Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2006

Инновации

Катастрофа из учебного плана

«В трудную минуту кому-то очень повезет,
если рядом окажутся наши дети»

Школьники научились у спасателей даже разрезать машины

Дети выпрыгивают в окно, а учителя – следом за ними! Жители окрестных домов не кидаются звонить в службу спасения. Привыкли: в московской средней общеобразовательной школе № 1294 подобные «полеты» – явление обыденное. Поведение педагогов и их воспитанников перестает казаться аномальным, когда директор школы Людмила САЛОНИНА дает разъяснения. Шокирующие прыжки – дело не опасное, а очень полезное.

– Людмила Анатольевна, школьный центр «Юный эколог и спасатель» знают в России и за рубежом. С чего начинался путь к широкой известности?

– Шесть лет назад под руководством учителя химии в школе прошла замечательная ученическая конференция о глобальных проблемах человечества – в частности, дети делали прекрасные доклады по экологии. По ее окончании мы сели подвести итоги. Учитель физики говорит: «Я обязательно должен об экологии рассказывать на своем предмете». Высказался учитель географии: «Это моя тема! Я на уроках обсуждаю с детьми экологические проблемы». Далее эту фразу произнесли преподаватели литературы, биологии и немецкого языка, ведь в нашей школе этот язык изучается углубленно, и если принять за сто процентов темы занятий (моя семья, работа, промышленность, сельское хозяйство и др.), то двадцать процентов отдано экологии.

Мы посчитали, что одной специализации нашей школе недостаточно. Знать немецкий язык сегодня – мало: это как дышать. И решили открыть центр «Юный эколог и спасатель». Собственными силами и совершенно на пустом месте. Если кто-то захочет повторить, знайте, что это осуществимо. Важно захотеть.

На открытие центра приезжали первый замминистра МЧС, представители Госдумы; в этой идее нас поддержали Правительство Москвы и научно-исследовательский институт, который есть в МЧС России.

– Как средняя общеобразовательная школа выходит на такие высокие уровни?

– Я собственноручно написала письма с просьбой оказать содействие.

– С чиновниками понятно. А как в школу пришли спасатели?

– Во-первых, профессиональными спасателями были двое родителей наших учеников. Узнав о замыслах, они предложили свою помощь. То есть мы могли на них рассчитывать.


Прыжок на «куб жизни» сперва
совершили спасатели

Во-вторых, школа отправила приглашение поисково-спасательному отряду, расположенному, как и школа, в Восточном округе Москвы. Спасатели откликнулись и провели показательные выступления. Все с восхищением смотрели, что они умеют делать. Мы притащили разрушенный автомобиль – они его разрезали. Эвакуировались с крыши школы и эвакуировали пострадавших. Первый раз нам довелось увидеть «куб жизни» – сложенная материя за минуту превратилась в гигантский мягкий куб, на который попрыгали спасатели, наши дети и учителя.

– После этого стимул заниматься в центре у школьников был налицо?

– Следующие показательные выступления они делали сами. Точно так же эвакуировались с любого этажа школы, эвакуировали «пострадавших», резали автомобиль и оказывали первую медицинскую помощь.

Нас пригласили принять участие в московской выставке «Средства спасения». Ребята разрезали рельсы, поднимались со снаряжением под крышу здания и представляли разработанные в НИИ мультимедийные игры (наконец-то в компьютерных играх нашлось место не убийствам, а спасению). Наше место на выставке было самым посещаемым. Колоссальный успех! Министр Сергей Шойгу, увидев рвение, желание работать, подарил нам комплект «Гоша» для обучения оказанию первой помощи. Это три ребенка-манекена. Один из них начинен электроникой и подсоединяется к компьютеру. Если спасательные действия ведутся правильно, он передаст на экран слова благодарности. Но может и «умереть».

С «Гошей» дети видятся на уроках биологии, во внеклассной работе. И все ученики, начиная с пятого класса, умеют оказывать первую медицинскую помощь.

