Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2006

Опыт

Путь к свободе выбора

Теме «Индивидуальные образовательные траектории в образовательной программе гимназии» была посвящена на конференции работа целой секции. Вопрос и вправду животрепещущий. Обсуждать его решено было в московской гимназии № 1505 (она известна как Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория). Ее директор Леонид НАУМОВ выступил радушным хозяином и вместе с управленческой командой организовал дискуссию по данной проблеме.

К необходимости выстраивания в гимназии индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) здесь шли 15 лет. И фактически сейчас в работе уже третья образовательная программа гимназии. По мнению директора, для этого в первую очередь потребовалось выработать систему требований для базового и профильного обучения. А он сам в первую очередь видит их отличие не в количестве отведенных часов, а в содержании.

Другой непременной составляющей гимназического компонента при индивидуальной образовательной траектории является участие детей в исследовательской и проектной деятельности. А поскольку эти виды работ творческие, каждый ребенок соответственно имеет свою, индивидуальную траекторию включения в эту деятельность.

Вместе с тем, по словам Леонида Анатольевича, «деление 8–11 классов на подгруппы для выстраивания ИОТ в условиях перехода на нормативное финансирование невозможно без увеличения расходов на одного ребенка на 62%. И это при том, что разница в финансировании общеобразовательной школы и гимназии в целом составляет до 90%. Эта же ресурсная проблема параллельно порождает и кадровый вопрос. То есть еще 15% дополнительного финансирования. Ведь кроме количественного увеличения педсостава он должен отвечать и качеству гимназического образования. Если образно рассматривать гимназию как «дорогую игрушку», то 2/3 ее цены составляет индивидуализация. И это надо понимать и при ее покупке, и при продаже услуг, предоставляемых ею».

В ходе дискуссии к управленческой команде гимназии возник ряд вопросов, среди которых наибольший интерес вызвала проблема составления расписания. На вопрос, «в компьютере или вручную составляется расписание», заместитель директора Григорий Шандалов сказал, что они «честно пытались сделать программу для составления расписания, но учесть многовариантные пересечения траекторий компьютеру оказалось не под силу».

Следующий вопрос касался проблемы выбора предметов. «А если только один ребенок выбрал в качестве профильного предмета, например, географию?» – интересовались управленцы. В таком случае в гимназии этому ученику предлагают организовать спецкурс по географии в девятом классе. То есть он будет ходить на географию со своим классом и дополнительно посещать спецкурс. В гимназии такую информацию о вновь создающемся спецкурсе доводят до сведения всех учащихся и надеются, что плюс к одному ученику найдется еще некоторое количество желающих, которые будут его посещать. А уж если спецкурс в течение года не потеряет актуальности хотя бы для этой группы, то на следующий год географию для них могут сделать профильным предметом.

– Конечно, если идти по пути создания профильных подгрупп, – развивал эту тему директор, – то можно быстро зайти в тупик, так как количество подгрупп начинает расти как грибы. В результате это оказывается еще дороже. Поэтому сейчас мы пока делим поток на четыре подгруппы, хотя до этого приходилось делить на пять или шесть. Оказалось, что технологически сложное деление на четыре подгруппы обошлось дешевле. Но труднее для учителей и админи¬страции с точки зрения составления расписания.

Словом, несмотря на множество вопросов, возникающих внутри самой 1505-й гимназии, с этого учебного года здесь реально работает принцип индивидуальной образовательной траектории. Девятиклассники имеют возможность не просто выбирать профиль, а самостоятельно решать, по каким предметам они будут учиться «по максимуму», а по каким – «по минимуму». О том, как это происходит на практике, наш корреспондент попытался узнать после конференции.

Завоевать свободу

Итак, чем руководствовалась гимназия, выстраивая у себя систему работы по индивидуальной образовательной траектории учащихся?

Директор 1505-й гимназии Леонид Наумов так описывает ситуацию:

– В идею «запуска» индивидуальных образовательных траекторий вложено несколько ценностных моментов, которые составляют основу гимназического образования как такового.

Во-первых, это безусловный приоритет культуросообразности. По системе допусков при переходе на ИОТ ребенок должен набрать не менее трех с половиной баллов по общеобразовательным предметам. Мы исходили из того, что ребенку, переходящему из восьмого в девятый класс, должна быть предъявлена ценность культуры. То есть ученик должен быть не просто успешен на уровне «удовлетворительно», но еще и может делать что-то очень хорошо. Даже если это не связано с его будущим профилем. Такова наша позиция, с которой он должен считаться.

Свобода предоставляется постепенно. Она должна быть завоевана ребенком, а не даваться ему автоматически. У нас учащиеся получают возможность свободно выбирать предметы для изучения и занятия творческой деятельностью в том случае, если они докажут свое право этим заниматься.

Во-вторых, мы установили реальную связь гимназии с вузом и наукой. Подчеркиваю: не абстрактную, а реальную, когда ученые сотрудничают с нами, а вузовские преподаватели действительно работают в гимназии.

