Культ личности ребенка
Театр начинается с вешалки, а школа – с вестибюля. Его состояние
и оформление могут рассказать многое о хозяевах образовательного учреждения – учениках и педагогах, о том, как они относятся друг
к другу и родной школе.
Просторный и светлый вестибюль волгоградского лицея № 9
имени А.Н. Неверова совсем не соответствует общепринятым представлениям о школьной раздевалке. Возникает желание остановиться и оглядеться по сторонам...
Именно в вестибюле лицея вывешивается информация обо всех предстоящих мероприятиях лицея, сюда, на это «место свиданий», приходят старшеклассники, чтобы обсудить свои проблемы или просто пообщаться друг с другом. Однажды на большой перемене один из учеников начал в вестибюле петь, и это не только не вызвало негативной реакции и насмешек у ребят, а, наоборот, заставило их оставить свои дела и просто слушать.
«Что бы мы ни делали, что бы ни задумывали, в центре нашей работы – ребенок. У нас не культ отметки, а культ личности человека, культ личности ребенка». С этих слов заместителя директора по научно-методической работе лицея, Заслуженного учителя РФ Зои Георгиевны ДУБРОВИНОЙ началось мое знакомство с лицеем.
Учителя и ученики
Из окна кабинета Зои Георгиевны открывается вид на Мамаев курган. Сюда приходят руководители предметных кафедр и методобъединений, с тем чтобы обсудить ближайшие и перспективные задачи, поделиться проблемами и получить необходимую поддержку.
– Зоя Георгиевна, расскажите, пожалуйста, о вашем образовательном учреждении.
– Наш лицей начинался как профильная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, которая плавно перешла в учреждение нового типа – многопрофильный лицей. Основные профили – архитектурный, физико-математический, гуманитарно-филологический, химико-биологический и информационных технологий. Раньше был профиль иностранных языков, но по желанию родителей вместо него появился теперь профиль информационных технологий.
Мы участвовали во Всероссийском соревновании «Школа года» и получили четыре диплома. В 2000 году нам было присвоено звание «Школа века». Мы рады, что нас так оценили.
При лицее есть начальная школа. Она располагается в отдельном здании, в котором все свое: пищеблок, два спортивных зала, там же находится центр «Здоровье» для двухсот детей, посещающих специальные медицинские группы. Он стал центром районного значения, его посещают дети из ближайших школ. В нем свой тренажерный зал, два спортивных зала, используется лицейский бассейн.
В этом году мы выиграли грант социального форума в разделе здоровье¬сбережения в размере 56 тысяч и на эти средства приобрели оборудование для специальных медгрупп – тренажерный зал.
В центре есть также замечательная видеотека, кабинет по профилактике детского дорожного травматизма. В прошлом году мы принимали участие в конкурсе по профилактике детского дорожного травматизма и получили в качестве приза компьютер.
В основном здании лицея учатся дети с 5 по 11 класс. Ежегодно количество учащихся, так же как и по России, уменьшается, и если первые годы мы набирали по 10 первых классов, то последние два года – всего по 5.
В классах по 25 человек. Урок длится 40 минут; есть большая перемена продолжительностью 30 минут, когда дети обедают; остальные перемены по 10 минут.
Зоя Георгиевна Дубровина
в своем рабочем кабинете
|
– Как вы набираете детей в первый и пятый классы?
– Мы не отбираем детей. В нашем учебном заведении учатся все дети, живущие в микрорайоне. А в январе мы открыли школу «Ступени в лицей», где осуществляется подготовка будущих первоклассников. С ними занимаются не только педагоги, но и художники, музыканты; дети посещают наш бассейн. Благодаря такой школе облегчается процесс адаптации, и когда дети 1 сентября приходят в школу, то адаптационный период сокращается.
В пятый класс переходят те, которых мы набирали в первый. Какое-либо передвижение детей связано лишь с переездом родителей.
– В таком большом лицее, как ваш, не может не быть психолога...
– Безусловно, педагог-психолог у нас есть. Он помогает детям адаптироваться, например пятиклассникам, проводит с ними групповые и индивидуальные занятия. Если у нас появляются дети, требующие повышенного внимания, то они получают уже направленную помощь педагога-психолога. Если возникают конфликтные или просто проблемные ситуации между родителями и детьми, психолог ведет плановую работу и с ребенком, и с родителями. Бывает, что возникает проблема между учителем и учеником.