Наша учительница биологии на «Гоше» провела практическое занятие перед коллегами из округа для планового урока, на котором детям нужно объяснить, как оказывать первую медицинскую помощь утопающему. После осуществленных одним учителем спасательных манипуляций на экране компьютера появилась надпись: «Спасибо, я жив». Спасительница «Гоши» с сожалением заметила: «Если бы я умела делать это раньше, двоих пострадавших точно спасла бы…»


«Гоша» – подарок министра Сергея Шойгу

Дальше были новые выставки, дипломы, медали… Школой многие заинтересовались. Люди взялись открывать повсюду такие центры. К нам приезжали и из Франции, и с Камчатки... Мы всех консультировали.

– Из темы вашей экспериментальной площадки видно, что в какой-то момент спасательской деятельности «покорилось» и урочное время…

– В 2001 году в школе открылась городская экспериментальная площадка «Интеграция знаний по безопасности жизнедеятельности в техногенной, социальной и природной среде в учебные курсы базового компонента на основе системно-деятельностного подхода и информационных технологий».

– Кто помогал учителям менять содержание предметов?

– Учителя справлялись с этим самостоятельно. Научный руководитель отслеживал их работу.

На таких предметах, как химия, география, физика и иностранный язык, мы изучали, какими бывают чрезвычайные ситуации, как вести себя… Главная задача – не напугать детей, а научить выходить из подобных ситуаций. Мы ищем золотую середину, при которой ребенок, не испугавшись, быстро сообразит, как помочь себе и окружающим. На уроках давали теорию. После шла практика.

Наши дети многое узнали. И пусть ребята не станут спасателями, но в трудную минуту кому-то очень повезет, если рядом окажутся они.


Телемост с МЧС

Завершением этого этапа работы стала созданная детьми и учителями геоинформационная система. Она состоит из «живых карт». С ними ученики прогнозируют чрезвычайные ситуации: случилось ЧП в районе – определяют, каких ждать последствий; сколько палаток, хлеба, соли и медикаментов потребуется в первый день, второй или третий…

Система получила гриф Минобразования и была поставлена в 500 школ Москвы.

– Формально эксперимент завершен. Но остался ли у него ресурс для дальнейшего развития?

– Из той экспериментальной площадки выросла другая. В Москве что ни метр – то потенциальная чрезвычайная ситуация. Мы разрабатываем серию компьютерных обучающих программ в области снижения рисков и смягчения последствий.

И, разумеется, ни на минуту не прекращается жизнь центра. Нас приглашают участвовать в научно-практических конференциях, ярмарках идей, в соревнованиях всероссийского уровня. МВД организовало детскую игру «Идущие вперед». Можно сказать, аналог телевизионной программы «Форт Боярд». Но задания телеигры – детские шалости в сравнении с тем, что было предложено нашим детям. Мы победители!


В гостях у австрийских спасателей

В рамках научно-практической конференции проводился телемост школы с МЧС. Детям задавались вопросы, как они поступили бы в разных сложных ситуациях. Ребята давали ответы. По приглашению мы ездили в Вену знакомиться с работой австрийских спасателей. Видели процесс от начала до конца: прием звонков на пульт 911, оказание врачебной помощи, действие высококлассного оборудования пожарных и спасателей. Были в гимназии, посещали центр обучения населения. В центре встретили «старого знакомого» – австрийского «Гошу». У нас он ребенок, а в Австрии – высокий тяжелый мужчина.

Из-за техники безопасности мы вынуждены принимать в «спасатели» учеников с пятого класса. Но малыши мечтают, когда вырастут, всему научиться и заранее учат слова гимна, написанного нашим педагогом Мариной Алексеевной Брыковой:

…Работу выполним старательно,
Чтоб не звучал над миром плач.
И твердо верим: для спасателей
Невыполнимых нет задач…

Есть выпускница, которая поступила в институт, выбрав его по настоянию семьи. А в голове – спасательские дела. Она заходит порой в школу, и тогда мы слышим от нее: «В институте доучусь, а второе образование пойду получать в Академию гражданской защиты или на курсы спасателей».

Родители рады, что мы обучаем этому детей. Сначала чувствовалось недоверие: зачем нагружать ребенка? Но мнение поменяли: такие знания еще никому не повредили.

– Вы, Людмила Анатольевна, берете пример с учеников?

– Пока научилась оказывать помощь «Гоше».

Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru