Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2006

Технологии

Министерство образования и науки РФ, Национальный фонд подготовки кадров и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в рамках проекта по реформированию провели 2-й научно-практический семинар «Развитие системы управления образованием на школьном уровне», на который в Москву приехали представители российских регионов.

«Цена нашего проекта безумная...»

Школа может позволить себе жить на миллионы

Как говорят, это эксклюзив даже для Москвы. Столичное ГОУ гимназия № 1518 – воплощение самой смелой мечты российского учителя о том, в каких условиях ему хотелось бы ежедневно работать. Впрочем, материальный достаток школы – не единственное ее достоинство: прекрасная форма наполнена глубоким содержанием. Директор Марина ФИРСОВА не скрывает, что заслуга по доведению гимназии до соответствия современным требованиям во многом принадлежит социальным партнерам учебного заведения.

От приглашения посетить гимназию и узнать, какой должна быть школа, чтобы такой союз состоялся и развивался, участники семинара отказаться не могли.

Директор М.М. ФИРСОВАЗдание гимназии было построено в 1936 году. Сегодня, после реконструкции, о давних годах школы напоминает только знаменитая лестница, которую решили оставить неприкосновенной: в память о своей юности, проведенной в этих стенах, актер Георгий Юматов запечатлел школу в эпизоде фильма «Офицеры», где юный герой моет лестницу, получив наряд за посещение зоопарка.

Во всем остальном – это гимназия нового тысячелетия.

Здание состоит из корпусов «А», «В» и «С», соединенных переходами.

Корпус «А» – основное здание. Включает учебные классы и административные помещения: пункт охраны, три раздевалки, медицинский кабинет, большой и малый актовые залы, кабинеты директора, его заместителей, секретариата, бухгалтерии, учительскую, кабинет психологической и социальной службы, издательский центр.

Все помещения оснащены современной техникой – видео- и мультимедийными установками, позволяющими проводить уроки по новым технологиям.

В корпусе «В» находятся столовая, два спортивных зала, четыре душевые комнаты и раздевалки.

Корпус «С» – блок из пятнадцати кабинетов иностранного языка, оснащенных мультимедийными установками и компьютерами Apple iBook. Тут же расположены пять современных кабинетов информатики.

Читальный зал снабжен техническими средствами, имеет медиатеку. Книжный фонд насчитывает 30 тысяч томов.

Гимназия располагает танцевальным залом, изостудией, лекционной аудиторией на 200 мест.

Имеется собственная медицинская служба в составе врача-педиатра и медсестры.

Для поездок куплен микроавтобус.

Руку ко всему этому благополучию приложили более десяти крупных банков (в т. ч. «Сбербанк России», «Альфа-банк»), компания «Трансаэро», Московская межбанковская валютная биржа и др.

– Своей миссией мы считаем подготовку конкурентоспособного выпускника. А одно из условий, обеспечивающих это, – наличие современной материально-технической базы, – объясняет директор. – Цена нашего проекта безумная – 192 миллиона рублей! Однако в 2004 году на хозяйственные нужды и расходные материалы мы получили всего 22 тысячи рублей. И 4 тысячи рублей на укрепление материальной базы – в 2005-м. Таким образом, мы видим очевидное противоречие между ограниченностью бюджетных возможностей для поддержания и развития материальной базы и необходимостью постоянных вливаний. Список, связанный с недостаточностью бюджетного финансирования, можно продолжать. Эти противоречия и определили тему нашей работы: «Социальное партнерство как фактор повышения эффективности образовательного процесса».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определено: «В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности».

Я убеждена: сама школа – в широком смысле – не в состоянии поддерживать у нового поколения интеллектуальную активность, социально-психологическую и эмоциональную стабильность, духовную целостность, пока она не имеет некой общей стратегии с социальными факторами, находящимися вне школы.

Открытие гимназии социуму подразумевало ее активное взаимодействие с ближайшим территориальным окружением (районом, городом), что предполагало изменения в таких областях, как управление, организация учебно-воспитательного процесса и даже планировка здания школы.

Сегодня социальное партнерство представляет собой взаимодействие различных социальных институтов. В процессе этого взаимодействия произошло изменение их «ментальности». Часть из них все более приближается к пониманию и осмыслению проблем образования, проявляет готовность к их разрешению и сотрудничеству в целом.

