Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2006

Педагогическая мастерская

Учимся «дома»

План курса «Повышение эффективности работы учителя:
проблемы и способы решения»

Периодически заместители директора по воспитательной и экспериментальной работе школ Северо-Восточного округа Москвы на совещаниях делятся новыми профессиональными идеями. К примеру, устные и стендовые презентации рассказывают об опыте воспитания и развития детей в учебных заведениях. Новое находят для себя даже люди с большим опытом.
В частности, с интересом была принята разработка заместителя директора ГОУ СОШ № 1202 Марины БЕСЕДИНОЙ.

Во-первых, курсы, лектории, психолого-педагогические чтения, семинары она предлагает проводить внутри одной школы или объединения близлежащих школ. Это вызвано сегодняшней разобщенностью и объективно наблюдаемой несогласованностью по многим вопросам на уровнях, выходящих за пределы школы: скажем, вопросы, задаваемые на курсах повышения квалификации учителем одной школы могут совершенно не интересовать его коллегу из другого учебного заведения, но они вынуждены заниматься вместе. Повышение квалификации «дома», то есть в своей школе, представляется более конструктивным и эффективным.

Преподаватели могут быть как приглашенными, так и своими. В составе любой школы можно найти педагогов и психологов, отличающихся не только большой активностью, но и заинтересованных в преодолении той ситуации, в которой оказалась целая система. Руководители ОУ имеют реальные, юридически оформленные возможности организовать дополнительные внебюджетные образовательные услуги, а политика Минобрнауки направлена на творческое объ¬единение науки и практики с целью не только ускорения процессов реформирования, но и повышения эффективности работы как школы, так и научных организаций.

А во-вторых, одним из основополагающих Марина Беседина считает курс «Повышение эффективности работы учителя: проблемы и способы решения», программу которого мы представляем ниже.

Возможно, что данный «каркас» программы поможет вам создать свою систему внутришкольного повышения квалификации или наведет на мысль об объединении со школами-соседями для продуктивного обучения, обмена опытом и поиска идей.

Учебно-тематический план курса

Целью курса является повышение эффективности педагогической деятельности в контексте Общероссийской концепции модернизации образования.

Задачи, решаемые в рамках курса:

  • повышение компетентности педагогов, актуализация научно-теоретических представлений о развитии личности, систематизация знаний о психологических свойствах личности – потребностей, мотивов, способностей, характера, самосознания как основы для реализации принципов личностно ориентированного обучения;
  • расширение представлений слушателей о критериях успешности, актуализация научно-теоретических представлений о влиянии эмоций на результаты обучения и соматическое благополучие;
  • овладение грамматикой педагогического общения, формирование навыков эффективного общения с учениками: процессом коммуникативного прогнозирования, управления и регуляции общения; систематизация знаний о стилях педагогического общения; формирование представлений о значении невербального общения в культуре школьников;
  • формирование представления об этических нормах ответственности в разных видах деятельности как особой категории интегральных ценностей; формирование представлений о развитии эмоций с целью успешности в контексте представлений об общечеловеческих ценностях и возможных путях этизации деятельности учащихся;
  • формирование активной позиции с целью снятия негативного проявления последствий (синдрома эмоционального выгорания) длительной работы в должности учителя.

Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений.

Срок обучения: 72 часа (ориентировочно – 18 недель, 4,5 мес. (с октября по февраль, но возможно и другое планирование времени).

Форма обучения: без отрыва от производства.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 4 акад. часа.

Формы контроля делятся на текущие (промежуточные) и конечные. К промежуточным относятся диагностика личности учителя, подготовка выступлений, к конечным – защита индивидуального проекта и доклад по результатам самостоятельного исследования.

Программа курса включает в себя как лекционные, так и практические занятия. Его построение предполагает наличие высшего образования и определенного уровня знаний философии и истории.

