Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2006

Опыт

Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2

Начало см. в №№ за 2004 г., а также в № 1–12, 15, 16 за 2005 г.

§ 13. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Разве аттестации мог соответствовать другой номер параграфа?..

Теперь, когда мы уверены в том, что для результативного ХОДА процесса обучения нами организованы все необходимые действия, мы можем приступить к завершающему этапу: - ФИНИШ!

ЭТАП III: Организация ОКОНЧАНИЯ процесса обучения, речь в котором пойдет об аттестации обучающихся.

При этом мы должны сделать важную оговорку и рассматривать процесс обучения как череду учебных этапов, каждый из которых завершается аттестацией знаний обучающихся. И тогда мы можем построить ПИРАМИДУ АТТЕСТАЦИИ:

Поднимаясь по ступеням пирамиды от нижнего уровня к высотам, обучающийся проходит путь от одного урока до рубежей окончания обучения в ОУ. Нам же предстоит выстроить для него этот маршрут аттестации, и сделать это мы сможем, условно разделив процесс организации аттестации в образовательном учреждении на три блока:

Напомню, что аттестация — от лат. attestari — свидетельствовать, удостоверять.

Под аттестацией мы понимаем наше педагогическое свидетельство знаний обучающихся, и, ставя оценку в журнал, мы удостоверяем, что знания обучающихся в …. степени соответствуют требованиям программы.

Таким образом, I блок аттестации мы определим как непосредственное оценивание знаний обучающихся по ходу освоения учебной программы по предмету.

Сериал «Гримасы директорских будней», и завуческих будней, в первую очередь…

Диалог с учителем по итогам проведения ВШК по вопросам организации текущей аттестации:

Вариант 1:

– За три недели в журнале нет текущих отметок.

– Они есть!

– Где?

– В моей тетради, я ведь не могу в журнал ставить столько плохих отметок.

– А дети знают свои оценки?

– Конечно!

– А их родители?

– :-(…

Вариант 2:

– За три недели в журнале нет текущих отметок.

– Они есть!

– Где?

– В моей тетради, я ведь не могу в журнал поставить колонки двоек.

– А почему так много плохих оценок?

– Они плохо учатся!

– Все дети?

– :-(…

Вариант 3:

– За три недели в журнале нет текущих отметок.

– Я не успеваю все проверить!

– Почему?

– Потому что я даю самостоятельную работу на каждом уроке.

– Для чего вы проводите это на каждом уроке?

– Я же должна знать, как дети осваивают материал.

– Но ведь вы же этого все равно не знаете!

– Почему?!

– Потому что вы не успеваете проверять их работу к следующему уроку и поэтому не знаете реальный уровень усвоения учебного материала.

– :-(…

И таких вариантов «из жизни отдыхающих» в организации текущей аттестации можно приводить много. Но задача наша заключается не в том, чтобы наказать учителя за отсутствие текущих оценок, а в том, чтобы, разъяснив суть и необходимость текущей аттестации, определив ее критерии, совместными усилиями выполнять нашу общую педагогическую задачу.

Поэтому зададим сначала самим себе искренние вопросы:

ДЛЯ ЧЕГО же мы проводим текущую аттестацию?

– Для того, чтобы наши «караси не дремали»?

– Для накопления оценок в журнале?

– Для того, чтобы потом было из чего по среднеарифметическим показателям четвертные оценки выставлять?

– И вообще, кому это нужно?

КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ И КОГДА мы проводим текущую аттестацию?

– Письменно и устно и, естественно, на каждом уроке…

– А еще за домашние задания оценки ставим…

– Да, правда, бывает кое-где кое-когда и за плохую дисциплину, если на урок, например, контурную карту не принес или форму физкультурную…

Конечно, не всегда так все это происходит, но, тем не менее, для нас, руководителей, решение проблем в организации текущей аттестации в ОУ может стать ключом к разгадке очень многих не только сопутствующих, но и ведущих проблем организации учебно-воспитательного процесса, включая сюда и настоятельную проблему перегрузки обучающихся.

Далее под аттестацией мы будем понимать процесс засвидетельствования оцениваемых нами ранее, а ныне суммируемых достижений обучающихся за определенный период времени обучения. Таким образом, во II блоке аттестации мы определяем обобщенную успешность выполнения обучающимися учебного плана за определенный период.

Сериал «Гримасы директорских будней», и завуческих будней, конечно…

Продолжение диалогов завуча с учителями по итогам проведения ВШК по вопросам качества выставления четвертных оценок:

Вариант 1:

– При наличии преимущественных «4», вы все же этому ученику поставили «3» за четверть.

– Да, он неважно учился и последнюю практическую написал на «3».

– А все предыдущие на «4».

– Я не хочу его расслаблять четверкой, он потом учиться не будет.

