Помощники рядом
Роль профессиональных объединений педагогов
в совместной деятельности администрации и учителей
Есть позитив в набирающих силу профессиональных объединениях педагогов на всех уровнях. И позитив этот объясняется весьма просто. В нем просматривается стремление педагогов к выражению собственных, личностно выстраданных и пока эмпирически продуманных педагогических воззрений, к их сопоставлению
с другими взглядами, к корректировке своей индивидуальной «философии образования».
Но что дают такие объединения администрации школы? Можно ли с их помощью добиться каких-либо перемен в коллективе, в школе в целом? Наш автор однозначно говорит «да» и дает свою схему действий.
Для того чтобы дать характеристику и оценку работы любого профессионального объединения, необходимо учитывать:
- статус данного вида объединения;
- ценностные основания его работы;
- принципы, правила, нормы деятельности;
- предназначение, функции;
- конкретные цели, ожидаемые результаты, критерии эффективности его деятельности;
- содержание работы, важнейшие идеи, которые учителя, работающие в нем, реализуют;
- методы, средства, инструментарий;
- организационные формы, характер взаимодействия и общения;
- структуру объединения, внутренние и внешние связи и отношения;
- условия работы, ресурсы, ресурсное обеспечение;
- характер управления, самоуправления;
- реальные результаты работы.
Формирование и развитие профессионального объединения связано со способностью ставить реально достигаемые цели, строить и при необходимости корректировать систему взаимодействий и взаимоотношений, которые обеспечат достижение целей и наиболее эффективные результаты. В деятельности профессионального объединения можно различать три вида целей:
- текущие цели учебно-воспитательной деятельности;
- цели развития учебно-воспитательной деятельности;
- цели саморазвития профессионального объединения.
Наиболее сформированное и развитое объединение ставит перед собой цели всех трех видов. Работа по их реализации должна строиться с учетом принципов взаимодействия профессиональных объединений педагогов и администрации школы.
Первый принцип – единство целей:
а) текущие цели учебно-воспитательной деятельности;
б) цели развития учебно-воспитательной деятельности;
в) цели саморазвития.
Здесь подразумевается согласование учителями, учащимися, родителями и школьной администрацией всех поставленных целей, на решение которых должны быть направлены действия всех и каждого. Цели должны быть четкими и диагностируемыми; активными, работающими на конечный результат.
Второй принцип – доверие и ответственность – подразумевает способность руководителей и всех участников процесса преобразований принимать важные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, а также за все последствия принятых решений.
Третий принцип – опора на сильные стороны. Он подразумевает задействование всех ресурсов, которые участники образовательного процесса могут вложить в этот процесс.
При анализе и планировании деятельности профессиональных объединений педагогов в школе можно пользоваться схемой 1.
Только продиагностировав и изучив психолого-педагогические характеристики профессиональных объединений педагогов, а именно организацию деятельности, взаимодействие и сработанность, можно говорить о системе управления профессиональным объединением педагогов, что актуализирует те или иные ценности.
Таким образом, управляющий встает у истока деятельности и задает нормы и правила.
Система управления персоналом в ОУ включает в себя следующие взаимосвязанные элементы:
-
Способы организации деятельности:
• специфика содержания и способ предъявления функциональных обязанностей,
• предмет и способы контроля выполнения деятельности.
- Способы стимуляции деятельности:
• принципы отбора и продвижения кадров,
• способы поощрения и взысканий.
- Способы построения взаимодействия:
• характер отношения «руководитель – рядовой сотрудник»,
• морально-психологический климат.
Для решения каждой конкретной проблемы профессиональные объединения педагогов могут работать в рамках научно-педагогического исследования.
Так, в средней школе № 12 города Губкина Белгородской области совместную деятельность профессионального объединения и администрации над проблемным направлением мы разбили на четыре этапа:
- Этап I – тщательное изучение проблемы (выработка гипотезы). Рассматривается область проблемы, все ее пересечения с другими проблемами, будь это в рамках профессионального объединения педагогов или всего ОУ.
- Этап II – мозговой штурм. Выработка путей решения проблемы. Каждый член объединения, вдумываясь в свою конкретную задачу, изучая опыт и практику других, предлагает свое видение, свою идею.
- Этап III – разработка методики решения проблемы, в данном случае эксперимента. Составляется план действий.
