На перекресте «линий жизни»
Диалоги о ценностях гимназического образования
в пространстве Вятской гуманитарной гимназии
Размышления о ценностях гимназического образования – это поиск тех смыслов, которые бы сделали это образование личностно значимым для ребенка, необходимым в педагогическом сообществе, авторитетным в глазах родителей и конкурентоспособным
в образовательном пространстве государства. Процесс выявления, принятия, формирования, сохранения и развития этих смысложизненных для современной гимназии ориентиров имеет диалектичный, творческий, инновационный, философский характер.
Быть или не быть?
В. Шекспир
«Быть или не быть?» – вот в чем вопрос. Только выстроим управленческую стратегию, только запустим «механизм реализации» гуманистических ценностей, как вдруг подует «ветер перемен», налетит вихрь подушевого нормативного финансирования или накроет новая «волна» модернизации – и «камнем преткновения» вновь становится противоречие между ценностью уклада гимназической жизни и ценой этого уклада, который постоянно нужно отстаивать и доказывать его жизненность и адекватность «вызовам времени».
Мы решили сами создавать обстоятельства, в которых живет гимназия, то есть точкой опоры – ценностью бытия всего гимназического сообщества – сделать сам уклад гимназической жизни. В нем гармонично соединены урочная деятельность и внеклассная работа, ежедневный учебный труд и творческий поиск своего слова, решения, открытия, своей мысли. В этом укладе исследовательская деятельность гимназистов интегрирована с научными интересами педагогов; Большой совет гимназии поддерживает управленческую деятельность администрации, попечителей, всего педагогического коллектива, а события гимназического масштаба вырастают из КТД каждого класса и участия в них каждого гимназиста. Атмосфера этого жизнетворческого уклада гимназии гуманитарна, насыщена открытыми уроками, эмоциями, текстами, культурными смыслами, встречами, театральными и музыкальными впечатлениями, книгами, интегративными образовательными экспедициями. И когда все это есть, то гимназия становится местом пересечения разных «линий жизни», она концентрирует в себе событийность, становится пространством содействия образованию каждого в ней живущего человека.
– Скажи, которая Татьяна?
А.С. Пушкин
Интересно, можно ли среди школьников узнать гимназиста, найти ответ на вопрос: «Скажи, который из гимназии?» Главная ценность гимназического образования – гимназист! Уникальность этого явления просто бесспорна. Когда он только успевает постигать языки, одновременно читать «Игру в бисер» и «Бесприданницу», получать пятерки по разным предметам, петь на сцене, писать в гимназическую газету, сочинять стихи, играть в снежки в сугробах у здания гимназии, иметь круг друзей, спорить с учителем о смысле жизни и целесообразности домашних заданий, оформлять научные изыски для конкурса «Шаг в будущее», гулять с собакой, участвовать в олимпиадах и даже в них побеждать...
Такой гимназист – не исключение из правил, а «типичный представитель» гимназического сообщества детей, очень разных, но очень содержательных. Гимназия – тот «рассадник», в котором вырастает новое поколение детей, умеющих «достать» информацию из любого источника, способных говорить сразу на трех языках, любящих быть веселыми и умными одновременно, лидерами, умеющими вести за собой.
В гимназии воспитывается жизнелюбие, способность к упорному труду, уважение к личности другого, готовность к диалогу. Гимназисты любят проходить стажировки в других странах и совершать интегративные образовательные экспедиции по России. Высоко ценится дружба, дух взаимопомощи, преданность гимназическому братству. Гимназисты хотят быть образованными, успешными, творческими людьми, потому что они знают цену упорному интеллектуальному систематическому труду, имеют опыт преодоления конфликтов в общении и кризисов мысли... Поэтому они принимают такие смыслы образованного человека:
- я – человек, выбирающий свой собственный жизненный путь;
- я – человек свободный и сам определяю свои цели и ценности;
- я – человек ответственный за каждый совершенный мной выбор;
- я – человек деятельный, потому что пишущий, думающий, читающий, ищущий ответы на вопросы, всегда активен.
– Куда ж нам плыть?
А. Пушкин
Ответ на этот вопрос в Вятской гуманитарной гимназии имеет стратегическое значение, и поэтому его искали путем специально организованной целенаправленной деятельности – мы пытались сформировать творче¬ский коллектив с педагогической позицией, гармонизирующей профессиональные и личностные качества в главном стремлении: помочь ребенку развернуть и реализовать свои возможности. Педагог гимназии – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как происходит его личностное становление. Целый год мы проводили мастерские для педагогов и школьников по выращиванию смыслов педагогической профессии, по гуманизации отношений, по расширению горизонтов педагогического мышления. Родители и гимназисты формулировали свое представление о гимназии, учителе, своих результатах жизни в гимназии, а учителя писали о своем педагогическом кредо. «Поднять» каждого в коллективе на осмысление своей педагогической позиции в слове: тексте, интервью, педагогическом эссе, диалоге – непросто. Коллективным организатором стала книга «На улице Свободы…» Педагогическая позиция коллектива Вятской гуманитарной гимназии». Но мы это сделали!
Содержание гимназической газеты, ежегодные книги, в которых представлены результаты деятельности всей гимназии, – это мощный управленческий результат и стратегический ресурс развития гимназии. Осмысленность опыта, накопленных традиций дает возможность видеть перспективы, укореняться в жизнь, в практику, не отрываться от ее потребностей и смотреть в будущее. Формирование гимназических традиций мы рассматриваем как средство эффективного управления гимназией.
