Марьяна БЕЗРУКИХ, Валентин СОНЬКИН, Валерия БЕЗОБРАЗОВА
Здоровьесберегающая школа
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Лекция 8
Принципы разработки школьной программы «Образование и здоровье»
Приведенные в предыдущих лекциях материалы дают представление об инфраструктуре и оснащенности современных российских школ, их обеспеченности специалистами, способными поддерживать здоровьесберегающие функции школы. Очевидно, что положение дел в российских учреждениях общего образования в целом далеко от идеального, тем не менее большинство школ так или иначе пытаются организовать системную работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Многие образовательные учреждения приступили к разработке своих программ «Образование и здоровье», однако встречаются на этом пути с множеством организационных и методических проблем. Чтобы обеспечить этим школам научно-методическую помощь, мы на основе анализа данных мониторинга разработали базовую модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях.
Разумеется, в каждом ОУ базовая модель может быть трансформирована в зависимости от актуальных задач, конкретных условий, потребностей и возможностей данного учреждения.
Важнейшим компонентом системной работы является наличие обратной связи, то есть оценки эффективности предпринимаемых мер и их коррекции. Фактически в каждой школе должен быть организован мониторинг, который будет отслеживать состояние дел, выявлять «узкие места» и проблемы, что позволит принимать обоснованные и целенаправленные решения.
Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях состоит из шести блоков.
I блок – здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения:
- состояние здания и помещений школы, их содержание в соответствии с гигиеническими нормативами;
- оснащенность учебных классов и кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
- наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
- наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
- организация качественного питания школьников;
- необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).
Необходимо обратить особое внимание на значимость каждой позиции этого блока в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Анализ инфраструктуры школ показал, что совсем не редки случаи, когда школа приобретает дорогостоящее обо рудование для физиотерапии, не имея при этом простейших тренажеров и необходимой гигиенически адекватной мебели для оснащения классов.
II блок – рациональная организация учебного процесса:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (в частности, использование только таких методик, которые прошли апробацию и получили поддержку органов управления образованием);
- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов (педагогов, врачей, психологов, физиологов);
- строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
- рациональная и соответствующая педагогическим и гигиеническим требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.
Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление.
Как показало изучение организации учебного процесса и учебной нагрузки, далеко не всегда даже в образовательных учреждениях, выделяющих работу по сохранению и укреплению здоровья в числе приоритетных направлений деятельности, педагоги серьезно относятся к рациональной организации учебного процесса. Это в особенности характерно для лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением ряда предметов.
III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы – включает:
- полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
- организацию занятий со специальной медицинской группой;
- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе;
- организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- создание условий и организацию работы спортивных секций, привлечение к секционным занятиям широкого круга детей основной медицинской группы, организацию специальных занятий для детей подготовительной медицинской группы;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, внутришкольных и межшкольных соревнований, олимпиад, походов и т.п.).
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствовать нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет мощным средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
К сожалению, резерв физкультурно-оздоровительной работы используется в «типичной» российской школе явно недостаточно.
IV блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья:
- использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);
- регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений о состоянии здоровья учащихся для каждого педагога;
- регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями;
- создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами;
- привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
Мы намеренно не выделяем в этом и других блоках «лечебную и оздоровительную работу», несмотря на то что почти в 20% школ именно этот вид работы считается одним из основных в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. На наш взгляд, лечебная и оздоровительная работа (с использованием специальных процедур, требующих врачебного назначения, наблюдения и контроля, таких как различные виды массажа, физиотерапии, бальнеотерапии, фитотерапии, ароматерапии, озонотерапии и т.п.) не является функцией образовательного учреждения. Подобная работа может быть дополнительным компонентом в работе, которую ведут медицинские сотрудники образовательного учреждения.
V блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни:
- внедрение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование понятий о ценности здоровья и здорового образа жизни (региональный или школьный компонент);
- лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- Дни здоровья, конкурсы, спортивные праздники и т.п.
