Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2006

Из первых рук

«Все направлено на то, чтобы
повысить мотивацию к обучению»

История этой гимназии в подмосковном городе Королеве – из серии «гимназиями не рождаются, а становятся». К тому времени, когда школа официально получила гимназический статус, в ней уже имелось соответствующее образовательное пространство.
И, подтвердив документально то, что было де-факто, в гимназии № 11 поддерживают и развивают то, что сами и накопили.

«Работаешь более творчески, чаще проявляешь инициативу»

Корр.: Как известно, устами младенца глаголет истина. Ваш гимназист-второклассник – автор незамысловатых, но содержательных строк: «Я люблю родную школу, ведь гимназия она. Я свое образованье получаю там сполна». Высокий уровень знаний считается отличительной чертой гимназического обучения. За счет чего вы его добиваетесь?

Ольга ПАТРИКЕЕВА, заместитель директора по научно-методической работе: Критерий оценки качества гимназического образования на сегодняшний день – это проблема, которая остро стоит в образовании, потому что нет общегосударственных критериев, по которым можно было бы его оценить. Нет даже определения, что такое гимназия.

Директору замечательно удалось подобрать людей, которые разделяют ее идеиНам уровень образовательной деятельности задает социальный заказ со стороны родителей. Он может быть сформулирован так: развитие ключевых компетенций, основанных на глубоких предметных знаниях.

Весь педагогический коллектив стремится к этой цели. Я считаю, что директору Людмиле Николаевне Тимчишиной замечательно удалось подобрать людей, которые разделяют ее идеи. У нас сложилась команда единомышленников. И поэтому она имеет возможность без опасений делегировать часть полномочий своим заместителям. Таким образом, получается распределенное руководство. Завучи занимаются определенным кругом проблем, полностью за него отвечают. В итоге повышается ответственность у заместителей директора за результаты работы. Кроме того, ты работаешь более творчески, чаще проявляешь инициативу. Конечно, это не может не сказаться на достижениях. Мы стали лучшей школой Подмосковья в номинации «Школа школ» в 2004 году. На следующий год единственными среди организаций Московской области вышли в финал конкурса инновационных разработок «Конкурентоспособное образование – сильная Россия», проводимого Российским образовательным форумом по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Участвовали в международной выставке научно-технического творчества молодежи «Экспо-Наука–2003»: наши ребята работали переводчиками на стенде города Королева и одновременно представляли собственные проекты. Три человека получили дипломы. Помимо этого мы участвуем в Международной космической олимпиаде, также в олимпиаде, которую проводит Тимирязевская академия, – всего сразу и не перечислить…

Корр.: А учителя по вашему примеру не взаимодействуют между собой?

Елена СЕРЕБРЯКОВА, куратор русского языка и литературы: В гимназии действуют кафедры: иностранных языков, информационных технологий и так далее. Моя кафедра работает под девизом «вперед, в прошлое». В пору стремительного развития технического прогресса мы стараемся вернуть предельное внимание к слову, которое, на мой взгляд, в современном мире утеряно. Это в центре нашей деятельности. В частности, мы берем многое из лучших традиций прежней школы: например, конкурсы чтецов, сочинений, состязания на «пробу пера». И для работы кафедры обычно выбираются концептуальные темы. В нынешнем году их две.

Первая – это «Выбор». Работа всех учителей-словесников объединена этим словом. Наверное, говоря о творчестве любого автора, можно приводить примеры о значимости выбора в жизни и об ответственности за свой выбор.

Вторая тема, объединяющая работу педагогов, – «Человек в мире и мир в человеке». Мысль, которая доводится до учеников, важна для людей всех возрастов: что пошлешь в мир, то из него и получишь.

Корр.: Кафедры между собой тоже связаны?

Е. Серебрякова: Когда мы начинали подобную работу, концепции сразу охватывали ряд предметов. Но группы учителей были большими, и мы признали, что связи выглядят несколько искусственно. Постепенно это свелось к микрогруппам педагогов с разных кафедр. К примеру, темы объединяют нашу кафедру с кафедрой иностранных языков, и разговор, поднятый на уроках литературы, подхватывается учителем иностранного языка.

Предположим, изучается «Неизвестный цветок» Платонова. На уроке литературы говорится о том, что все живое на земле имеет душу. Размышления продолжаются на уроке английского языка – в теме «Библиотека» ученик должен выбрать ту или иную книгу, и ребенок, взявший предлагаемого Платонова, обосновывает сделанный выбор.

