Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2005

Курсы повышения квалификации

Марьяна БЕЗРУКИХ, Валентин СОНЬКИН, Валерия БЕЗОБРАЗОВА

Здоровьесберегающая школа

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Лекция 8

Принципы разработки школьной программы «Образование и здоровье»

Приведенные в предыдущих лекциях материалы дают представление об инфраструктуре и оснащенности современных российских школ, их обеспеченности специалистами, способными поддерживать здоровьесберегающие функции школы. Очевидно, что положение дел в российских учреждениях общего образования в целом далеко от идеального, тем не менее большинство школ так или иначе пытаются организовать системную работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Многие образовательные учреждения приступили к разработке своих программ «Образование и здоровье», однако встречаются на этом пути с множеством организационных и методических проблем. Чтобы обеспечить этим школам научно-методическую помощь, мы на основе анализа данных мониторинга разработали базовую модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях.

Разумеется, в каждом ОУ базовая модель может быть трансформирована в зависимости от актуальных задач, конкретных условий, потребностей и возможностей данного учреждения.

Важнейшим компонентом системной работы является наличие обратной связи, то есть оценки эффективности предпринимаемых мер и их коррекции. Фактически в каждой школе должен быть организован мониторинг, который будет отслеживать состояние дел, выявлять «узкие места» и проблемы, что позволит принимать обоснованные и целенаправленные решения.

Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях состоит из шести блоков.

I блок – здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения:

  • состояние здания и помещений школы, их содержание в соответствии с гигиеническими нормативами;
  • оснащенность учебных классов и кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
  • наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
  • наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
  • организация качественного питания школьников;
  • необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

Необходимо обратить особое внимание на значимость каждой позиции этого блока в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Анализ инфраструктуры школ показал, что совсем не редки случаи, когда школа приобретает дорогостоящее обо рудование для физиотерапии, не имея при этом простейших тренажеров и необходимой гигиенически адекватной мебели для оснащения классов.

II блок – рациональная организация учебного процесса:
  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (в частности, использование только таких методик, которые прошли апробацию и получили поддержку органов управления образованием);
  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов (педагогов, врачей, психологов, физиологов);
  • строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
  • рациональная и соответствующая педагогическим и гигиеническим требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
  • индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление.

Как показало изучение организации учебного процесса и учебной нагрузки, далеко не всегда даже в образовательных учреждениях, выделяющих работу по сохранению и укреплению здоровья в числе приоритетных направлений деятельности, педагоги серьезно относятся к рациональной организации учебного процесса. Это в особенности характерно для лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением ряда предметов.

III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы – включает:

  • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
  • организацию занятий со специальной медицинской группой;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе;
  • организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • создание условий и организацию работы спортивных секций, привлечение к секционным занятиям широкого круга детей основной медицинской группы, организацию специальных занятий для детей подготовительной медицинской группы;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, внутришкольных и межшкольных соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствовать нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет мощным средством сохранения и укрепления здоровья школьников.

К сожалению, резерв физкультурно-оздоровительной работы используется в «типичной» российской школе явно недостаточно. IV блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья:

  • использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);
  • регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений о состоянии здоровья учащихся для каждого педагога;
  • регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями;
  • создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами;
  • привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

Мы намеренно не выделяем в этом и других блоках «лечебную и оздоровительную работу», несмотря на то что почти в 20% школ именно этот вид работы считается одним из основных в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. На наш взгляд, лечебная и оздоровительная работа (с использованием специальных процедур, требующих врачебного назначения, наблюдения и контроля, таких как различные виды массажа, физиотерапии, бальнеотерапии, фитотерапии, ароматерапии, озонотерапии и т.п.) не является функцией образовательного учреждения. Подобная работа может быть дополнительным компонентом в работе, которую ведут медицинские сотрудники образовательного учреждения. V блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование понятий о ценности здоровья и здорового образа жизни (региональный или школьный компонент);
  • лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  • Дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники и т.п.