А бывает и так, что учитель считает себя главным действующим лицом и может крикнуть на ребенка. Чтобы этого не случалось, мы провели серию педагогических советов, посвященных вопросам общения. Мы рассматривали ситуации: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родитель, родитель – ученик. Педсоветы проходили в виде деловых игр с участием психолога.
– А психолог проводит какие-нибудь уроки?
– Да, специальные занятия. Иногда для этого используются классные часы. Кроме того, классный руководитель часто обращается к психологу с предложением о проведении совместных мероприятий. Если класс проблемный, психолог организует серию занятий.
Еще о работе психолога. В лицее дети заняты учебно-исследовательской деятельностью. У нас работает научное общество учащихся имени Вернадского, есть дети – победители в московском конкурсе «Шаги в будущее» для молодых ученых и одаренных детей. Ученики работают с консультантами – преподавателями из волгоградских вузов: из педуниверситета, университета, технического университета, университета культуры имени Серебрякова.
Наш практический психолог помогает детям выбрать интересное для них направление научно-исследовательской работы. Например, одна из учениц остановилась на теме «Роль плавательного бассейна в здоровьесбережении лицеистов». Девочка с помощью психолога защитила свою работу – таким образом накапливается ее портфолио. Три выпускницы лицея учатся на практического психолога в нашем педуниверситете. В этом году психолог опять готовит двух-трех учеников для занятий научно-исследовательской деятельностью.
– Все ли девятиклассники у вас становятся десятиклассниками?
– Прежде всего, все наши учащиеся имеют право обучаться в 10 классе лицея. А еще есть дети, которые до¬стойно окончили другие учебные заведения и хотят продолжить обучение у нас, и мы не имеем права им отказать.
Все дети, которые мотивированы на получение высшего образования, имеют рекомендации педагогов, и это становится основанием для зачисления наших детей в десятые классы. Но остальные дети тоже наши. У нас есть связи с общеобразовательными школами, которые менее престижны, чем наше учебное заведение, но они с удовольствием берут наших детей в 10 класс. Ребятам там будет комфортно учиться, и они получат базовые знания. Часть детей идет в колледжи, например колледж бизнеса, современные профессиональные лицеи – бывшие ПТУ. Родители, как правило, соглашаются с подобными рекомендациями, поскольку видят заботливое и заинтересованное отношение к детям.
Из других школ приходят обычно с хорошими аттестатами, и мы предоставляем учащимся право выбора профиля. Они выполняют тестовые задания, например по химии и биологии, если идут в химико-биологический класс, или по физике и математике – в физико-математический класс. С желающими учиться в гуманитарно-филологическом классе просто проводится беседа, потому что уже с пятого класса дети изучают стилистику, риторику и другое. Заинтересованные в таком образовании родители иногда обращаются к репетиторам.
Сложнее всего поступать в архитектурный класс, потому что это уникальный профиль и занятия там ведутся начиная с 9 класса преподавателями архитектурной строительной академии, которые спецпредметы преподают и на нашей базе, и в своей лаборатории. Дети оказываются настолько подготовленными, что, по мнению ректора, мало чем отличаются от студентов второго курса. Наши бывшие ученики на 4–5 курсе архитектурной академии, участвуя вместе с преподавателями в конкурсе по строительству какого-либо интересного комплекса, бывают и победителями.
– А куда идут дети после одиннадцатого класса?
– Чаще всего выпускники продолжают учебу в вузах нашего города в академии госслужбы, юридической академии, техническом университете, педагогическом университете, государственном университете, физкультурной академии. Говорю с чувством гордости, что сегодня нашим детям доступны престижные вузы страны. Среди наших выпускников есть журналисты, режиссеры, много медиков.
– Есть ли у вас авторские программы в профильном обучении?
– В Волгограде авторскую программу утвердить не очень просто, и мы разработали свою систему: нам достаточно модифицированных программ, когда в уже действующую вносятся дополнения. Учитель меняет, например, количество часов: уменьшает в одной теме и увеличивает в другой. Это обосновывается в объяснительной записке и утверждается на научно-методическом совете школы, потом направляется в волгоградский институт повышения квалификации работников образования, где специалисты выдают лицензию на возможность использования модифицированного варианта. Но авторские программы, тем не менее, есть, и они касаются архитектурного профиля, потому что для некоторых наших предметов программ просто нет. Кроме этого, уроки музыки в гуманитарно-филологическом профиле также опираются на авторские программы.