В-третьих, мы должны учить ребенка таким образом, чтобы у него появилась возможность стать творцом собственной судьбы. Мы можем сделать его социально успешным, дав ему знания как на базовом, так и на профильном уровнях; дать навыки исследовательской работы; заинтересовать проблемой, чтобы он смог почувствовать себя исследователем нового. С другой стороны, мы должны дать ему и навык социального лидерства, способность реализовать на практике полученные знания и умения.

Иными словами, мы должны уйти от практики воспитания умных, интеллигентных, знающих, но не приспособленных к реальной жизни, хрупких мальчиков и девочек. Это противоречие должно быть снято. И кульминацией должно стать образование по индивидуальным образовательным траекториям.

Конечно, мы пока не утверждаем, что можем формировать идеальные образовательные траектории, но будем продолжать двигаться в этом направлении. Ведь появление ИОТ стало формой ответа гимназии на «вызов общества».

Желательное как идеал обязательного

Некоторые этапы и механизмы перехода на индивидуальные образовательные траектории прояснила заместитель директора гимназии Галина Слуцкая:

– Подготовка гимназистов к выбору ИОТ в каком-то смысле работает как система допуска. Гимназиста и его родителей в начале учебного года знакомят с условиями, при выполнении которых в течение всего года ребенок в конце получает свою ИОТ. Эти условия делятся на обязательные и желательные.

К обязательным относится средний годовой балл по профильным и непрофильным предметам (у нас он составляет три с половиной балла). Следующим условием является отсутствие годовых неудовлетворительных оценок по непрофильным предметам. Отслеживается и успешность гимназиста по заявленным профильным предметам, определяющим его ИОТ. Не должно быть «тройки» на вступительных экзаменах.

В восьмом классе ученик непременно должен посещать элективный курс. И обязательно одно из полугодий такого курса должно быть связано с профильным предметом. Участие в проектной работе по любому из профильных предметов также одно из условий получения ИОТ.

К желательным относится работа детей с психологом и участие в тренингах, которые проводят эти специалисты. Кроме того, необходимы рекомендации педагогов профильных дисциплин. Это заставляет учителя брать на себя ответственность за обучение гимназиста по отдельной, не базовой программе.

Участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях тоже может быть учтено при утверждении ИОТ гимназиста. Приветствуется и участие в педагогической деятельности, ориентированной на профиль (предметные недели, подготовка и проведение конкурсов, лаборантская практика).

Профориентационная карусель

В течение восьмого класса гимназисты 1505-й задействованы в так называемой «профориентационной карусели», которую они проходят в два этапа.

Первый можно условно назвать «избирательной кампанией». В течение одной из ноябрьских недель учителя, которые в 9–11 классах будут вести профильные предметы, для всех восьмиклассников проводят ознакомительные занятия в подгруппах. Таким образом, происходит не только знакомство учащихся с личностью будущего педагога, но и с особенностями преподавания предметов, возможностями его изучения.

Второй этап подразумевает организацию для ребят занятий в рамках проектной деятельности. Они могут продемонстрировать свои знания, возможности и стремления в работе по какому-либо направлению. Причем в этом случае гимназисты, как правило, уже опираются на два предмета, которые они определили как профильные. В конце второго этапа большинство ребят чаще всего уже готовы назвать наиболее важные для них предметы.

Для облегчения процесса выбора профильных предметов и перехода на ИОТ в гимназии считают важным полноценное преподавание общеобразовательных дисциплин в восьмом классе с учетом разноуровневого обучения. Занимаясь с преподавателем, ведущим профильный предмет в подгруппах, ребята получают от него более усложненные задания. Так начинается индивидуальная работа.

По мнению педагогического коллектива гимназии, необходимо, чтобы учащийся доказывал не только окружающим его педагогам, но в первую очередь самому себе, что для него важны получаемые знания и он способен их воспринять. Именно поэтому здесь предусмотрели возможность в процессе выбора будущих профильных предметов в течение полугода в заявительной форме менять выбранные направления будущей ИОТ. Если гимназист выполняет все вышеперечисленные условия, он переходит в девятый класс с полностью утвержденной ИОТ.

Работая в девятом классе в рамках собственной траектории, учащийся должен окончательно утвердиться в выбранных профильных предметах. Если выбор оказался неверным, гимназисты имеют возможность сменить один, либо оба предмета. Что же касается набора из предметов, то они меняются в зависимости от желания и способностей учеников, а также кадровых возможностей гимназии. Но традиционно образуются физматгруппы (математика, физика), гуманитарные группы (история, литература), социолого-педагогические (психология, социология и частично математика) и биогеохимические (биология, география, химия).

В десятом классе идет практическая реализация выбранной учащимся ИОТ как в предметной области, так и в области гимназического компонента. Кроме того, в десятом классе обязательны учебно-исследовательские мастерские. По результатам работы в них каждый гимназист в конце года сдает отчет и экзамен. После чего комиссия дает ему либо рекомендацию на продолжение работы в одиннадцатом классе, либо учащийся оставляет мастерскую. В случае отказа от мастерской учащийся обязан выбрать для себя какой-нибудь спецкурс.