- Этап IV – реализация, совместная деятельность.
Каждый этап реализации требует четкой организации управления экспериментом. Представленная ниже схема 2 определяет формы взаимодействия профессиональных объединений и администрации (основана на целевом педагогическом проектировании инновационной деятельности в ОУ, разработанном И.Д.Чечель). Администрация школы № 12 доработала и применила эту схему для конкретных ситуаций взаимодействия.
Так или иначе, общая ситуация в системах взаимодействия во внутришкольном управлении претерпела существенные изменения, и нынешняя деятельность систем внутришкольного управления – это иной уровень функционирования, какое имело место до начала реформ в образовании. Постановка и решение проблемы совместными усилиями позволяет во многом избежать проблем, возникающих при управлении школой в условиях изменения содержания образования.
Управление школой влияет на результаты ее функционирования, а результаты управления функционированием школы – это результаты управленческого воздействия на объект, которые проявляются в изменениях объекта, в повышении его целенаправленности и организованности.
Решение подобных проблем нам видится в четком взаимодействии администрации, профессиональных объединений педагогов и учащихся в общеобразовательном учреждении. Здесь решающую роль играют новые направления деятельности в управлении и прогрессивные направления работы с кадрами и установкой на развитие творческой личности как главного ресурса педагогического процесса.
Важно отметить также, что именно на уровне администрации школы имеются возможности для осуществления функций согласования и интеграции с профессиональными объединениями педагогов: на этот уровень поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования профессиональных объединений педагогов и всего ОУ, и принимаются решения относительно школы в целом. В то же время на уровне учителей, их профессиональных объединений используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования общеобразовательного учреждения.
При таком управленческом взаимодействии раскрываются творческие способности работников школы, и это – хороший фактор мотивации педагогов.
Содержание и формы взаимодействия администрации и профессиональных объединений педагогов могут быть представлены так:
Этап I: выработка гипотезы по решению проблемы.
Цель: рассмотреть область проблемы, все ее пересечения с другими проблемами.
Содержание: создание экспертной группы, сбор информации по стартовому состоянию проблемы, разработка концепций по решению проблемы.
Способы соорганизации совместной деятельности: совместная деятельность по формированию и формулированию проблемы посредством анализа ее состояния и тенденций функционирования.
Этап II: мозговой штурм.
Цель: выработать пути решения проблемы.
Содержание: выделение приоритетных направлений по решению проблемы, согласование путей решения проблемы с субъектами внутришкольного управления.
Способы соорганизации совместной деятельности: совместная деятельность по презентации сути проблемы и путей ее решения.
Этап III: методика решения проблемы.
Цель: составить план действий.
Содержание: выбор стратегии и трактовки руководства, включающий мотивационный компонент, разработка методик решения проблемы.
Способы соорганизации совместной деятельности: совместная деятельность по разработке плана решения проблемы на основе анализа и синтеза, проведенного профессиональными объединениями педагогов.
Этап IV: реализация решения проблемы.
Цель: решить возникшую проблему.
Содержание: обсуждение с коллегами, администрацией путей реализации решения проблемы, реализация действий по решению проблемы: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения; осуществление контроля и коррекции данной деятельности, оценка результатов решения проблемы, рефлексия действий, мониторинг влияния решения проблемы на качество функционирования общеобразовательного учреждения и принятие решений о внесении корректировок отдельных сторон проблемы.
Способы соорганизации совместной деятельности: совместная деятельность по обеспечению координации и интеграции всех субъектов внутришкольного управления в процессе решения проблем.
Результатом взаимодействия являются характеристика индивидуального опыта работы профессионального объединения педагогов; разработка совокупности целевых установок профессиональных объединений педагогов, ориентированных на их решение в рамках всего ОУ, и направленность осуществляемых в школе изменений во внутришкольном управлении; сформированность тенденций прогрессивной динамики качества организации образовательного процесса и его результатов.
Необходимо учитывать, что профессиональные объединения педагогов, как правило, ориентируются на решение двух взаимосвязанных групп задач:
- задач развития профессиональной компетентности учителей;
- задач повышения эффективности деятельности и развития образовательных процессов в школе.
И то и другое, безусловно, должно позитивно сказаться на общих конечных результатах образования школьников, развития личности ребенка и школы как системы.
Марина ЛАЗАРЕВА
|