– Расскажите, пожалуйста, о вашей системе дополнительного образования.
– Эта система является действительно дополнительной по отношению к учебному процессу. Сюда входят различные клубы: один из них НОУ – научное общество учащихся; есть университетские классы, в которых работают вузовские преподаватели. В мае к нам приедут ученые из МГТУ им. Баумана, из питерского университета информационных технологий оптики и механики, из питерского экономического вуза. Они привозят свои контрольные работы и, учитывая количество набранных баллов за все (их 7) контрольные работы, – это все входит в портфолио ученика – отбирают талантливых ребят, мотивированных на физику-математику. Аналогично при гуманитарной гимназии есть исторический класс, в котором обучаются несколько наших ребят. У нас эрудированные дети, но не все по разным причинам уезжают в столичные вузы. Те, кто сейчас занимается в математическом или историческом классе, – это дети, которые хотят учиться в Москве или Питере, и родители психологически готовы отпустить своих детей.
– Проводятся ли в лицее ученические конференции?
– Да, в частности по проектной деятельности. Дети пишут проекты, и защита идет, как правило, на своих кафедрах. Защита в лицее предшествует выступлению на областном фестивале проектов. Сначала идет как бы черновая подготовительная работа, когда ребенок выступает в районе, городе и потом выходит на областной фестиваль проектов. После этого мы выбираем около 10 лучших проектов старше¬классников – это для них самая высокая награда – и приглашаем учащихся 8–9 классов и тех, кто не участвовал: проходит внутренняя конференция. Это одно.
И второе – научное общество учащихся, где ребята выступают с исследовательскими работами. На эту конференцию мы приглашаем ученых, которые были у ребят научными консультантами. Это целый сценарий, когда ребенок выступает в роли почти ученого, потом берет слово руководитель и рассказывает, как шла работа.
Кроме того, проходит Неделя лицейских наук. Это – традиционное ежегодное мероприятие, но каждый год имеет свои нюансы. В этом году Неделя лицейских наук была посвящена Дню лицея и проходила в сентябре. В первый день прошли педагогические чтения учителей. Ежегодно около 30 учителей участвуют в районном конкурсе методических разработок и авторских работ, по итогам которого получают надбавку к зарплате на целый год.
Следующие два дня готовили несколько кафедр, а четверг был Днем лицейских проектов, когда выступали уже не учителя со своими разработками, а дети, лицеисты, – с проектами. В пятницу – коллективно-творческие дела, интересные и непредсказуемые, а также конкурсы и встречи. Москов¬ская поэтесса Боровицкая постоянно приезжает в Волгоград.
Неделю лицейских наук мы обязательно заканчиваем разрядкой – Днем здоровья. Вся школа в этот день не учится – по приказу Министерства образования два раза в год должен проходить День здоровья. Мы проводим их в начале учебного года и в конце – в мае. Бывает очень весело: игры, конкурсы, соревнования... Погода хорошая, дети плавают в бассейне – проводят соревнования с Черномором.
– Мы подошли к важной и актуальной теме здоровья учеников. Одно из направлений вашей работы – укрепление здоровья детей. Какие здоровьесберегающие технологии вы используете?
– Это целая система, и прежде всего сама база – у нас 4 прекрасно оборудованных спортивных зала, огромный игровой зал, гимнастический, танцевальный. Сводный хор включает 120 человек и, кроме того, три возрастных хора, а, как известно, специализированные занятия хором развивают дыхательную систему детей. В начальной школе два спортивных зала, тренажерный зал, центр «Здоровье». Кроме того, подобраны интересные педагоги: в центре «Здоровье» работает кандидат биологических наук, все наши преподаватели физкультуры имеют высшую квалификационную категорию.