Проведенные нами исследования показали, что в большинстве школ для просветительско-воспитательной работы используются региональные авторские программы «Уроки здоровья», «Мое здоровье», «Культура здоровья» и т.п., утвержденные региональными органами образования, представляющие собой циклы лекций (или бесед) по разным темам от «Популяризации опыта оздоровления отдельных школьников» до «Безопасных методов контрацепции». Эклектичность, отсутствие системы и специалистов, способных квалифицированно вести беседу с учащимися, вызывают негативное отношение к подобным занятиям и зачастую дают эффект, прямо противоположный желаемому.
Кроме того, мы считаем нецелесообразным и даже вредным использование в практике просветительско-воспитательной работы пропаганды так называемых «нетрадиционных» идей и систем оздоровления («природное оздоровление», любые биодобавки, специфическая организация питания, нетрадиционные и не предписанные врачом диеты и т.п.). Следует понимать, что дети (особенно подростки) готовы к любым экспериментам с собственным здоровьем, они еще не способны оценить влияние предлагаемых им методик, а попытки «иметь идеальную фигуру» или «накачать мышцы» с помощью нетрадиционных методик может отрицательно сказаться и на физическом, и на психическом здоровье. Любые «системы оздоровления» можно применять в школе только под наблюдением квалифицированного врача, несущего полную ответственность за здоровье учащихся.
VI блок – организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:
- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;
- приобретение необходимой научно-методической литературы;
- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;
- создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, педагогов, врачей и других специалистов, учащихся старших классов, родителей. Функция совета – разработка и реализация школьной программы «Образование и здоровье» с учетом реальных возможностей и потребностей.
Опыт реализации комплексных программ «Образование и здоровье» в ряде регионов России показал, что такая работа начинается с создания общественного совета по здоровью.
В образовательном учреждении в состав такого совета, как правило, входят:
- руководители (директор, завучи);
- координаторы образовательных программ формирования культуры здоровья;
- медицинские работники;
- учителя биологии, физкультуры и ОБЖ;
- представители родительского комитета;
- представители попечительского совета школы;
- представители учащихся (старшеклассники).
Эффективной формой реализации работы может быть комплексная программа «Образование и здоровье». Вне зависимости от конкретных задач можно выделить следующие концептуальные положения такой программы.
- Программа призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка.
- Программа подтверждает особый статус детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
- Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества и консолидации органов образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.
В качестве главных задач программы можно выделить:
- разработку комплекса мер по охране и укреплению здоровья школьников, реализуемых системой образования;
- координацию работы учреждений системы образования и здравоохранения в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей;
- координацию работы структур системы образования и соцзащиты, создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
- создание системы общественной поддержки программы, оценки ее результатов с помощью средств массовой информации, общественных и профессиональных организаций.
При этом в рамках общих положений и общих задач каждое учреждение (регион) может на основе предварительного мониторинга и выделения своих приоритетов намечать собственные актуальные задачи (и изменять их по ходу реализации программы).
Целевые программы «Образование и здоровье» позволяют создавать инновационный потенциал, обеспечивать принципиальное изменение ситуации, оперативно решать возникающие проблемы и расширять имеющиеся возможности комплексной системной работы по охране и укреплению здоровья.
Для выбора наиболее актуальных направлений целевой программы «Образование и здоровье», а также для проверки ее эффективности необходимо провести тщательное обследование образовательного учреждения, которое включает оценку: здоровьесберегающего потенциала, здоровьесберегающей деятельности, эффективности здоровьесберегающей деятельности.
Сочетание этих трех категорий позволяет достаточно точно охарактеризовать положение дел в конкретном образовательном учреждении и наметить реальную программу действий, способную повысить здоровьесберегающую составляющую образовательного процесса. В приведенной ниже таблице «Экспертиза системы работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся» вы найдете 27 вариантов экспертных заключений, одно из которых может быть приложимо к вашей школе.
|