Безусловной ценностью гимназического образования является педагог с гуманитарным стилем мышления, который может преподавать и физику, и естествознание, и математику, но он должен быть философом по складу ума, учить широкому взгляду на жизнь, завораживать своей нравственностью, своей личностью, учить восхищению профессией учителя. Вот почему педагоги ВГГ на вес золота; им дается право проводить семинары для педагогов региона, иметь научных консультантов как Федеральной экспериментальной площадке Министерства образования и науки РФ, быть «школой школ». Гуманитарный профессиональный потенциал гимназии – это бесценная ценность. Подготовка такого педагога – длительный и ресурсозатратный процесс, повышение квалификации учителя выстраивается по индивидуальным маршрутам, многие учатся в аспирантуре, участвуют в проектах, конкурсах, имеют свои авторские программы, свои книги, технологии, результативный опыт в масштабах России, а главное – они выращивают «человеческое в человеке» в своих учениках, в будущих гражданах нашей страны.
– Что день грядущий мне готовит?
А. Пушкин
Ценность жизни, ее диалоговое содержание начинает осознаваться человеком в школьные годы, потому что это возраст вопрошания, период соотнесенности ребенка с миром, с другими людьми, время выбора приоритетов и построения своего представления о счастье, о своем месте в жизни, о своей будущей профессии, карьере.
Диалектика жизни, ее диалогичность, противоречивость, проблемность, способность к сочетанию изменчивости и неизменности, творче¬ская составляющая жизни открываются в гимназическом образовании наиболее полно и многогранно. Хорошо, если это понимание к человеку приходит в нужное время и в нужном месте, в условиях современной гимназии, в гимназической образовательной среде.
Человек, укорененный в культуру, становится интеллигентным человеком, то есть человеком понимающим. Гимназическое образование имеет вечную ценность – гуманитарное содержание, ценность диалога как способа выражения, передачи и сохранения мыслей и чувств отдельного человека и всего человечества. Чувство слова, способность осязать «аромат литературы», выстроить свой «роман с книгой», свой опыт чтения нужны ребенку в детстве, чтобы это «воспоминание» (Ф.Достоевский) помогало ему «жить под защитой любви». В гуманитарном содержании образования всегда есть место литературе, тексту, полилогу, мысли, слову.
Вот диалог с урока о двух маленьких словах ЕЩЕ и УЖЕ. «Стихотворение М. Лермонтова «Парус» было написано в 1832 году Это ЕЩЕ рано или УЖЕ поздно? С нашей точки зрения, рано – в 18 лет написан шедевр русской лирики. А в судьбе Лермонтова это середина жизни, УЖЕ поздно. Давайте подумаем о ценности времени жизни, вступив в диалог с лирическим героем стихотворения Константина Арбенина «Мой Вертер»:
Уже написан Вертер,
Уже придуман Фауст,
Уже закончен Гамлет
И создан Шерлок Холмс.
А я ищу свой вектор.
Я тормошу свой хаос,
Раскидываю камни.
Грунтую бурый холст.
Уже прочитан Чехов,
Уже зачитан Пушкин,
Уже изучен Гоголь
И пройден Лев Толстой.
А я плачу по чекам.
А я пою частушки,
Шатаюсь понемногу
Из кризиса в застой.
Уже дошел Самойлов,
Уже созрел Володин,
Уже растащен Горин
И собран Заходер.
А я никем не понят.
А я нигде не пройден,
Я даже не оспорен
И, в общем, не у дел.
Меня не знает Гранин,
Ко мне не ходит Кушнер,
Не приглашает Дольский
И Битов не звонит.
Зато я не обрамлен,
Зато я не окучен,
Не разделен на дольки,
Не возведен в зенит.
Во мне творится Вертер,
Во мне родится Фауст,
Во мне воюет Цезарь
И гибнет Урфин Джюс.
И опекают ветры
Мой черно-белый парус:
Я все еще в процессе –
Я все еще пишусь*.
Повседневность гимназического образования, то есть образовательные открытия и результаты каждого дня жизни современной гимназии, наполнена событиями, встречами, уроками, праздниками, конфликтами, диалогами и главным – «живыми знаниями» о человеке и мире, о культуре жизнетворчества, об опыте общения между людьми. И в каждом ДНЕ есть свой смысл, который прорастает как поиск ответов на вопросы: Что нового произошло с тобой за этот день? Какая мысль родилась в сознании? Какое решение ты принял? В чем проявил инициативу? Что пережил, что открыл, что сочинил, написал, прочитал, узнал, положил в кладовую памяти? Какая строчка вдохновила? Какая мысль заставила размышлять, вступить в диалог с автором?
Управление гимназическим образовательным процессом не может осуществляться только на функциональном уровне, необходимо видеть его аксиологическую стратегию (определять цели, смыслы, ценности). Это значит – находить ростки будущего в сегодняшнем дне, выращивать их как инициативы и прецеденты и укоренять в гимназическом образовании, в диалоге с молодыми людьми выстраивать представление о счастье завтрашнего дня.
Елена ГАЛИЦКИХ,
педагог, научный консультант
Вятской гуманитарной
гимназии
|