Вообще у нас 90 процентов учителей имеют первую и высшую квалификационную категорию, несколько – вторую, а неаттестованных вообще нет. Это уже моя проблема – я готовлю кадры. Педагоги прекрасно знают, что если они пришли в наш лицей, то надо соответствовать уровню ребят. Мы проводим закрытый мониторинг с ребятами 10–11 классов: не называя фамилий учителей, вместе с психологом составляем анкету, в которой есть вопросы: Что привело вас в лицей? Что нравится? Какие уроки соответствуют лицейскому образованию? На каких уроках вы поднимаете проблемы, которые вас интересуют? Как этот предмет будет способствовать вашей адаптации в дальнейшем? Из такого опроса многое выясняется, и прежде всего видны наиболее авторитетные учителя. Но самое главное – и мы считаем это заслугой коллектива – когда в оценке деятельности учителя мнение старшеклассника совпадает с мнением администрации, психолога, социального педагога.
– Какова у вас система внутришкольного управления?
– Безусловно, во главе всего стоит директор. В составе администрации один заместитель по учебно-воспитательной работе в начальной школе и три заместителя в основной, далее – заместитель по научно-методической работе.
Есть у нас и активно работающий научно-методический совет: председатель – директор, заместитель – завуч по науке, все завучи, руководители кафедр, социально-психологическая служба, экспертный совет, информационно-аналитический центр.
Есть методические объединения физической культуры, технологии, классных руководителей. Не забыты и внеклассная работа и дополнительное образование: клубы, университетские классы, факультативы, контакты с учеными. Кроме того, мы создали три центра. Один завуч ведет центр «Здоровье», другой – центр информационных технологий и методической поддержки, с ним работают медиатека и библиотекари, они занимаются сайтом и электронными конкурсами.
У нас также есть центр француз¬ского языка и французской культуры – к нам регулярно приезжают преподаватели французского языка и работают над созданием языковой среды. Наши дети дважды были в Париже, и мы ежегодно принимаем в этом центре работников образования Франции.
Меня пригласили в центр французского языка и французской культуры. В Волгограде нет школ с углубленным изучением французского языка, и этот центр собирает не только детей, но и учителей, желающих повысить свой профессиональный уровень.
В кабинете центра по стенам развешаны картины детей. Картины украшают и просторные холлы, и коридоры большого школьного здания: лицеисты делают копии известных картин или фантазируют, рисуют на природе. После всего увиденного и услышанного сложилось впечатление, что хозяева лицея – и дети, и взрослые – делают все, для того чтобы пребывание в нем вызывало только положительные чувства. Лишний раз убедила меня в этом большая учительская, в которой можно и к уроку подготовиться, и отдохнуть – удобный диван, картины на стенах и созданная учениками экспозиция из бумаги, холста, рогожки.
Жизнь с улыбкой
Директор лицея Ирина Викторовна ЖИГУЛЬСКАЯ начинала свой путь в этом учебном заведении учителем географии, затем стала завучем начальной школы, а впоследствии – когда школа вступила в федеральный эксперимент – завучем по экспериментальной работе. Таким образом, здесь Ирина Викторовна работает уже 16 лет.
Директор лицея
Ирина Викторовна Жигульская
|
– Ирина Викторовна, расскажите, пожалуйста, о вашем тандеме с заместителем по научно-методической работе.
– Зоя Георгиевна выполняет роль, с одной стороны, надежного тыла, а с другой – двигателя прогресса. Все инновации, начинания становятся возможными благодаря ее усилиям. Когда она обращается с какой-либо просьбой, ей никогда не отказывают.
У нее такая жизненная позиция: заметить самое яркое творение учителя, затем развить его, помочь учителю все это обобщить и систематизировать, послать его на курсы. Престиж образовательного учреждения состоит в том, чтобы учитель здесь вырос и получил категорию.
– В школе много компьютеров, что выгодно отличает ваше учебное заведение от других…
– Так было не всегда. В прошлом году благодаря федеральной программе мы получили 28 компьютеров, поэтому год назад открыли центр информационных технологий и методической поддержки. У нас есть свой сайт в Интернете. И мы его недавно полностью обновили. Вообще и учителя, и ребята активно пользуются центром информационных технологий. Учителя теперь не мыслят себя без презентации, без работы на компьютере. Мы получили по федеральной программе электронную библиотеку – электронные учебники по разным предметам, которые сейчас осваиваем. У детей, работающих с электронными учебниками, создается впечатление, что они побывали в кинозале на историко-научном фильме.