Содержание курса основывается на некоторых разделах таких дисциплин, как «Психология личности», «Психология развития», «Общая психология», «Психология общения».

Предметом изучения в данном курсе являются особенности развития эмоциональной сферы ребенка и подростка, этапы развития личности и особенности эффективности коммуникаций.

Программа состоит из введения и трех тематических разделов, отражающих предметное содержание курса «Повышение эффективности труда учителя: проблемы и способы решения».

  • Раздел I «Основные аспекты личностно ориентированного обучения».
  • Радел II «Эмоциональное развитие как фактор, влияющий на успешность обучения».
  • Раздел III «Проблемы эффективности педагогического общения».

В процессе изучения осуществляется промежуточный контроль в виде докладов или сообщений, организуются практические занятия, направленные на формирование навыков проведения исследования эмоциональной сферы учащихся. Программа имеет компьютерное сопровождение. Завершается изучение курса защитой индивидуальных проектов или докладами о результатах курсового исследования.

Содержание программы

Введение

Предмет и задачи курса. Специфика предлагаемого учебного материала, его содержание и структура. Система аудиторной и самостоятельной работы. Система и критерии оценки знаний.

Раздел I

Основные аспекты личностно ориентированного обучения (20 ч.)

Тема 1

Развитие понятия личности в отечественной и зарубежной науке (Теории и концепции)

Проблема человека в системе современного научного знания: природа человека. Личность в философии, социологии и психологии. Некоторые общие подходы к изучению личности в отечественной психологии. Сравнительный анализ западных теорий личности. Анализ представлений о ядре, периферии личности. Модель конфликта. Модель реализации. Модель согласованности.

Тема 2

Развитие личности методами реализации творческого потенциала. Творческое переживание и самореализация потенциала учащихся в процессе учебной деятельности

Творчество как предмет исследования в психологии: три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей. Роль образовательной среды в раскрытии креативности личности. Технология творческого мышления. Тесты Торренса.

Тема 3

Социальная природа творчества в деятельности учителя

Тема 4

Этическое содержание развития личности и деятельности в контексте развития общества. Взгляды на вопросы моральной ответственности в истории европейской и отечественной культуры

Этическое содержание психологических наук. Принцип наибольшей ответственности, или максимизация интегральной ценности. Феноменологическая концепция ответственности. Системомыследеятельностная концепция ответственности. Постмодернистская концепция ответственности. Деконструктивистская концепция ответственности. Единицы измерения ответственности.

Тема 5

Этизация совместной деятельности учителя и ученика

Проблемы технократического пути развития общества. Развитие свободы и личности как задача нравственного образования. Соответствие внешнего материала внутренней силе личности. Этизация образования и профессиональной деятельности: аномия (беззаконность), гетеромия (чужезаконность), автономия (самозаконие). Интегральное этическое кредо.

Задания для самостоятельной работы

  • Сравнительный анализ подходов в изучении феномена личности.
  • Сравнительный анализ этических принципов советского и постсоветского образовательного пространства.
  • Роль учителя в процессах преодоления влияния телевидения на формирование личности учащегося.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М., 2002.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 1997.
  3. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992.
  4. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб., 2002.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2000.
  6. Ермоленко А.Н. Этика ответственности и социальное бытие человека (Современная немецкая практическая философия). – Киев: Наукова Думка, 1994.
  7. Юлина Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия и «философия для детей» // Вопросы философии. 1996, № 10.
  8. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. – М.: «Интер-Версо», 1990.

Раздел II

Эмоциональное развитие как фактор, влияющий на успешность обучения (32 ч.)

Тема 1

Эмоциональное развитие школьника.

Определение места феномена эмоций в психосоматическом единстве человека

Взгляды на эмоции в истории Древнего Востока, Рима, Европы. Связь эмоций с вегетативными процессами. Теории З.Фрейда, Александера, Эриксона, Роджерса др. Эго-психология Кохута. Модель двухэшелонной линии обороны Митчерлиха.