Вариант 2:

– При наличии преимущественных «4», вы все же этому ученику поставили «3» за четверть.

– Нет! Среднеарифметический получается 3,45.

– А ученик старался заниматься в этой четверти?

– Да, но он не дотянул.

– До чего не дотянул?..

– :-(…

Вариант 3:

– Вы поставили ученику четвертную оценку на основании всего двух текущих оценок.

– Он же постоянно болеет.

– А как же этот ученик выполнил учебный план четверти?

– Он дома занимался.

– И что дальше?

– Я его потом, на каникулах спрошу.

– А что тогда означает уже поставленная оценка в четверти?

– :-(…

И много-много других вариантов может рассказать завуч школы, по итогам каждой четверти сталкиваясь с одними и теми же проблемами, причина которых кроется в отсутствии четко установленных критериев определения оценки за учебный период и инструктирования педагогов о правилах выставления четвертных отметок.

Поэтому прежде, чем спрашивать с педагогов за качество проведения периодической и годовой аттестации, настоятельно необходимо обеспечить комплекс нормативных условий, которые будут регулировать решение большинства возникающих в эти периоды вопросов, оставив для детального обсуждения проблемы реализации индивидуального подхода к проведению периодической и годовой аттестации отдельных учащихся.

Вот здесь-то и возникают неимоверные сложности. Поверь, что не одному завучу приходила в голову мысль: «Вот было бы хорошо, если бы «сверху» нам спустили инструкции, регулирующие порядок в проведении, например, четвертной аттестации. Пофыркали бы, конечно, но смирились и действовали в соответствии с распоряжением. А тут с этой свободой не знаешь, что и делать...» И наши заместители по-своему правы, поскольку, находясь на переднем фронте борьбы за порядок в вопросах аттестации, знают только, что рубежи надо защищать, но кто при этом друг, а кто враг им приходится каждый раз решать в одиночку. Если друг – это общие для всех критерии и единый для всех порядок, тогда их недругом становится индивидуальный подход к аттестации каждого ученика. А если наоборот, то порядка при аттестации нескольких сотен детей несколькими десятками учителей – не жди! Поэтому руководитель в первую очередь именно в этом вопросе должен оказать нормативную поддержку своему заместителю и всем учителям, четко определив сначала «правила игры», а уже потом, будучи рефери и следя за ходом матча, определять нарушения на поле, показывая периодически игрокам желтую или красную карточки.

Хорошо сказать и легко написать – надо урегулировать, но как и что регулировать? Что взять за основу составления такого документа в ОУ? Давай вместе попробуем определить хотя бы основные позиции.

Если при проведении текущей аттестации за основу мы берем требования программы, то критерием оценивания становятся знания и умения обучающегося, показываемые им Ѓ при освоении, ‚ при закреплении, ѓ при обобщении учебного материала.

ВЫВОД 1: Необходимо определиться самим и обязательно (!) довести до сведения обучающихся «роль», которую будет играть каждая оценка. При этом помнить и верить, что «маленьких ролей не бывает» и великие актеры тоже были великими мастерами эпизодов.

Если при проведении текущей аттестации мы должны определить реальный «объем» знаний и умений от требуемого для данного этапа обучения, то мы должны воспользоваться шкалой оценивания реальных достижений обучающегося. Выбор этой шкалы в традиционной для нашей отечественной школы системе выглядит так:

ВЫВОД 2: Необходимо «наполнить» каждый элемент шкалы содержанием оценивания результатов учебной деятельности обучающихся. Причем проделать такую работу не только в общешкольном масштабе, то и с учетом требований каждого предмета. И обязательно (!) довести это до сведения не только обучающихся, но и их родителей. При этом всегда помнить, что ранит сердце не оценка, а несправедливость оценивания! И не забывать о том, что индивидуальный подход к оцениванию связан не столько с количественной характеристикой оценки, сколько с определением индивидуальных требований к освоению программы.

Если при проведении периодической аттестации за основу мы принимаем оценивание успешности обучающихся в выполнении учебного плана данного периода, то мы должны разработать критерии реализации учебного плана, который для обучающегося может выглядеть так:

ВЫВОД 3: Аналогично позициям текущей аттестации необходимо определиться самим и обязательно (!) довести до сведения обучающихся и их родителей «роль», которую будет играть каждая оценка, полученная при выполнении учебного плана. Но начинать «собирать» данные мы должны с результатов контрольных работ. При этом помнить, что результаты текущей успеваемости показывают нам не только результат промежуточных знаний, но и оценивают то качество учебной деятельности ученика, которое мы называем теперь почти забытым словом «прилежание».

Если при проведении годовой аттестации за основу мы принимаем оценивание успешности обучающихся в выполнении учебного плана за весь год, то, опираясь на данные успеваемости в течение учебных периодов, мы должны подвести итоги в первую очередь выполнения обучающимися учебного плана всего учебного года.

ВЫВОД 4: При проведении годовой аттестации, опираясь на результаты периодической аттестации, необходимо помнить о том, что график учебного года неравномерно распределяет объем учебного материала по периодам обучения. Поэтому, расставив эти периоды «по ранжиру» и учтя результаты контрольных работ по итогам учебного года, можно делать вывод о годовой отметке обучающегося. Если возникает спорная ситуация, то на помощь придут результаты контрольных работ за год. При этом надо помнить, что любой спор за отметку должен решаться в пользу ученика, потому что

Возвращаясь к пирамиде аттестации, мы понимаем, что до вершины осталось – «рукой подать»! Но не будем торопиться и с этими завершающими вопросами в III блоке аттестации, определяемом как оценивание знаний обучающихся по итогам освоения учебной программы по предмету за определенный период, разберемся глубоко и серьезно.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении:

п. 43. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом РФ «Об образовании».

Для того чтобы организовать проведение промежуточной аттестации, надо прежде всего понять значение этой формы аттестации знаний обучающихся. Как видно на схеме пирамиды, она, как это и следует из названия, занимает промежуточное положение между итоговой и годовой аттестацией. Задачей итоговой аттестации является определение результатов обучения на ступени обучения в целом и подведение общих итогов обучения на данном многолетнем отрезке времени. Задача годовой аттестации заключается в определении успешности выполнения учебного плана и образовательных программ года. Следовательно, при отсутствии промежуточной аттестации итоги учебного года определяются на основании годовых оценок, что и должно быть зафиксировано в уставе ОУ и разработано в подробностях в правилах перевода обучающихся в следующий класс, с учетом нормативных требований к организации этого рубежа ученической жизни:

ФЗ «Об образовании:

Ст. 17. Реализация общеобразовательных программ.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении:

п. 51. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.

В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей)

  • оставляются на повторное обучение,
  • переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника ОУ,
  • продолжают обучение в форме семейного образования.

Перевод обучающегося производится по решению органа самоуправления образовательного учреждения в соответствии с его компетенцией, определенной уставом.

Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

п. 55. Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные (триместровые) и годовые отметки «5», награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении».

В локальном акте образовательного учреждения отражаются эти и добавляются другие позиции, регламентирующие, например, такие вопросы:

  • Какой орган самоуправления ОУ решает вопросы перевода обучающихся в следующий класс?
  • Что такое условный перевод и каковы эти условия?
  • При каких условиях орган самоуправления ОУ выносит решение о повторном обучении?
  • Что означает «продолжение образования в форме семейного образования»?

Для чего же тогда образовательное учреждение вводит промежуточную аттестацию, если вопросы перевода в следующий класс можно решать по итогам годовой аттестации? Как правило, этот вид аттестации характерен для УВП тех образовательных учреждений, в учебных планах которых дифференцированы учебные планы классов в параллелях и/или учебные программы содержат повышенный компонент. Тогда задачами промежуточной аттестации становятся определение успешности выполнения обучающимися повышенного учебного плана и решение вопроса о продолжении обучения в рамках программ данного уровня в следующем классе. Добавим к этому немаловажную задачу подготовки обучающихся к успешной сдаче экзаменов, предусмотренных итоговой аттестацией через обретение ими опыта участия в промежуточных формах аттестации.

Решая вопросы введения промежуточной аттестации, определив целесообразность такого действия и включив данную позицию в устав ОУ, необходимо в деталях разработать

Положение о промежуточной аттестации в ОУ № …, в котором обязательно отразить

  • параллели и классы, в которых она будет проводиться;
  • формы проведения: экзамен, зачет, защита проектной работы, защита реферата, собеседование и т.д.;
  • периодичность и время учебного года, в течение которого проводится промежуточная аттестация;
  • порядок и регламент проведения;
  • значение оценок, полученных обучающимися в ходе промежуточной аттестации, при подведении итогов учебного года и в решении вопросов перевода в следующий класс;
  • регламентирование вопросов ведения учебной документации, связанной с промежуточной аттестацией.

В отличие от всех предыдущих видов аттестации обучающихся, нормативное обеспечение которых составляет компетенцию образовательного учреждения, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, завершающаяся получением обучающимися документов об образовании установленного образца, представляет собой наивысший уровень аттестации, регулируемый на федеральном уровне.

ФЗ «Об образовании:

Ст. 5. Документы об образовании.

п. 2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные … программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования…

п. 5. В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

  1. основное общее образование;
  2. среднее (полное) общее образование…

Типовое положение об общеобразовательном учреждении:

п. 52. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается итоговой аттестацией.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников образовательных учреждений осуществляется в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений,

утверждаемым Министерством образования РФ.

Продолжение № 3

Рейтинг@Mail.ru