– Сколько в штате учителей?
– В этом году сто десять человек, а когда-то было около двухсот. У нас очень хороший педагогический коллектив. Так было с самого первого дня, когда образовался лицей, – накал, желание творить, расположение к людям, улыбка несмотря на проблемы. В школу изначально был конкурс учителей, и наш директор Алексей Николаевич тоже проходил по конкурсу.
Этот дух сохранился благодаря Алексею Николаевичу. Он сумел сплотить коллектив, а мы, его ученики, выросшие в стенах лицея, стараемся все это сохранить. Наверное, нам везет, что у нас работает много творческих людей, не считающихся со временем и личными планами, полностью отдающих себя лицею.
– Случается, что педагоги покидают лицей?
– Только те, кто не выдерживает нашего темпа. Тот, кто прошел с нами весь путь от становления лицея, – тот остался работать. Это опытные учителя, имеющие большой стаж работы, чьи заслуги получили высокую оценку. У нас порядка 10 человек награждены знаком «Почетный работник образования», три Заслуженных учителя.
– А материальное положение ваших учителей отличается от положения учителей других школ?
– У нас самая высокая зарплата за счет 15 процентов лицейской надбавки и доплат. Мы умеем считать свой бюджет и хорошо используем режим экономии.
– Очевидно, что оборотной стороной заботы об учителях выступает забота о детях. Как вы помогаете отстающим ученикам?
– Мне запомнились слова моего преподавателя: нет плохого ученика, есть плохой учитель. Мы работаем с учеником индивидуально, выявляем причины его неуспеваемости. Помогает наша социально-психологическая служба.
Вообще же я уверена в том, что необходимым условием успешной учебы всегда остается благоприятный микроклимат в классном коллективе: когда ученик чувствует себя в школе комфортно, тогда он будет активен на уроках, начнет учиться творчески. Для детей необходимо создавать ситуацию успеха. Сейчас работаю в классе, где одни мальчишки – юркие, подвижные, не всегда дисциплинированные, не всегда успевающие; но как много значит во¬время сказанное слово: ты можешь, ты умеешь, ты сегодня лучше всех – и у них загораются глаза.
– Какова у вас система выставления отметок?
– У нас трехсеместровая аттестация и отметки выставляются по четным семестрам. Первый и второй класс – без оценок, а у остальных начиная с 3 класса второй, четвертый и шестой семестры являются оценочными.
– Случается ли, что родители не соглашаются с выставленной ребенку отметкой?
– У меня таких случаев не было, но я присутствовала при разрешении такого конфликта, когда учителю пришлось с опорой на нормативные документы доказывать объективность выставленной оценки. Когда учитель показывает ученику его работу и объясняет, в чем состоят недочеты, ученик сам, без вмешательства родителей, начианет понимать. К непониманию приводит незнание учениками критериев выставления оценок.
У нас в каждом кабинете расписано, за что ставится пятерка или четверка, как оцениваются практические и лабораторные работы. Если учитель не только оценивает, но еще и комментирует, то ученик запоминает, что было сделано не так, хотя, конечно, влияет и субъективное мнение каждого из нас.
– Вы упомянули социально-психологическую службу. Кем она представлена?
– В нее входят два социальных педагога: один курирует начальную школу, другой – 5–11 классы; психолог, логопед (логопедическая служба функционирует только на ступени начальной школы, где она необходима). Социально-психологическая служба включена в координационный совет, на котором мы раз в месяц рассматриваем сложные случаи, разрешаем конфликты, вызываем родителей, работаем с учениками.
– В последнее время много говорят об увеличении числа детей, имеющих выраженные отклонения в психической сфере. Могут ли такие дети учиться в лицее?
– Таких детей мы выявляем на ступени начальной школы с помощью медико-психолого-педагогической комиссии лицея, а потом направляем на районную комиссию, которая определяет их в специальные образовательные учреждения – интернаты. Приходится убеждать родителей, что ребенок будет чувствовать себя в интернате успевающим. А дети с сохранным интеллектом обучаются у нас. Если выявлена шизофрения, то возможно индивидуальное домашнее обучение. У нас есть дети с ДЦП – они успешно оканчивают школу. Сейчас, например, в шестом классе учится мальчик – замечательный, умный ребенок.