В то же время социальное партнерство в гимназии имеет ряд новых характеристик, отражающих современные социально-экономические и политические реалии. Если раньше традиционное общение школы с социумом отличалось значительной степенью директивности, присутствием внешнего идеологического и политического давления, то сейчас социальное партнерство характеризуется прежде всего добровольностью, паритетным характером отношений, балансом интересов.

На первом этапе проектной деятельности мы изучили нормативно-законодательную базу, которая регламентирует социальное партнерство. Однако следует отметить, что традиционно оно рассматривается в сфере трудовых отношений – между работником и работодателем или между несколькими юридическими лицами. В связи с этим понятие социального партнерства в сфере образования требовало уточнения. И мы сформулировали рабочее определение, выделили и уточнили принципы социального партнерства в образовании.

Я остановлюсь на одном – заинтересованности партнеров в нас. Как создать привлекательное учреждение? Мы считаем, что брэнд гимназии – это конкурентоспособный учитель и конкурентоспособный ученик. Когда мы приняли участие в конкурсе «Лучшие школы России», первые слова, сказанные мной коллективу после победы в номинации «Школа профессиональной карьеры», были: «Победителей очень быстро забывают». Мы должны каждый день делать новые шаги, чтобы совершенствовать образовательный процесс в гимназии. Понимая, что конкурентоспособного ученика может вырастить только конкурентоспособный педагог, мы наладили систему повышения мастерства учителей.

Вопросы социального партнерства стали предметом обсуждения на нашем педагогическом совете «Рост педагогического мастерства как условие общественной привлекательности гимназии». Этот совет проходил в форме деловой игры, и учителя делились своими находками в этом направлении. По итогам педагогического совета восемь учителей получили гранты на разработку методических материалов, имеющих ценность для проекта.

В конце прошлого года прошло расширенное заседание финансовой корпорации «Уралсиб». Нашим ученикам, победившим в различных конкурсах, марафонах, конференциях, олимпиадах, вручили денежные гранты. Эти дети тоже делают гимназию привлекательной для социального партнерства. В «Уралсибе» понимают, что начинать растить будущих коллег нужно со школьной скамьи. Там готовы проводить мониторинг успешности учащихся, чтобы и в летнее время приглашать к себе на работу самых талантливых. «Уралсиб» очень серьезно относится к этой проблеме.

Кстати, в ходе проекта мы сформулировали для себя еще одну важную вещь. Чтобы показать привлекательность гимназии, требовалось разработать механизм презентации.

Наших социальных партнеров мы условно систематизировали. В основу систематизации были положены задачи, которые они решают: содержанием социального партнерства являются финансирование, организация экскурсий, проведение профильных проб на базе этих организаций и т. д.

Так, на деньги Московской межбанковской валютной биржи издаются научно-методические материалы, то есть поддерживается издательская деятельность.

Другие социальные партнеры обеспечивают наукоемкость образовательного процесса в гимназии – Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московский институт открытого образования, Российская академия образования. Мы очень дорожим нашими пятнадцатилетними отношениями с Финансовой академией при Правительстве РФ. Наши выпускники поступают туда, становятся лучшими студентами и пополняют педагогический состав академии.

Третий круг – наши партнеры, которые участвуют в универсально-профильном обучении: у них наши 120 выпускников проходят так называемые профильные пробы. Хочу отметить, что помимо банков мы сотрудничаем с коммерческими структурами, например, с ООО «Объединенные кондитеры», «Трансаэро».

Нужно сказать, что организационной формой государственно-общественного управления является Совет партнеров гимназии, куда входят представители кадровых служб предприятий и организаций, директор гимназии, учителя и учащиеся. Раньше мы работали с каждым из партнеров отдельно, а потом создали совет и убедились в целесообразности этого. Существует общая программа развития гимназии, и социальные партнеры определяют долю своей помощи. К примеру, если встает вопрос о финансовом вложении, они могут принять долевое участие.

