Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2006

Из первых рук

«О школе нужно заботиться!»

Меня всегда занимал вопрос, что случается с победителем конкурса «Учитель года» после того, как ему вручат «Хрустального пеликана», конверт с энным количеством денег, всевозможные компьютеры- ксероксы-принтеры и вдобавок растиражируют его имя во всей педгогической (и даже непедагогической) прессе. После триумфа, праздничного концерта и поздравлений проходит неделя, другая, год, второй, третий – и когда-то звеневшее по всей стране имя учителя потихоньку уходит в тень...
А что победитель? Совершенствуя свое мастерство, все так же преподает изо дня в день? Ему прибавляют денег? Он уходит работать в чиновничьи структуры?

Возможность узнать судьбу одного из таких победителей мне предоставилась в конце прошлого года. С Алексеем КРЫЛОВЫМ – «Учителем года-2001» – я познакомилась на «Континенте». А точнее – в школе № 213 «Континент» в Екатеринбурге, директором которой он работает.

Подобный взлет в карьере бывает нечасто. Тем более что конкурс в свое время Алексей Валентинович выиграл как учитель технологии (попросту говоря – труда). А предмет сей во все времена считался в школе не то чтобы лишним, но, мягко говоря, не особо нужным. Видимо, покорили тогдашних судей педагогическое мастерство конкурсанта, его обаяние и простота, его умение общаться с детьми.


«Нет» серым заборам!

Этих своих качеств с момента конкурса Алексей Валентинович нисколько не утратил. Во-первых, уроки технологии продолжает вести, только сетует на нехватку времени из-за руководящей должности. А во-вторых, теперь, когда у него есть школа и 100 человек учащихся, за которых надо ежедневно отвечать, он стал еще приветливее, еще технологичнее в решении каких-то вопросов, еще педагогичнее (если только можно так сказать). Про конкурс же вспоминать не любит. Победил – и победил. Главное, считает он, в том, что благодаря его тогдашней победе в Екатеринбурге, а возможно, даже и в Москве, по-иному, глубже стали смотреть на проблемы образования. А московской гимназии № 1542, в которой он давал показательный урок, благодарен до сих пор и говорит, что и сейчас помнит глаза своих тогдашних учеников...

Во время прогулки по школьной территории выяснилось, что, придя сюда директорствовать, Алексей Валентинович первым делом предложил и учащимся, и учителям обустроить свой «Континент» не только внутри школьных стен, но и снаружи. Процесс этот продолжается до сих пор, и, как говорит сам директор, «его уже не остановить».

Нынешним летом ребята расписывали в особой, ими самими придуманной технике глухой забор, окружающий школьное здание. Весной создавали на пятачке земли позади школы лесную поляну. Теперь на ней растут всякие необычные вещи, например медуница и ландыши. А поляна продолжает расширяться. При мне два ученика и учитель раскидывали привезенную землю по участку – выравнивали поверхность. Нынешней весной здесь продолжатся работы. Тем более что на одном из деревьев, окружающих поляну, свили себе гнездо дрозды. «Видимо, понравилось им у нас, – говорит директор. – Теперь жизнь птиц можно изучать не по учебнику, а в реальной жизни, из окна кабинета биологии». Кроме поляны есть на пришкольном участке и клумба с цветами, изгородь для которой была изготовлена на уроке технологии опять-таки под руководством директора. Кусты вдоль школьной ограды здесь подстригаются так же ровно, как в каком-нибудь городском парке.


Уроки технологии в «Континенте»
всегда имеют практическую
направленность. И потому держать
инструменты в руках
здесь умеют все

Внутри школы – свои особенности. Скажем, уютная домашняя гостиная с диваном, ковром, цветами, приятными занавесками на окнах. Идя в школьное кафе, можно поразглядывать в коридорах удивительно глубокие и взрослые по содержанию ученические работы в технике коллажа. А можно побывать и в НИЦе (на слух от французской Ниццы не отличишь!). В «Континенте» это место с недавних пор стало одним из самых любимых, потому что расшифровывается оно как научно-информационный центр. Тут и компьютеры, и книг на полках сколько угодно, и всевозможной справочной литературы... По замыслу директора, центр в школе выполняет роль практической лаборатории для детей. Здесь они могут придумывать, пробовать, творить, узнавать что-то новое, обрабатывать информацию.

Алексей Валентинович вообще убежден, что без возможности свободного выбора у ребенка мало что получится. А когда такой выбор есть, детям всегда хорошо.

– В моем детстве была масса возможностей. Я ходил в изостудию месяц, потом мне разонравилось – и я переключился на что-то другое, потом на третье и т.д. Ребенок должен попробовать себя в разных делах, занятиях. Он должен учиться выбирать. Свободное перемещение детей – вот в чем идея. Конечно, в одной школе сделать это сложно. Особенно в такой небольшой, как наша. Но можно же выстроить систему на уровне микрорайона, например.

Наш НИЦ – это попытка дать детям возможность заниматься самыми разнообразными творческими делами в стенах школы: компьютерной графикой, проектными работами, иностранным языком... У нас они находятся целый день под присмотром, учитель в любой момент придет к ним на помощь, подскажет, посоветует, поможет найти нужную информацию. Вот этот-то механизм мы и пытаемся у себя выстроить.


Благоустройство школьной территории
– дело серьезное

Также пробуем создать механизм самоподготовки ребенка к урокам, предоставляя ему разные возможности. Мы не школа полного дня. Такой статус уже требует иных оснований, иных подходов. Я сейчас просто хочу попробовать отработать разные подходы, почувствовать, что нужно детям, учителям, родителям.

– Став из учителя технологии директором, нехватку каких знаний вы ощутили?