Тема 2

История формирования отношения к феномену эмоций в отечественной науке

Три этапа исследований эмоций в истории отечественной науки до 80-х годов ХХ века: до 40-х годов, 40–50-е, 60–80-е годы. Взгляды современных исследователей на проблему эмоций. Столин, Леонтьев, Симонов, Бреслав.

Тема 3

Роль образовательной среды в формировании эмоций

Типология образовательной среды. Взгляды Корчака Я., Лесгафта П.Ф. Виды образовательной среды по В.А. Ясвину: догматическая, безмятежная, карьерная, творческая. Возможности образовательной среды в формировании эмоционального фона обучения.

Тема 4

Развитие взглядов на феномен эмоций в физиологических процессах и суть эмоционального развития.
Виды эмоциональной депривации в процессе развития. Введение понятия «эмоциональная депривация в процессе обучения»

Нейроанатомическая и функциональная организация центральных механизмов эмоций. «Лимбический мозг» (Круг Пейпеца). Биохимия и физика механизмов эмоций. Виды эмоциональной депривации: сенсорная, двигательная, материнская, психосоматическая, эмоциональная. Эмоциональные проблемы депривированных детей (агрессия, гнев, страх, тревожность, горе, гиперактивность). Понятие «эмоциональной депривации в процессе обучения». Результаты одного исследования.

Тема 5

Эмоциональное выгорание учителей.

Детерминанты факторов процесса выгорания

Личностный способ осуществления профессионально-педагогической деятельности. Мотивационные детерминанты профессионально-личностной реадаптации. Ценностное переживание и генеративность личности. Личностный стиль профессионально-педагогической деятельности.

Тема 6

Диагностика состояния развития эмоциональной сферы учащихся как необходимый инструмент для определения стиля взаимодействия

Предмет диагностики эмоциональной сферы детей: показатели эмоционального развития, личностно эмоциональные особенности учащихся. Типы диагностических средств: стандартизированные, проективные. Методики Филиппса, Курганского, Райгородского.

Задания для самостоятельной работы

  • Эмоции, настроение как основа благополучия функционирования психосоматической конструкции человека.
  • Сравнительный анализ особенностей разных типов образовательных сред.
  • Сравнительный анализ результатов диагностики состояний учащихся и их успеваемости своего класса и класса коллеги.

Литература

  1. Изард К. Психология эмоций. – Спб., 2000.
  2. Бреслав Г. Психология эмоций. – М., 2004.
  3. Изотова Е.И., Никифоренко Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. – М.: Академия, 2004.
  4. Митина Л.М., Кфимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя. – М.: «Флинта», 2003.
  5. Музина В.С. Возрастная психология: Фенология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999.
  6. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1981.
  7. Додонов. Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.
  8. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. – М., 1998.
  9. Вачков И.В. Сказкотерапия: развития самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001.
  10. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. – СПб., 2004.
  11. Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. – М., 2004.
  12. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М.: Академия, 1999.
  13. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 1998.
  14. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.
  15. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: КРОНН-ПРЕСС, 1996.
  16. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: «Логос», 2002.

Раздел III

Проблемы эффективности педагогического общения (20 ч.)

Тема 1

Динамика взглядов на проблему дисциплины

Понятие и цель дисциплины. Дисциплина и ее искажения. Свобода как отрицание причинной необходимости. Взгляды С.И. Гессена, К.Д. Ушинского, В.М. Мясищева.

Тема 2

Эффективность профессионального общения

Педагогическое общение как разновидность профессионального общения. Творческое самочувствие педагога в общении и пути управления им. Стиль общения. Технологии общения. Стадии общения. Средства, повышающие эффективность коммуникации.

