Коллекция чайников в количестве
полутора тысяч красуется по всей гимназии. Эти
символы домашнего тепла и искренних отношений
собирает директор Татьяна МЕРКУЛОВА. Где угодно,
но только не в ее учебном заведении, они
смотрелись бы странно. Потому что у других каждое
утро в школу приходят ученики и учителя, а у
Меркуловой – члены огромной семьи, в которой
широкоплечий старшеклассник поднимает по
лестнице малыша-инвалида, обеспеченный родитель
делает подарок сироте, а повар никогда не
забывает поколдовать над отдельным блюдом для
того, чей больной желудок в этом нуждается…
В системе образования
Краснодарского края новороссийская
негосударственная гимназия № 1 известна
победами в краевых, городских и всероссийских
олимпиадах, высокими результатами в ЕГЭ.
Восемьдесят процентов выпускников едут покорять
престижные вузы Москвы и Петербурга – МГУ, МГИМО,
Академию управления…
Обычно к таким школам детей-инвалидов не
подпускают на пушечный выстрел. Кто будет
рисковать, когда почет и уважение директора в
руках детей! Но у Татьяны Аветовны Меркуловой
есть и известность, и почет, и уважение. И
получила она их не на эксплуатации здоровых и
сильных. На нее молятся родители, дети которых
были обречены болезнью провести жизнь в четырех
стенах квартиры, а теперь имеют счастье увидеть
укоризненный взгляд учителя за списывание
контрольной у соседа, покричать со всеми вместе
на перемене, поволноваться перед выступлением в
школьном театре…
Уже задолго до этого Татьяна Меркулова
прославилась в Новороссийске, став заступницей
тех, кто не хотел учиться. Работая учителем
английского языка, она получила приглашение
возглавить методический центр. Три года в этой
должности убедили ее, что, каким бы «заслуженным»
ни был учитель, он не научит предмету сорок
человек в классе. Больше половины из них не
учатся, а отсиживают уроки. И не учитель плох – на
них попросту не хватает времени. Спасение было в
«школе для двоечников», заниматься с которыми
предполагалось по специальным методикам.
В Министерстве
образования СССР проект школы для отстающих в
учебе вызвал изумление: «Кто ж вам деньги даст на
такое?!» Меркулова не растерялась. Приехала из
Москвы домой, созвала самых лучших учителей,
методистов и предложила: «Давайте сделаем
кооператив – будет двоечникам помогать».
Поместили объявление в газету. На первое занятие
пришло… 1800 детей со всего города!
Год руководила она этой школой. 120
учителей так высоко подняли уровень образования,
что благодарностям не было конца и края. В 1990 году
формально школа существовать перестала – она
переродилась в ныне живущую гимназию № 1. Одна из
первых негосударственных в СССР, гимназия
начиналась с двух первых классов. Через три года
было 250 детей. Сейчас 610 учеников: для
негосударственной российской школы – рекорд.
Как-то, при получении фруктов для
столовой, обнаружились два лишних ящика
апельсинов. Директор гимназии узнала адреса
живущих поблизости нуждающихся детей и отвезла
им фрукты. После этой поездки Татьяна Меркулова
обратилась в социальную службу и попросила дать
адреса, кому еще можно помочь. Работники службы с
удовольствием откликнулись.
Так восемь лет назад учащиеся гимназии и
педагогический коллектив стали активно
участвовать в благотворительной работе. И это
вошло в систему. Дети знали, что 8 Марта они пойдут
к бабушкам в дом инвалидов, на Новый год поедут к
живущему далеко от города мальчику Мише. Он
тяжело болен, у него церебральный паралич.
Повезут ему одежду, конфеты.
Трагедия в Беслане молниеносно вызвала
акцию помощи, организованную школьным
самоуправлением и группой активных учителей. За
несколько дней набрали 60 тысяч рублей, и
делегация поехала в Беслан: деньги отдали в
больнице осетинским мамам, следившим за своими
ранеными детьми; пострадавшим русским учителям;
ходили в семьи, потерявшие близких. И больше года
гимназисты переписываются с ними. К весне хотят
пригласить несколько семей в гости.