– В первую очередь потрясло количество нормативно-правовых документов. Их надо не просто знать, а уметь читать, трактовать, составлять на их основе свои документы. Ну и формирование команды – тоже непростое дело. Людей надо подбирать под решение конкретных задач, иначе ничего не заработает, не реализуется.

– А что, на ваш взгляд, сегодня должна представлять собой школа? Какие задачи она должна решать?

– Во многих документах декларируется индивидуализация, личностно ориентированный подход к ученику. Но на деле-то этого нет. А я думаю, это и есть задача школы.


Учителя в школе стараются успеть
поработать на уроках
с каждым учеником индивидуально

Представьте: сидят 30 детей перед учителем в течение 40 минут. Какой у этого учителя может быть личностный подход? Как этот самый урок личностно ориентирован у него на Аню, Сережу, Витю?.. Насколько у педагога хватает учительского таланта, терпения охватить вниманием каждого в этой массе? Конечно, можно посмотреть на гигантские образовательные учреждения с другой стороны. Например, с точки зрения безопасности, инфекционных заболеваний. Как уследить за каждым в толпе из 1200 учеников? Как обслужить, промыть огромные столовые, коридоры?

Возникает, конечно, много вопросов и к маленькой школе. Но они больше связаны уже с нормативной базой, финансами. Но я считаю, как раз в регулировании таких вопросов и обязана выражаться государственная политика в области образования. Это должна быть поддержка разных школ, разных учреждений, в каждом из которых есть своя «изюминка». Ведь если мы признаем право родителей выбирать образовательное учреждение для своего ребенка, мы должны этот выбор сформировать.


Исследование на уроке химии.
Что может быть интереснее?!

– А как же лицеи, гимназии?

– Да, это есть. А в школах есть профильные классы. Формально – выбор есть. Но во всем этом разнообразии – один и тот же типовой подход. Меняется лишь содержание образовательного процесса. Допустим, увеличивается количество часов на какую-то учебную дисциплину, меняется учебно-дидактическая база, появляются другие учебники, дополнительные пособия, сами что-то разрабатываем. Но все это – вопросы содержательного порядка. А вопросы структуры, организационные, хозяйственные? Как решаются они? Как работают они на выбор родителя? Здесь ответов нет.

Неслучайно в русском языке есть слово «провинция». И если мы признаем это понятие, то признаем и особенности менталитета. Те же информационные потоки в столичном или чисто промышленном городе совершенно разные. Уровень интеллектуального развития семей, разумеется, разный. И если мы хотим учитывать эти особенности, необходимо по-другому относиться к школам-гигантам. Ведь не секрет, что гиганты все равно преобразуются в школы-комплексы. В них появляются детский сад, прогимназия... Сейчас – и профильные классы. Все-таки дети делятся по интересам.

Все помнят, как раньше более успешные дети оказывались в 5 «А»; другие, кто не попал в 5 «А», автоматически оказывались в 5 «Б», и т.д. А кто в результате учится в 5 «Г»? И как учитель должен заходить в такой класс? С какими мыслями и чувствами?.. И это у нас называлось дифференциацией!

А ведь вне зависимости от того, дано ребенку больше или меньше таланта, все ребята замечательные. Но стандарт незыблемо висит всегда над всеми! Однако, если какому-то ребенку стандарт тяжел, учитель просто поможет его достигнуть, и не стоит из этого делать трагедии. Значит, этот ребенок силен в чем-то другом. А если, например, ребенок решает задачу, которой нет в учебнике по математике, значит, все, что предусматривал стандарт, он уже выполнил и хочет двигаться дальше.


«Ну очень сложная задачка!»

Я убежден: разнообразие видов и типов образовательных учреждений нужно нашей стране как воздух.

– Вопрос, как всегда, упирается в деньги…

– Образование – дорого¬стоящая штука. Все это понимают. Но на деле получается в точности наоборот. Говорим о привлечении дополнительных средств, о поисках спонсоров – и одновременно переводим школу в централизованную бухгалтерию! Но если есть сегодня в школе некий финансовый механизм, свой бухгалтер, она может работать с дополнительными средствами. Она может искать их для качественной реализации того самого социального заказа – для обеспечения без¬опасности ребенка, его комфортности, оздоровления. Но как при централизованной бухгалтерии можно работать руководителю, если он не имеет никаких прав и рычагов?

– Да, директор в школе никак не станет хозяином…

– Директор так и будет ходить на поклон! Может быть, я в чем-то не совсем точен, в чем-то ошибаюсь, но думаю, что все-таки не директор должен быть для бухгалтера, а бухгалтер – для директора. Но у нас с 1 января введена система централизованной бухгалтерии. Насколько это обдуманно и оправданно? Да, мы обязаны это выполнять. Но станет ли качественнее система образования?

Проблема все равно остается одна и та же – финансирование. Вложите сегодня в школу – завтра получите ту идеологию, то общество, о котором мечтаете. Вы хотите пробудить чувство национальной гордо¬сти – начните со школы! Сделайте так, чтобы учитель чувствовал заботу, а ученик – уважение к нему.

О школе можно и нужно заботиться.

Статья подготовлена при поддержке компании «МегаЗабор». Если Вы решили приобрести качественный и надежный забор из профнастила, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «МегаЗабор». Перейдя по ссылке: «www.megazabor.ru/zabory-iz-proflista.php», вы сможете, не потратив много времени, заказать заборы из профнастила или металла по выгодным ценам. В компании «МегаЗабор» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Тем более что Закон «Об образовании» принимали на государственном уровне, необходимость государственного контроля признали, создали массу документов. Так давайте будем последовательны до конца. Возьмем и признаем ответственность государства за то, что сегодня в образовании происходит!
Беседовала
Яна САРТАН,
Москва – Екатеринбург – Москва

Рейтинг@Mail.ru