Для детей настоящее открытие, что все в жизни так взаимосвязано.

Корр.: Какими еще способами пробуждается в ваших гимназистах интерес к познанию?

О. Патрикеева: В гимназии всегда организовывалось много поездок. Существует программа экскурсионного развития детей, которая охватывает учащихся с первого по одиннадцатый класс.

В гимназии стремятся максимально обеспечить вхождение новейших технологий в образовательное пространствоГеография поездок различна. Начинаем с города: изучаем краеведческие факты, тем более что наш город имеет древнюю историю. Затем мы расширяем охват до уровня Москвы, Московской области, совершаются поездки по историческим местам России: в Ростов, Санкт-Петербург, Псков, Смоленск. И в завершение цели экскурсионного обучения – приобщить детей к мировой культуре – наши дети достаточно часто выезжают на экскурсии за рубеж.

Екатерина ВАСЬКИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе: Начиная со среднего звена учащиеся работают над проектами по различным темам. В основном научными исследованиями занимаются в девятом, десятом, одиннадцатом классах. Дети готовят проект, делают компьютерную презентацию и выступают с ней на больших конференциях. Особенно хорошо удаются такие конференции по естественно-научному циклу. Например, звучали очень интересные выступления по экологии.

Гимназия поддерживает связь с Ломоносовской школой Москвы. Мы выезжаем со своими проектами на научные конференции, которые там проводят каждый год.

Корр.: А к себе коллег и детей приглашаете?

Е. Васькина: На базе нашей гимназии ежегодно проходят конференции для учителей иностранного языка из Московской области, проводим олимпиады по страноведению.

Корр.: Раз у вас такое тесное общение со школами, то, следовательно, и много наблюдений. Что из имеющегося у вас в гимназии редко встречаете у других?

О. Патрикеева: До того как стать гимназией, мы были школой с углубленным изучением иностранных языков. И с тех пор у нас сохранилось сильное преподавание в этой области. К примеру, языковая подготовка осуществляется по тем предметам, по которым в школах города она точно не ведется.

Еще в гимназии есть такая форма изучения иностранного языка, как использование кабельного телевидения. За 15 минут до урока ребята слушают живую английскую речь, обсуждают увиденное в передаче.

Корр.: Уже цитируемый второклассник действительно объективен: «Мы английский в этой школе изучаем лучше всех. И с таким образованьем в жизни ждет нас всех успех...» Уверена, что и завершающие его оду строки вы мне сейчас подтвердите: «Вот закончу эту школу, поступлю я в институт. А потом меня в работе крупные успехи ждут».

Е. Васькина: Начиная с восьмого класса проводится предпрофильная подготовка детей. Сначала мы их тестируем на компьютерах. Эти тесты позволяют оценить соответствие интеллекта ребенка его возрасту, увидеть способности и склонность к каким-то предметам. После тестирования информация обрабатывается в центре «Гуманитарные технологии» МГУ, с которым у гимназии подписан договор, а потом по результатам тестов психолог проводит собеседование с родителями и детьми. Психолог рекомендует, какое направление профильного обучения выбрать данному ребенку, какого рода профессию для достижения лучших результатов желательно наметить в будущем.

В девятом, а дальше в десятом–одиннадцатом классах мы организуем элективные курсы. Наша школа языковая: основной язык – английский, дополнительные – французский и немецкий. А на элективные курсы мы приглашаем специалистов японского языка, хотим пригласить преподавателей испанского, итальянского и так далее.

Но есть у нас и другие профили: естественно-научный, технический, гуманитарный…

Корр.: Наверное, в гимназии мощная материально-техническая база?

О. Патрикеева: Королев – наукоград, и мы включены в городские программы, нас поддерживает городская администрация. Гимназия получила замечательное оборудование – специализированные классы химии, физики. Причем оно изготовлено фирмой, выпускающей лабораторное оборудование, то есть, можно сказать, мы получили вещи по качеству выше школьного уровня.

Кроме того, Закон «Об образовании» сейчас позволяет нам тесно работать с родителями.

Иногда детям легче найти общий язык с учителями, чем со сверстникамиМы стремимся к тому, чтобы максимально обеспечить вхождение новейших технологий в образовательное пространство. В гимназии четыре компьютерных класса, мультимедийный конференц-зал, проекторы, практически в каждом классе есть телевизор, выделена линия в Интернет со свободным доступом, и ребята во второй половине дня приходят поработать.