В Новороссийске ребята постоянно
посещали двенадцать детей-инвалидов. И те и
другие успели вырасти, работают, учатся. Но
перезваниваться не прекращают, и дружба жива не
один год.
Им на смену
пришли новые школьники, которые так же горько
плачут, пообщавшись с инвалидами и сиротами, и
пишут в школьной газете: «Моя жизнь разделилась
на две части – до посещения детского дома и
после. Я поняла, что есть дети, которых мама не
гладит по головке и не читает перед сном
молитву…»
Учителя и администрация видели, что
создавшееся благотворительное движение
оказывает большую помощь в воспитательной
работе, но не ожидали, в какую сильную
потребность детей участвовать в помощи это
выльется. И Татьяна Аветовна Меркулова с
коллегами взялась за разработку программы
«Воспитывать меценатов».
«Мы думаем, – объясняет директор, – что
раз существует в нашей стране частное
образование, другими словами – школы для детей
из семей с солидным достататком, то одна из задач,
которую необходимо ставить в работе таких школ,
– воспитание чувства сострадания у богатых
людей к нуждающемуся. Когда к этим людям
обращаются с просьбой оказать поддержку другим
социальным слоям, не все в России откликаются. Но
через детей, которые учатся в частных школах, мы
можем заняться нравственным воспитанием. Даже
то, что рядом с ними будут обучаться сверстники,
которым очень тяжело, даст ростки сопереживания,
соучастия. И в будущем, сменив на посту маму –
директора супермаркета, папу – учредителя
крупного завода, наши выпускники взглянут на мир
глазами мецената.
Однажды на вручении аттестата мы
пожелали выпускнику с хорошими способностями,
выбравшему серьезный вуз, когда-нибудь
возглавить судостроительную компанию. На что он
неожиданно для всех нас произнес: «Если это
случится, я буду помогать детским домам».
Пусть это пафосно звучит – «воспитывать
меценатов», – но так оно и есть».
Весть о том, что Татьяна Меркулова
приняла в гимназию инвалидов, разнеслась по
городу мгновенно. Стали идти к ней несчастные
родители несчастных детей, получивших запрет
врачей на посещение простой общеобразовательной
школы: примите ребенка – найдем деньги, будем
платить. На тот момент гимназистами считались
шесть больных детей – девочка с церебральным
параличом, мальчик с потерей слуха,
«кардиологические» дети с тяжелой
инвалидностью. Учились бесплатно.
«А когда все чаще начали звонить и
приходить родители маленьких детей, я подумала:
может, действительно в каждый первый
образующийся класс посадить по одному, по два
ребенка?
Мы подружились с руководством
реабилитационного центра «Ромашка», одолжили
списки детей-инвалидов, которым по возрасту пора
поступать в первый класс. Сотни имен!
Остановились на мысли открыть для тех, кто сможет
учиться, подготовительный класс. Позвонили
родителям: «Хотите – приходите, занимайтесь.
После сможете остаться у нас, пойти в
государственную школу или обучаться на дому...»
Учиться к Татьяне Меркуловой привели
около двух десятков детей. Четыре месяца – и 12
малышей она приняла в первый класс гимназии.
Отбор был неминуем. В гимназии углубленные
программы, ребенок, которому с трудом давалось
обучение на подготовительном отделении, не
выдержит гимназической нагрузки.
Но выбранные дети ее
выдерживают и, как уверяет Татьяна Аветовна,
считаются настоящими гимназистами. Под
«настоящими гимназистами» следует понимать и то,
что оправдались самые сокровенные ожидания
родителей: ученики-инвалиды, годами бывшие в
одиночестве, адаптировались в среде ровесников.