И мы полагаем, что если все партнеры научатся, подобно нашим, спрашивать со школы за реализацию предписанной ей государством миссии, формировать заказ на обучение учащихся, цивилизованно и аргументированно направлять рекламации на качество образования, то от этого выиграют все участники образовательного процесса.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Столичный Лизинг». В широкий спектр предложений компании «Столичный Лизинг» входят такие услуги, как лизинг микроавтобусов, оборудования, коммерческой недвижимости, легковых автомобилей и спецтехники. Развитая региональная сеть позволяет компании «Столичный Лизинг» предоставлять свои услуги жителям различных городов России, а сотрудничество с надежными поставщиками, максимальное внимание к каждому клиенту, высокий профессионализм и большой опыт успешной работы сотрудников компании обеспечивают выполнение услуг соответствующих самым строгим стандартам качества. Узнать больше о предоставляемых услугах и подать заявку на лизинг online можно по адресу http://clcom.ru/

Мнение

Ольга АЛЕКСЕЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

– Как родители и педагоги мы понимаем, что вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит, и к этому стремимся. А что такое успех в жизни? Это, конечно, возможность для высокоразвитой личности утвердиться в непростых современных условиях, уметь добывать знания, систематизировать их и использовать на практике. Тогда наши ребята будут жить не только ради своего собственного благополучия, но и для страны.

Задача поставлена, она постоянно в развитии. В ее решении, конечно, не обойтись без учителя. В гимназии работают свыше 60 членов педагогического коллектива. В основном все имеют высшую квалификационную категорию, пять человек – ученые степени, к защите готовятся две кандидатские диссертации.

Условия нашей работы таковы, что каждый день приходится самосовершенствоваться, работать над собой, потому что задавать высокую планку учащимся можно лишь тогда, когда ты сам владеешь технологией, информацией, то есть соответствуешь поставленным задачам. Таким образом, цель администрации – создать все условия для профессионального роста учителя. Организуются всевозможные курсы и консультации, педагог и дети обладают полным набором оборудования – не в отдельных классах, а в каждом. Издаются написанные учителями учебно-методические комплекты по музыке, пособия по экономике, серия «Актуальные вопросы гимназического образования: поиск решений» с разработками, сценариями, конспектами уроков.

Без чего все это было бы невозможно? Как вы понимаете, многое упирается в деньги. И мы искренне благодарны нашим социальным партнерам за помощь. В частности, они предлагают систему грантов для учителей. Это хорошая мотивация для того, чтобы еще активнее включаться в работу.

Ирина ГОДОВА, учитель физики:

– Кабинет физики оснащен цифровой лабораторией «Архимед», позволяющей производить измерения физических параметров и обрабатывать их с помощью компьютера. Также у нас полный ученический комплект ноутбуков. Такие же комплекты есть во всех классах иностранного языка. На полках стоят наборы конструктора «Лего» для работы на уроке по моему предмету. Рабочее место учителя включает компьютер, сканер, принтер и мультимедийный проектор.

Но чтобы техника функционировала, необходимо было обучить кадры. Мы посетили все курсы, предложенные нам Институтом повышения квалификации и Институтом новых технологий. Только этого не всегда достаточно. И в школе для наших же учителей были созданы курсы компьютерной грамотности. Прелесть заключается в том, что можно все делать не покидая гимназии; уровень заданий и время их прохождения диктуется потребностями учителя; компьютеры, соединенные в локальную сеть, позволяют преподавателю давать и проверять задания со своего рабочего места.

Начиналось все с элементарных вещей: с набора текста и овладения клавиатурой. По мере роста задания становятся сложнее. И на сегодня для нас актуально не просто владеть компьютером, а правильно его использовать: например, применять на уроках компьютерные модели, когда у ученика не текст на доске и картинка как раздаточный материал, а рисунок на экране, который дополняется по мере комментария учителя. Многие наши учителя – профессионалы в этом деле.

Благодаря нашим социальным партнерам работа учителей достойно поощряется. И я не открою Америки, если скажу, что материальное благополучие является одним из ведущих стимулов хорошей работы.

Елена ГОВЯДКИНА, ученица 10-го класса:

– Поскольку хочется стать хорошим специалистом, я мечтаю через полтора года поступить в Финансовую академию. Однако гимназия уже сегодня дает мне и моим друзьям возможность приобщиться к будущей специальности. Сотрудничая с корпорацией «Уралсиб», она реализует совместный проект «Школа молодого банкира». Здесь можно узнать из первых уст об устройстве современной финансово-промышленной структуры и получить множество других полезных сведений.

Рейтинг@Mail.ru