Проведенные нами исследования показали, что в большинстве школ для просветительско-воспитательной работы используются региональные авторские программы «Уроки здоровья», «Мое здоровье», «Культура здоровья» и т.п., утвержденные региональными органами образования, представляющие собой циклы лекций (или бесед) по разным темам от «Популяризации опыта оздоровления отдельных школьников» до «Безопасных методов контрацепции». Эклектичность, отсутствие системы и специалистов, способных квалифицированно вести беседу с учащимися, вызывают негативное отношение к подобным занятиям и зачастую дают эффект, прямо противоположный желаемому.

Кроме того, мы считаем нецелесообразным и даже вредным использование в практике просветительско-воспитательной работы пропаганды так называемых «нетрадиционных» идей и систем оздоровления («природное оздоровление», любые биодобавки, специфическая организация питания, нетрадиционные и не предписанные врачом диеты и т.п.). Следует понимать, что дети (особенно подростки) готовы к любым экспериментам с собственным здоровьем, они еще не способны оценить влияние предлагаемых им методик, а попытки «иметь идеальную фигуру» или «накачать мышцы» с помощью нетрадиционных методик может отрицательно сказаться и на физическом, и на психическом здоровье. Любые «системы оздоровления» можно применять в школе только под наблюдением квалифицированного врача, несущего полную ответственность за здоровье учащихся. VI блок – организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;
  • приобретение необходимой научно-методической литературы;
  • привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;
  • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, педагогов, врачей и других специалистов, учащихся старших классов, родителей. Функция совета – разработка и реализация школьной программы «Образование и здоровье» с учетом реальных возможностей и потребностей.

Опыт реализации комплексных программ «Образование и здоровье» в ряде регионов России показал, что такая работа начинается с создания общественного совета по здоровью.

В образовательном учреждении в состав такого совета, как правило, входят:

  • руководители (директор, завучи);
  • координаторы образовательных программ формирования культуры здоровья;
  • медицинские работники;
  • учителя биологии, физкультуры и ОБЖ;
  • представители родительского комитета;
  • представители попечительского совета школы;
  • представители учащихся (старшеклассники).

Эффективной формой реализации работы может быть комплексная программа «Образование и здоровье». Вне зависимости от конкретных задач можно выделить следующие концептуальные положения такой программы.

  1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка.
  2. Программа подтверждает особый статус детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
  3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества и консолидации органов образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

В качестве главных задач программы можно выделить:

  1. разработку комплекса мер по охране и укреплению здоровья школьников, реализуемых системой образования;
  2. координацию работы учреждений системы образования и здравоохранения в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей;
  3. координацию работы структур системы образования и соцзащиты, создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
  4. создание системы общественной поддержки программы, оценки ее результатов с помощью средств массовой информации, общественных и профессиональных организаций.

При этом в рамках общих положений и общих задач каждое учреждение (регион) может на основе предварительного мониторинга и выделения своих приоритетов намечать собственные актуальные задачи (и изменять их по ходу реализации программы).

Целевые программы «Образование и здоровье» позволяют создавать инновационный потенциал, обеспечивать принципиальное изменение ситуации, оперативно решать возникающие проблемы и расширять имеющиеся возможности комплексной системной работы по охране и укреплению здоровья.

Для выбора наиболее актуальных направлений целевой программы «Образование и здоровье», а также для проверки ее эффективности необходимо провести тщательное обследование образовательного учреждения, которое включает оценку: здоровьесберегающего потенциала, здоровьесберегающей деятельности, эффективности здоровьесберегающей деятельности.

Сочетание этих трех категорий позволяет достаточно точно охарактеризовать положение дел в конкретном образовательном учреждении и наметить реальную программу действий, способную повысить здоровьесберегающую составляющую образовательного процесса. В приведенной ниже таблице «Экспертиза системы работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся» вы найдете 27 вариантов экспертных заключений, одно из которых может быть приложимо к вашей школе.

Рейтинг@Mail.ru