«Недавно у нас был фотограф, снимал
фрагменты из гимназической жизни. И на всех
фотографиях дети больные и здоровые вместе. Вот
ребенок в инвалидной коляске ловит мяч, летящий
от бегущего одноклассника. Или, например, дети с
«кардиологией», которым противопоказано ходить
в массовую школу, сидят на диване с учительницей,
слушают, как она им читает, и улыбаются.
Дежурным старшеклассникам не нужно
говорить: «Ребята, помогите коляску перенести на
второй этаж!» Подъехал ребенок к лестнице – наши
добры молодцы тут же его поднимают. Никто над
детьми не смеется, все их любят.
Сейчас, анализируя, приходим к выводу,
что это все гибко вошло в школу. Кажется, как
будто всегда было».
Успехи маленьких инвалидов оцениваются
высоко: красиво пишут, на лету усваивают
иностранный язык, почти все ходят в школьный хор.
Ни один праздник не обходится без них –
посвящение в гимназисты, новогодний спектакль…
Семиклассница с церебральным параличом
участвует в постановках английского школьного
театра, соревнуется во всех школьных конкурсах. И
никто давно не замечает, что девочка страшно
хромает…
Родители благодарны! Не могут поверить:
их ребенок посещает школу, получает хорошие
оценки, дома читает стихи на английском, а упадет
дома ложка во время еды, не даст маме ее поднять
до конца обеда – на занятии по этикету научили.
Скоро откроется мультимедиа-кабинет для
начальной школы.
Учатся тоже все вместе. Расписание
уроков общее, но за условиями нахождения
инвалидов в гимназии директор приглядывает
особо.
Во-первых, во всех четырех первых
классах введена должность дополнительного
педагога. Он называется помощником учителя, а по
сути работает помощником ученика-инвалида. При
посещении американской католической частной
школы Татьяна Меркулова обратила внимание на
молодых женщин, сопровождавших школьников в
инвалидных колясках. Подумала, родители.
Выяснилось, целенаправленно подготовленные
учителя для детей-инвалидов. В Новороссийске их
заменяет специалист с дипломами психолога и
педагога начальной школы. Помощник – совсем не
тот учитель, который стоит у доски перед
двадцатью детьми. Это и репетитор, и мама, и
контролирующий педагог. На первых порах
пребывания в гимназии дети в его помощи очень
нуждались.
Во-вторых, открыта группа
продленного дня – ее изысканно называют
пансионом. Ребята находятся при полном комфорте
до 6–7 вечера. Днем отдыхают в спальне и
занимаются по индивидуальным программам
(посещая такие же уроки, как и другие ученики, они
получают собственные рекомендации от педагогов).
И, наоборот, разрешается посещать в школе
отдельные предметы, а оставшиеся изучать дома с
мамой.
В-третьих, в гимназии есть ставка
диетической сестры. Четырехразовое питание она
подбирает с учетом детских диагнозов: резекция
желудка, врожденный диабет…
У этих детей и свой психолог. Для них
вообще заведен целый штат.
«Мы в состоянии были это сделать, –
говорит директор гимназии. – Прежде чем
составить смету пребывания детей-инвалидов в
школе, я переговорила с родителями –
руководителями крупных предприятий. Они
согласились со мной, что затраты ожидаются
немалые. И никто из них не отказался помогать.
Сделали ремонт, поставили пластиковые окна,
завтра ждем кровати для новой спальни.
Еще мы выиграли городской грант по
благотворительному направлению.
В школе 610 детей. Более
ста из них обучаются бесплатно: дети-инвалиды,
сироты, дети военнослужащих, работников
бюджетной сферы, победители краевых и
республиканских олимпиад. Сумма набегает
большая. Но это нужно делать, потому что
ребенок-инвалид в семье – страшная беда.
Сколько лет мы ни посещаем больных детей
на дому, действовать на психику увиденное не
перестает. Мама имеет образование, а, воспитывая
ребенка-инвалида, не может от него оторваться и
вечером ходит делать уборку за маленькую
зарплату. Все сводится к тому, что живут в нищете.