***
...Экскурсия по лицею заняла без малого пять часов, но спросить обо всем, что интересовало, не получилось. Однако этого времени оказалось до¬статочно, чтобы проникнуться лицейским духом и утвердиться в намерении непременно вернуться в этот гостеприимный дом еще раз, поговорить с ребятами об их лицейских буднях и празд¬никах. Не вызывает сомнения, что им есть о чем рассказать.
Подготовила
Марина СТЕПАНОВА
Профессия учителя никогда не считалась престижной.
Наш классик Л.С.Выготский называл школу «пристанью, в которую жизнь отводит поломанные корабли». Глядя на Ирину Викторовну и Зою Георгиевну, уверяюсь в том, насколько ошибочна эта точка зрения. Не стоит во всем доверяться классикам. По-видимому, несостоявшийся инженер или строитель не так заметен, как несостоявшийся учитель. Верно и обратное – состоявшийся учитель привлекает к себе внимание всех окружающих: коллег, детей, родителей. Наверное, нет одинаковых для всех рецептов профессионального успеха. Вот лишь один из них – рассказ Зои Георгиевны о том, как приходят в школу и остаются там навсегда не благодаря, а вопреки жизненным обстоятельствам.
– Я училась в Ленинграде, в седьмом классе было сильное желание стать юристом. А учителя видели во мне задатки педагога и предлагали выступать с различными докладами в младших классах. Я ходила в пятые, шестые классы и рассказывала что-то. У детей горели глаза, и я вдруг почувствовала, что, оказывается, общаться с ребятами, которые младше тебя, очень интересно.
После седьмого класса я вынуждена была пойти в педагогическое училище. Родители были немолодыми людьми, поэтому мне хотелось как можно быстрее получить специальность. Я выбрала педагогическое училище имени Некрасова – лучшее в городе, готовившее учителей для Ленинграда. Начала работать и даже сделала выпуск с первого по четвертый класс. Потом поступила в институт им. Герцена на географический факультет заочного отделения, вышла замуж за военного и уехала на Сахалин, куда муж получил направление на пять лет. Жизнь изменилась. Мы там оказались на сопке, где не только учиться, но и работать было негде. Оттуда ¬можно было выезжать только раз в два года. Мне из института высылали контрольные работы, я писала доклады и рефераты.
Когда мой муж получил направление в Краснодар, мы приехали в станицу Новотиторовская. Это тоже военный городок между Новотиторовской и Краснодаром. Там прожили почти 8 лет, и в 1967 году у меня был выпуск – 11 класс. Этим ребятам сейчас больше 50 лет. Я преподавала географию, и это был единственный период, когда я работала учителем. Так что мой учительский стаж очень небольшой по сравнению с руководящей работой.
После Краснодара мы оказались в Волгограде. Получили квартиру, и мне предложили быть завучем по воспитательной работе. С этого началась моя руководящая работа. Поначалу я не хотела ею заниматься, потому что любила преподавать. Но другой работы в тот момент не было. Так и начала – завуч плюс немножко часов географии. А так как мне хотелось работать учителем географии, я нашла место в другой школе. Но зав. роно отпускать меня не хотела: в городе меня уже знали – я проводила интересные мероприятия, меня включали в бригады по проверке. Позже в нашем же районе построили новую школу, в которой мне предложили должность завуча уже по учебной работе. Так с 1975 по 1980 год работала в школе-новостройке. В этом году я присутствовала в ней на 30-летнем юбилее в качестве почетного учителя.
В январе 80-го я пришла в гороно и работала сначала инспектором, потом начальником школьного сектора гороно на правах зама, а в одной из школ вела часы географии.
В 1989 году Алексей Николаевич стал директором 136-й школы и пригласил меня к себе на работу. Так с 1991 года и по сей день я и работаю в этом лицее…
|
Статья подготовлена при подержке женского интернет журнала «ГОРОСКОП@RU». Если вы решили узнать свой гороскоп, то оптимальным решением станет посетить интернет журнал «ГОРОСКОП@RU». Перейдя по сылке: «гороскоп на завтра стрелец», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать гороскоп для стрельца. Интернет журнал «ГОРОСКОП@RU» постояно обновляется, поэтому вы всегда сможете свежие статьи по своему вкусу.
|