Недетская проблема выбора

К психологическому аспекту перехода на ИОТ в гимназии отношение более чем серьезное.

Вот что рассказала одна из психологов гимназии – Ольга Смирнова:

– С точки зрения психологии в основе выбора лежит такое понятие, как самоопределение. То есть понимание или определение себя в мире среди людей и проявление качеств своего характера в профессии. Профессиональное самоопределение, которое в идеальном варианте и лежит в основе выбора ИОТ, должно быть адекватно возможностям, желаниям и интересам ребенка; запросам общества относительно данного поколения детей, которые выпускаются из образовательного учреждения; общественным требованиям конкретного региона, города. Таким образом, настоящее профессиональное самоопределение возможно только тогда, когда понятие выбора трактуется не как сиюминутное решение, а как процесс, который не заканчивается никогда.

Введение системы индивидуальных образовательных траекторий требует особой работы с самых первых шагов ребенка в школе. В частности, когда психологи проводят психодиагностику ребят при приеме в гимназию, то обращают внимание и на социальную компетентность, и социальную направленность на общение, и умение пользоваться речью как средством общения. Эта работа важна потому, что в будущем, при выборе ребенком ИОТ, педагог и психолог смогут показать ему его слабые и сильные стороны и подсказать, как развить одни и укрепить другие. Когда ребенку, дошедшему до уровня выбора ИОТ, будет необходимо определение его способностей, психологи скоррелируют их с мнением преподавателя, куратора, родителей, его собственным мнением и смогут дать внятные рекомендации.

А вот уже учить детей выбирать в гимназии начинают с пятого класса. На этом, так называемом пропедевтическом этапе происходит главная работа по встраиванию учащихся в образовательную среду. Без чего, по мнению Ольги Михайловны, ребенок не сможет сделать адекватного выбора:

– Пропедевтика с пятого по седьмой класс заключается в том, чтобы научить ребенка работать в группе, потому что ключевые профориентационные психологические методы основываются на групповом тренинге. Если ребенок не может работать в группе, то всякая работа с ним в рамках гимназии неэффективна. Кроме того, важно развить у него коммуникативные способности.

Основной же этап подготовки учащегося в рамках его психологического сопровождения при выборе ИОТ состоит из его знакомства с десятью определенными видами образовательной деятельности. Для него создаются ситуации прохождения через определенные модели профессионального и социального поведения. При этом меняются всевозможные статусы. Все это делается для того, чтобы учащийся мог увидеть, где он успешен, а где нет.

Все-таки школьное обучение ограничено предметным набором, в то время как профессиональный выбор не заключен лишь в предметную область. Школьные психологи на этом этапе помогают ребенку понять, что у него получается, а что нет в общении, умении руководить, организовать. Разумеется, и мастерские, и проектная деятельность тоже работают на эту задачу. Общение с психологом позволяет ребенку анализировать происходящее.

Отдельный курс разработан психологами для восьмого класса. Он строится таким образом, чтобы за год дать ребенку информацию о том, как совершается жизненный выбор, какие факторы при выборе желательно учитывать, на какие личностные особенности обращать внимание. Образно говоря, ребенку дают «поиграть». В результате игры у учащихся рождаются вопросы типа: «Какой я? Какой у меня темперамент? К какой профессии он лучше всего подходит? Что у меня получается лучше всего?»

Дети не всегда готовы ответить на подобные вопросы. Они слабо чувствуют перспективу, так как живут сразу «и сегодня, и завтра, и послезавтра».

Индивид как заказ социума

Последний, завершающий этап сопровождения способствует профессиональному самоопределению учащегося. Как фиксируют психологи, большая часть гимназистов делает выбор своего дальнейшего образовательного пути в середине, конце одиннадцатого класса.

Однако дело здесь не только в детях, уточняет Ольга Смирнова:

– На самом деле субъектами выбора ИОТ являются не только дети, но и родители, педагоги, кураторы, узкий и широкий социумы. И, кроме государства или общества, мы должны подразумевать и конкретное образовательное учреждение, которое тоже выполняет определенный социальный заказ. Поэтому важно, чтобы, выбирая свою, личную образовательную траекторию, ребенок мог работать, сотрудничать, договариваться с конкретным образовательным учреждением. И этому всем нам надо учиться.

Подготовил Владимир ЖУЛЁВ

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Скорая Компьютерная Помощь". Если Ваша операционная система заражена СМС - вирусом, и Вы не знаете, как разблокировать компьютер, то посетите сайт компании "Скорая Компьютерная Помощь", который располагается по адресу http://www.remont-komputerov-notebook.ru/. На страницах сайта представлена подробная информация, которая расскажет, как действовать в случае заражения компьютера СМС - вирусом и другими вредоносными программами. А воспользовавшись предложением специалистов компании "Скорая Компьютерная Помощь", Вы получите услуги опытных профессионалов, которые устранят все вирусы и обеспечат надежную защиту Вашего компьютера или ноутбука, сохранив всю информацию и не переустанавливая операционную систему.

Рейтинг@Mail.ru