Тема 3

Общение как фактор воспитания школьников. Создание благоприятного психологического климата как основы эффективности профессиональной деятельности

Роль эмоций в общении. Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения. Создание благоприятной атмосферы психологического климата. Выслушивание ученика как психологический прием. Поведение педагога с учениками различных психологических типов. Приемы общения в конфликтных ситуациях.

Тема 4

Невербальные средства общения. Особенности общения на разных этапах развития

Невербальная культура разговора. Значение позы и ее психологический смысл. Жесты, передающие внутреннее состояние. Сигналы невербального общения, передаваемые глазами и губами. Значение мимики в передаче эмоций.

Тема 5

Повышение эффективности общения со школьниками методами расширения репертуара видов учебной деятельности

Виды современных организационных форм обучения. Фронтальное, групповое, индивидуальное обучение. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Технологии обучения.

Задания для самостоятельной работы

  • Проведите сравнительный анализ эффективности уроков на основе принципа дисциплины.
  • Посмотрите на себя в зеркало и попытайтесь выразить – исключительно глазами и бровями – следующие эмоции: страх, гнев, отвращение, радость и грусть. Какие изменения во внутренних ощущениях вы заметили? Как меняются выражение лица учеников, их настроение в зависимости от ваших состояний?
  • Формы обучения, их разновидности.

Литература

  1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1999.
  3. Кузин Ф. Культура делового общения. Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2004.
  4. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – М.: «Когито-Центр», 1998.

Каждая тема раскрывается при помощи наибольшего количества методов преподавания: лекции, семинары, практикумы, тренинг навыков, мозговой штурм и проч.

Методы проведения практических занятий: мозговой штурм, сообщения, эвристические вопросы, решение педагогических задач, терминологический диктант, ролевая игра.

Примерные темы проектов

  1. Развитие субъектности личности в процессе обучения.
  2. Организация реабилитационной работы с неуспешными школьниками.
  3. Роль психодиагностики в определении стратегии индивидуального развития ученика.
  4. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность обучения.
  5. Роль и место учителя в процессе формирования особенностей образовательной среды.

Зачет

Представление самостоятельных проектов и результатов самостоятельных исследований на материале класса, в котором работает слушатель.

Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины

Основные формы и методы реализации программы – семинарские занятия и рефлексивные практикумы. Специфика этих форм заключается в сочетании преподавания основных готовых знаний и активном участии в семинарах, рассматривающих дополнительные вопросы, которые направлены на формирование практических навыков. Рефлексия (осмысление и переосмысление) прожитого в ходе занятий опыта и вынесение из него ценного в профессиональном плане знания. В связи с интенсивной организацией курса слушателям необходимо участвовать во всех занятиях, так как выключение участника даже на одно занятие может негативно сказаться как на освоении им полной программы курса, так и на психологическом продвижении группы в целом. Слушатели призываются также к проявлению активности во время занятий, к участию в групповых дискуссиях, практикумах, к высказыванию своих мнений.

Контрольные задания

В качестве контроля успешного освоения курса его участникам будет предложено написать собственный проект, включающий в себя полученные знания на занятиях, а также информацию из самостоятельно проработанных источников. В качестве контроля полученных знаний осуществляется публичная защита проекта или доклад по результатам проведенного исследования на материале класса, в котором работает слушатель.

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Компьютерные курсы Сампад". Компания "Компьютерные курсы Сампад" предоставляет услуги обучения компьютерным технологиям в Новосибирске. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете пройти высокоэффективные курсы под руководством опытных педагогов, которые научат создавать сайты любой сложности, и расскажут как открыть бизнес в сети Интернет, приносящий стабильный заработок. На официальном сайте компании "Компьютерные курсы Сампад" содержится подробное описание всех предлагаемых курсов, а удобный сервис позволит подать заявку на обучение онлайн, после чего Вам перезвонят специалисты компании и уточнят удобное для Вас время. Сайт компании "Компьютерные курсы Сампад" располагается по адресу http://pc-nsk.ru/

Рейтинг@Mail.ru