Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2006

Коллеги

Сладкая парочка

Что делать, если никто не хочет быть директором школы из-за груза забот, которые налагает эта должность? В католической школе Всех Святых города Хаддерсфилда (Великобритания) решили эту проблему радикально и наняли сразу двух директоров!

Передача мыслей на расстоянии?
Такое становится возможным,
когда об одних и тех же проблемах
думает не один директор,
а сразу два!

С сентября прошлого года Лайам Хэррон и Мэри Никсон делят обязанности директора средней школы, в которой обучаются 850 учеников. До того Хэррон несколько лет отработал директором этой же школы, а Никсон была его заместителем.

Попечительский совет решился уравнять их в правах, поскольку в ином случае существовал риск потерять одного или сразу двух управленцев. Из-за личных проблем Хэррон попросил сократить его рабочую неделю до 4 дней, на что совет не мог пойти. В то же время Никсон окончила курсы директоров, так что в любой момент могла покинуть школу ради новой должности. В этой ситуации Хэррон и Никсон сами предложили необычный выход – чтобы полномочия директора были поделены между ними.

Хотя у них и был большой опыт совместной работы, все равно это стало достаточно смелым решением. Даже если начальник и заместитель прекрасно уживаются между собой, это не значит, что такое же взаимопонимание сохранится, когда они получат равные права. Однако отец Майкл Холл, глава попечительского совета школы, вспоминает, что его не пришлось долго уговаривать. «Мы знали, что они работали вместе крайне эффективно и удачно дополняли друг друга», – говорит он. Холл считает, что эксперимент удался, так как благодаря ему удалось стабилизировать ситуацию в школе и добиться улучшения по многим показателям.

В средних школах Великобритании пока не многие решились разделить обязанности директора между двумя управленцами, а вот в начальных такие прецеденты случаются все чаще и чаще. Увы, к этому подталкивает ситуация на рынке труда. Все больше опытных директоров выходит на пенсию, а вот желающих заполнить открывающиеся вакансии становится все меньше. По данным Национального колледжа школьного управления (NCSL), до 18% вакансий остаются открытыми и для них приходится проводить повторный конкурс. Исследователи считают, что разделение обязанностей директора между несколькими управленцами – один из способов решения этой проблемы. «Разделение труда снижает нагрузку на руководителей и обеспечивает более здоровый баланс между личной жизнью и работой, – считает Мартин Коулз, исследователь из NCSL. – Разделенное управление эффективнее, чем модель лидера-«героя».

В школе Всех Святых важные решения директора принимают совместно, и, если между ними возникают разногласия, они пытаются найти компромисс, который устраивал бы обоих. «В таких случаях вы не можете просто разойтись в раздражении, это ведь не брак. Вы должны спорить, пока не достигнете соглашения. У нас иногда случаются очень напряженные дискуссии», – рассказывает Мэри Никсон.

Лайам Хэррон считает себя «горизонтальным мыслителем» – человеком, который смотрит на проблему широко и видит перспективу, в то время как Никсон, по его словам, мыслит «вертикально», то есть умеет сфокусироваться на одной задаче, не отвлекаясь на посторонние факторы. При этом оба директора замечательно уживаются вместе.

Школа Всех Святых – первое церковное учебное заведение в Великобритании с разделенным управлением. В религиозных школах проблема нехватки директоров вообще стоит очень остро. По статистике, для замещения управленческих вакансий там приходится объявлять повторный конкурс в два раза чаще, нежели в обычных учебных заведениях. Это объясняется еще и тем, что кандидаты на пост директора религиозной школы должны принадлежать к той же церкви, а это вкупе с общей нехваткой квалифицированных управленческих кадров резко сужает круг претендентов.

По существующему законодательству одна школа не может иметь двух директоров, так что зарплата Хэррона и Никсон складывается из окладов директора и заместителя, поделенных поровну. В день, когда попечительский совет одобрил идею содиректорства, Хэррон по собственному почину освободил директорский кабинет и перебрался в меньшую комнату, которую до этого занимала его заместительница. «Он выселил меня», – улыбается Никсон. Однако, по мнению Хэррона, это было необходимо, так как, если бы Мэри осталась в том же кабинете, на нее по-прежнему смотрели бы как на заместителя. Сейчас на двери директорского кабинета красуются таблички с фамилиями обоих управленцев.

Клэр Кернан, одна из учительниц школы Всех Святых, рада, что ситуация разрешилась так, а не иначе: «Сотрудники почувствовали огромное облегчение из-за того, что мы не потеряли Мэри и в то же время сохранили отличного директора. Что касается эффективности, то сейчас, когда у нас два руководителя, многие рабочие моменты решаются гораздо быстрее».

Тем не менее, положа руку на сердце, оба руководителя не могут сказать, что смогли бы работать с кем-то еще, хотя признают, что в случае чего им будет гораздо труднее выполнять директорские обязанности в одиночку. Так что их эксперимент, пусть и очень удачный, трудно предложить в качестве универсального решения всех проблем.

По материалам Educational World
подготовила Юлия МИФАЕВА

События


  • Университет Хьюстона предложил школам города принять участие в Четвертом ежегодном конкурсе марсоходов. Таким образом, юные изобретатели Хьюстона получили возможность разработать и продемонстрировать собственные версии космических устройств. Для участия в конкурсе, назначенном на 21 января 2006 года, ученики начальной и средней школы должны представить модель транспортного средства, предназначенного для работы в условиях Красной Планеты. Соревнующиеся в конкурсе модели будут делиться на свободноуправляемые, радиоуправляемые и работающие от солнечной энергии, а стоимость их создания должна составлять всего $10–25.
  • Комитет по качеству образования при правительстве Великобритании «крайне встревожен возросшим объемом списывания и откровенного плагиата». Беспокойство чиновников вызывает тот факт, что школьники и студенты не только пользуются помощью родителей, учителей и друзей при выполнении домашних заданий, но все чаще списывают работы целиком, копируя их с разных сайтов.

Особую тревогу у членов комитета вызывают сайты, предлагающие за плату уже готовые работы для представления на экзамен. Часть из них расположена в Великобритании, часть — в Восточной Европе. Например, на интернет-аукционе eBay регулярно предлагается услуга вычитки и редактирования текста. Любой школьник, послав свое сочинение и заплатив 10 фунтов, может получить через 24 часа отредактированную работу.

В связи с этим генеральный секретарь Ассоциации среднего образования Джон Данфорд призвал владельцев серверов, размещающих подобные сайты, прекратить эту аморальную деятельность.

Рейтинг@Mail.ru