В Интернете видела ужасающие цифры: по
данным ЮНЕСКО, число детей-инвалидов во всем мире
составляет три процента детской популяции. Я
посетила много стран, смотрела, как и на какие
деньги их обучают. Два года назад ездила в США. И в
государственных, и в частных школах в классе
сидят по два-три инвалида. Материальную заботу
берут на себя муниципалитеты. В России президент
говорит, что нужно уделять особое внимание
детям-инвалидам. И в муниципалитетах могли бы
создавать благотворительные программы, а
государственные школы – в них участвовать.
С одной стороны, государство инвалидов
не забывает: обеспечивает таких детей льготами –
в институт имеют право поступать без экзаменов. С
другой – куда они могут поступать, если дома
сидят, слушают сорок минут приходящую
учительницу и образования не имеют!
У наших гимназистов-инвалидов
разносторонние и глубокие знания, они овладевают
двумя иностранными языками – английский в
расписании стоит пять раз в неделю. Это путь к
профессии. Я собираюсь «выбить» бюджетные места
для таких детей, например, в институте
иностранных языков. Жива буду – обязательно
сделаю…»
Поддержать Татьяну Аветовну есть кому.
Одна дочь работает заместителем, преподает
русский язык и литературу. Вторая – учительница
музыки.
Пятнадцать лет школе – пятнадцать лет у
директора в заместителях по хозяйственной
работе служит сестра. Она художник-график,
окончившая Кубанский государственный
университет, так что к дизайну кабинетов не
придерешься.
Заходя в гимназическую бухгалтерию,
Татьяна Меркулова снова видится с семьей:
любимую дочь-директора встречает 80-летняя
мама-сотрудница.
Педагогический коллектив – 100 учителей
и 40 человек обслуживающего персонала. Звания
«Заслуженный учитель Кубани», «Заслуженный
учитель Российской Федерации», «Почетный
работник» большинство педагогов получили,
работая в гимназии № 1.
Директор по количеству высоких
профессиональных наград от коллег не отстает. А
недавно врученной общественной премией «За
достижения на ниве педагогической деятельности»
в Новороссийске официально признали заслуги
Татьяны Аветовны Меркуловой в благородном,
трудном и неизведанном в нашей стране деле –
считать инвалидов людьми.
…Как в любой большой и дружной семье, у
гимназии есть домашний любимец. Утром на крыльце
дожидается детей собака с преданными глазами.
Восемь лет назад ее нашли сбитой машиной и
умирающей на дороге. Но в гимназии не умеют быть
равнодушными. И теперь она своя в этом добром
доме.
Инна АЛЕЙНИКОВА
По сообщению информационного центра
Правительства Москвы, центр образования
«Технологии обучения» объявил прием в 1–11 классы
детей-инвалидов, желающих получить общее и
среднее образование в дистанционной форме. Среди
курсов дополнительного образования,
предложенных их вниманию, – компьютерная
графика, цифровое видео, интернет-журналистика,
робототехника, основы профессии юриста.
Каждому ученику на время обучения
предоставляется учебное оборудование
(компьютер, сканер, принтер, web-камера),
высокоскоростной доступ в Интернет, возможность
участия в творческих, практикоориентированных
курсах. Организовано психологическое
сопровождение и подготовка к поступлению в
высшие учебные заведения.
Все обучение детей ведется в дистанционной
форме. Образовательная среда организуется на
дому. Имеется возможность организации очных
занятий и консультаций с учителями. При
поступлении в школу все дети проходят
первоначальный курс очного обучения работе на
компьютере – индивидуально или в группах.
Для зачисления в центр родители должны
предоставить администрации документ об
установлении инвалидности и медицинскую справку
об отсутствии противопоказаний к работе на
компьютере, заключить договор на получение
оборудования.