический коллектив.
Семинарские рабочие группы разбили вопрос на шесть составных частей.
- Разработка функций открытого школьного доклада и системы работы над ним в школе.
- Разработка и обоснование структуры школьного доклада и его содержания.
- Разработка системы мониторинга для подготовки школьного доклада.
- Написание текста доклада.
- Презентация доклада.
- Создание брэнда школы.
Все предложения были объединены и в ближайшие месяцы подвергнутся испытанию практикой в пилотных школах. В будущем «Управление школой» надеется с помощью руководителей проекта узнать о результатах эксперимента и сообщить их читателям, чтобы составленный вами открытый доклад принес школе максимальную пользу.
Но отдельные опорные материалы, фигурировавшие на семинаре, мы публикуем уже сейчас. Дело в том, что основу доклада составляет мониторинг. И школьной администрации стоит заранее ознакомиться с тем, информацию по каким показателям ей понадобится собирать.
Консультант нашей газеты и участник проекта – директор Центра образования № 548 «Царицыно» г. Москвы Ефим Рачевский – принял большое участие в создании примерного перечня показателей для подготовки публичного отчета директора. Основанием выделить данный вариант индикаторов послужила миссия школы – «обеспечение качественного и доступного образования в условиях комфортной образовательной среды». Он базируется на показателях, количественные характеристики которых свидетельствуют о комплексе успешных и неуспешных, эффективных и неэффективных действий школы, направленных на достижение этой миссии.
Примерный состав показателей публичного отчета образовательного учреждения
I. Характеристика внешней среды школы
В произвольной форме. Количественные характеристики района расположения школы: библиотеки, учреждения культуры, медицины, криминогенность, социальный состав, транспорт, информационные возможности.
II. Показатели результатов работы школы на основе внешней оценки
1. Профессиональная стратификация выпускников
2. Количественные соотношения выпускников школы, поступивших в вузы
3. Соотношение состава (содержания) профиля старшеклассников с профилем обучения, выбранным в вузе, НПО, СПО
4. Результаты внешней оценки: ЕГЭ, контрольные измерения уровня обученности, произведенные учредителем, иными внешними организаторами
5. Результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней
По основной школе
Такая же таблица делается и по старшей школе.
6. Динамика соматического здоровья учащихся в соотношении со средними значениями аналогичной динамики
по региону
В начальной школе
Две такие же таблицы делаются по основной школе и старшей школе.
Показатели отсева учащихся из школы
7. Количественные характеристики отсева (маргинализации) по причине неуспешности из школы по ступеням обучения
8. Количество старшеклассников, выбравших экстернатную форму обучения, в том числе по отдельным предметам
Таблица выглядит так же, как в пункте 7.
9. Количество старшеклассников, получающих дополнительное образование на различных курсах, в том числе дистанционных (заочные школы)
Таблица выглядит так же, как в пункте 7.
Показатели текущих результатов
10. Соотношение динамики успешности учащихся на разных ступенях обучения, выпускников начальной школы и подростковой ступени (5, 6, 7 классы)
Отрицательные показатели
11. Количество жалоб и обращений в администрацию школы или учредителя по различным причинам за год
12. Показатели по детскому травматизму в соотношении с количеством часов физкультуры и спорта, временным режимом загрузки школы, ресурсными затратами на комплексную безопасность
13. Показатели детских и подростковых правонарушений. Количественные показатели распространения среди учащихся вредных и опасных привычек (курение, наркомания, алкоголизм)
Показатели выполнения учебного плана
14. Соотношение суммарного объема тарифицированных учебных часов и часов учебного плана к реализованным учебным часам за год (Выполнение учебного плана)
Соотношение суммарных часов учебного плана к количеству пропущенных ученик-часов за год по ступеням
и предметам
III. Показатели комплектования контингента учащихся школы
1. Выпускники школы систематически и постоянно направляют своих детей в эту школу.
2. Контингент школы постоянно формируется на основании информации, получаемой от учащихся и родителей школы.
3. Контингент школы формируется вне зависимости от ее географического положения, и семьи имеют достаточно большое плечо территориальной досягаемости.
4. Доля учащихся, проживающих вне школьного микрорайона.
5. Количественные соотношения желающих и зачисленных на разные ступени обучения в школу в динамике
за 5 лет.
IV. Показатели образовательного процесса школы
1. Характеристики содержания учебного плана
2. Характеристики технологичности процесса. Соотношение продуктивных и репродуктивных технологий и методик в обучении
3. Количественный анализ использования ресурсов времени школьников при выполнении домашних заданий
V. Информационные ресурсы школы
VI. Финансирование
В ходе мониторинга также исследуются безопасность (количественные показатели успешности детей и взрослых при чрезвычайных обстоятельствах) и материально-техническая база (количественные и качественные характеристики учебных аудиторий, рекреаций, спортивных залов).
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА
Публикация статьи произведена при поддержке компании «FD-Media», специализирующейся на производстве и размещении рекламы на телевидении. Компания предлагает различные телеканалы – это реклама на «Муз-ТВ» (ныне телеканал «Ю»), реклама на «Первом канале», «России» и прочих. Опытные специалисты «FD-Media» разработают стратегию продвижения, проанализируют ход рекламной компании на ТВ, при необходимости предложат коррективы, профессионально снимут видеоролики, рассчитают максимально эффективную схему размещения телерекламы. Отличная деловая репутация, сформированные деловые связи и позиции на рынке рекламы гарантируют качество и приемлемую стоимость рекламы на ТВ.
|