В связи с этим развивается очень важное направление – дистанционное обучение детей. Так, болеющим ученикам, которых болезнь оставила дома на две-три недели, учителя могут давать консультации через Интернет. К этому мы идем.

Корр.: Для этого выделены специальные педагоги или справляются ваши же учителя-предметники?

О. Патрикеева: Такие консультации дают предметники. Педагоги окончили курсы обучения детей посредством Интернета. В основном задействованы химия, физика и математика. Но сейчас обучаем учителей, преподающих литературу, русский и английский языки.

«Мы не считаем лишним показать ребенку его исключительность»

Корр.: Воспитательный блок в гимназии столь же обширен, как и образовательный?

О. Патрикеева: Гимназия чтит свои традиции. И ученики во многом воспитываются на них. У гимназии № 11 есть свой герб и флаг, и эти символы используется везде, где только можно, а не висят для красоты на стене. Написан и гимн. В начале каждой недели ребята обязательно исполняют Гимн Российской Федерации и гимн гимназический. Это тоже вошло в традицию.

Корр.: Не частое явление для российских школ…

О Патрикеева: В гимназии действует такая система: утром даются два звонка. Один – за пять минут до начала урока, другой – звонок непосредственно на урок. По первому звоночку дети должны находиться в школе и быть готовы к занятиям. В понедельник, как только он прозвучал, происходит исполнение гимнов. В каждом классе включается либо кассета с записью, либо, если там есть компьютер, компьютерная запись. Учителя поют вместе с учащимися. И Гимн России, и гимн гимназии знают все.

В школе работает совет старшеклассников, куда ребята на собраниях выбирают представителей. В этом году впервые прошли выборы президента школьного совета. Это была деловая игра по всем правилам – с дебатами, агитационными материалами, с программами кандидатов. Прошли выборы. По мнению учителей, выбран достойный человек, что в общем-то говорит об определенной социальной зрелости ребят.

Герб, флаг и гимн гимназии имеют для ребят большой смыслПрактически в каждые каникулы проходит выездная школа актива. Там с учениками проводятся занятия на тему, как совету старшеклассников организовать деятельность в школе. И школьники берут под свою ответственность различные стороны гимназической жизни.

Традиционно проводятся предметные недели, которые включают, так скажем, непредметные мероприятия. То есть идет «неделя химии», «неделя информатики» и т. п., и непременно с этой дисциплиной каким-либо образом соединится какое-то внеклассное воспитательное мероприятие – всякий раз по-разному.

Традицией стали КВНы между старшеклассниками и командой учителей. Несмотря на состязание, они ощущают себя одним коллективом. И дух единства создает в гимназии положительную атмосферу.

Корр.: Вы строги со своими учениками?

О. Патрикеева: Всё направлено на то, чтобы повысить мотивацию к обучению. Мы не считаем лишним за любое достижение похвалить ребенка, показать ему его исключительность.

Еще одна наша традиция – с широким размахом проводить в апреле День открытых дверей. Программа год от года меняется, но цель остается неизменной – представить достижения гимназии, показать, какой у нас климат в коллективе, рассказать, как ребята реализуют свои внутренние возможности…

Похвалы на Дне открытых дверей удостаиваются победители олимпиад. Попечительский совет установил стипендии обладателям премий на городских и областных состязаниях. Ребята получают стипендию и удостоверение стипендиата. Я считаю, мы добились весьма существенного результата: большинство детей мотивировано на обучение, считается престижным занять какое-либо место, участвовать в соревнованиях. Иногда бывают такие ситуации, когда мы не можем вечером учеников отправить по домам – они не могут оторваться от интересных занятий.

Недавно, готовясь к педагогическому совету по компетентностному подходу, я проводила анкетирование учеников и получила высказывания, которые мне как заместителю директора порадовали душу. Например, на вопрос: «Кто вам помогает решать проблемы?» – встречались ответы: «Школа». Были фразы, что им легче найти общий язык с учителями, чем со сверстниками; что школа во многом им ближе, чем дом.

Создание домашней атмосферы – это большая заслуга педагогического коллектива, и мы стремимся, чтобы это комфортное ощущение второго дома стало своеобразной визитной карточкой нашего учебного заведения помимо глубоких знаний и других высоких достижений.

Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru