УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ:
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
РУКОВОДИТЕЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Под ред. А.М.Моисеева, А.А.Хвана
М.: Педагогическое общество России,
2005
В наше время, когда выходит большое число учебно-методических изданий, трудно создать что-либо принципиально новое, не имеющее аналогов на рынке педагогической литературы. Тем не менее есть все основания утверждать, что данное издание в известном смысле уникально, так как это первое специализированное справочное пособие по управлению школой. Актуальность такого издания, считают его составители, обусловлена особенностями педагогических словарей, в которых, как правило, недостаточно отражена управленческая лексика. То же самое можно сказать и о психологических словарях – в них проблематика управления образованием почти не представлена.
Чтобы разобраться в особенностях издания, знакомство с ним надо начать с чтения не статей (а их наберется несколько сотен), а «Введения», в котором дается подробная и основательная характеристика словаря-справочника: его общего замысла, предполагаемой функции, научной новизны и актуальности. Авторы задумали его как пособие, соединяющее в себе преимущества различных словарей: толкового и терминологического, словаря-справочника и энциклопедического словаря. Насколько авторам удалось реализовать задуманное – судить читателям, но возможность такого рода многофункционального издания вызывает сомнение.
Как следует из заглавия книги, она адресована прежде всего руководителям образовательных учреждений, но очевидно, что все участники педагогического процесса могут почерпнуть из нее полезную информацию Для доказательства достаточно привести названия всего нескольких статей: вариативность образования, концепция развития школы, неправомерные решения и действия, экспериментальная площадка. В то же время содержание специальных терминов, например психологических, раскрывается с учетом того, что потенциальным читателем словаря вы¬ступает именно руководитель образовательного учреждения.
Словарь-справочник готовился авторами как практико-ориентированное издание, но, по их мнению, оно может стать настольной книгой не только для работников образования, но и для широкого круга читателей – преподавателей вузов и научных сотрудников. Правда, авторы специально подчеркивают, что не претендуют на толкование слов от лица всей науки и, кроме того, включили в словарь не только строгие научные термины. Последнее совершенно оправданно, так как словарь-справочник призван объяснять все те понятия, с которыми сталкиваются представители школьной администрации.
Любое издание, а справочное особенно – по причине наличия авторского подхода к отбору терминов, уязвимо для критики, и наверняка читатели обнаружат, что те или иные необходимые, с их точки зрения, сведения отсутствуют. Однако хочется отметить, что приводимая авторами-составителями информация, безусловно, необходима, и потому речь может идти лишь о расширении издания за счет включения в него дополнительных статей. В силу того что данное издание – первое в своем роде, авторы приглашают к диалогу и сотрудничеству всех заинтересованных читателей.
Марина СТЕПАНОВА
|