Научить ставить вопросы
и искать решения
Поиск оптимальных способов обучения детей, создание новых моделей в практике школы, инновационные подходы и технологии – без этого нынче школе никуда. Наиболее успешно в этом смысле воплощается идея научно-исследовательской и просто исследовательской работы школьников, направленная, по существу, на создание социально-педагогических инициатив.
Научно-исследовательской считается деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования и направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив с целью реформирования и развития образовательного учреждения. Для понимания сущности исследовательской деятельности важно исходить из того, что основными видами деятельности (и мыследеятельности) вообще являются исследование, проектирование, конструирование, управление, которые тесно связаны друг с другом, но в то же время имеют внутреннюю специфику и отличия.
В общественном сознании существует представление об исследовании как установлении, обнаружении, понимании закономерностей действительности. Под этим типом деятельности подразумевается извлечение чего-либо из «следа», т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, аналитических навыков, в отличие, например, от проектного типа организации мышления.
Главная цель исследования должна пониматься ее руководителем и исполнителем как установление истины или как наблюдение за объектом. А развитие такой способности, как умение занимать исследовательскую позицию, является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий.
Принципами этой работы могут стать: актуальность, научная обоснованность, системность, мобильность, многообразие форм подведения итогов, продуктивность, личностно ориентированный подход.
Условия же могут быть такие:
- соответствие нормативно-организационной базе (Положение об исследовательской, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе в школе, НМС, модель данной деятельности, Положение о НОУ);
- организационная структура, координирующая данную работу органов (НМС, Совет НОУ, секции НОУ и т.д.);
- полномочия, права, ответственность и содержание деятельности каждой подструктуры. При этом высший орган – конференция учащихся и педагогов, в задачи которой входит обсуждение хода и итогов научно-исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работы, утверждение планов деятельности.
Результативность инновационного поиска во многом зависит от уровня научного руководства, заинтересованности и слаженности действий участников работы, четкости распределения заданий, точности критериально-оценочных показателей, конкретизации направлений изучаемой темы, умелого мониторинга.
И поскольку педагогический коллектив школы всегда представляет собой сообщество людей, различных в своем философско-мировоззренческом восприятии жизни, в социальном и педагогическом опыте, отношении к инновационной деятельности, руководителю следует диагностировать не только уровень педагогического мастерства учителей, но и их способность к инновациям и готовность к такой работе.
Условно можно разделить учителей по их отношению к исследовательской деятельности на несколько групп:
- инициативные и инициаторы – активные участники экспериментальной работы с устойчивой внутренней мотивацией, высоким уровнем креативности;
- добросовестные исполнители, побуждаемые чаще всего внешним воздействием, которое может перерасти и во внутреннюю потребность;
- исполнители конкретных творческих заданий, время от времени проявляющие интерес к микроисследованиям и эпизодически занимающиеся данной работой;
- педагоги, не знакомые с данным видом деятельности.
При серьезном и ответственном отношении к делу научно-исследовательская деятельность становится для школы необходимой и органично вписывается в общий педагогический процесс, взаимодействуя с другими его видами. Также научно-исследовательская работа может стать мощным и действенным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка, уровень культуры и образованно¬сти общества.
И руководителю необходимо организовать и совершенствовать научно-исследовательскую работу на основе дифференцированного и индивидуального подходов. Педагогов важно научить не только комплексной методике научного поиска, но и сформировать у них умение и культуру педагогического исследования, научить отслеживать и описывать процесс и результаты эксперимента, обобщать и оформлять материалы и использовать их в преподавании учебных предметов.
«Запуская» у себя в школе научно-исследовательские проекты школьников, стоит помнить о некоторых особенностях исследовательской деятельности:
- она, как правило, носит конструктивно-деятельностный характер, педагогическая задача которого – не пространное пояснение и поучение, а фиксация по ходу реализации дел;
- она дает возможности проявления и реализации индивидуального педагогического стиля.
Среди механизмов научно-исследовательской деятельности важно помнить такие:
- комбинаторный (интеграция известных элементов в разных сочетаниях, приводящая к новому качеству);
- модификационный (модернизация, видоизменение, восстановление утраченного, но уже известного приема, методики);
- радикальный (изобретение принципиально нового, новаторского, не известного до сих пор).
Не менее важно умение оперировать критериями при выборе и утверждении тем. Критерии могут быть следующими:
- актуальность и практическая направленность методических, психолого-педагогических и философских тем, поддерживающих инновационные процессы;
- взаимосвязь и взаимообусловленность;
- наличие у каждого участника и руководителя исследований программы научно-методической работы.
При данном подходе можно надеяться, что работа учителей станет целенаправленной, поддающейся регулированию. А руководитель исследовательской деятельностью определит свои координационно-методические функции, исходя из различий исследовательской и научно-исследовательской деятельности (см. табл. на с. 16).
Непосредственное руководство научно-исследовательской деятельностью может осуществляться как квалифицированными педагогами школы, так и специалистами и научными работниками, привлекаемыми извне.
Мне кажется целесообразным разработать обязанности руководителя ученической исследовательской работы. Их перечень может быть следующим:
- оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;
- составление рабочих программ исследований;
- составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе степени изученности тех или иных вопросов в курсах школьных программ;
- текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, консультирование учащихся;
- выработка рекомендаций по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;
- оказание помощи исполнителям исследовательских работ перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ;
- оказание помощи ученикам и учителям в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей исследовательской деятельности.
Факторами успешности исследовательской деятельности могут быть:
- соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;
- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
- материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.
В качестве организации исследовательской работы учащихся можно предложить следующую поэтапную схему:
- подготовительный (4–7 классы);
- развивающий (8–9 классы);
- исследовательский (10–11 классы).
На первом, подготовительном этапе предполагается формирование у учащихся навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе со справочной литературой, ресурсами Интернета, каталогами библиотечного фонда. К этой работе целесообразно привлечь сотрудников школьной библиотеки, проводящих тематические уроки, выставки работ учащихся, конкурсы книжных эрудитов на уровне района и города. Именно на этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса к изучаемым курсам и выявление наиболее активных и способных к творчеству учеников (конкурсы «Почемучка», фестивали знаний и т.д).
На втором этапе предполагается обучение учащихся навыкам научной организации труда, расширение их кругозора при изучении элективных курсов, участие в предметных проектах (например, в курсе биологии проект «Животные нашего края», в курсе истории отечества – проект «Петровское время», в курсе географии –проект «Мы – синоптики» и т.д.).
На третьем, собственно исследовательском этапе ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов учащихся. Важно обеспечить преемственность в данной работе, поэтому учащиеся старших классов могут проводить учебные экс¬курсии, беседы, классные часы, Дни знаний для младших школьников.
Безусловно, полезно выработать показатели эффективности исследовательской работы и руководствоваться ими при оценке достижений учителя и стимулирования его саморазвития на основе соединения теории и практики, и тогда возможность достигать более высоких результатов образовательного процесса будет наглядной для всех участников учебно-воспитательного процесса.
Татьяна ГРОМОВА
|