Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2005

Книжная полка

Гордон Драйден, Джаннетт Вос
РЕВОЛЮЦИЯ В ОБУЧЕНИИ

М.: ООО «Парвинэ»

Согласитесь, «Революция в обучении» – название более чем амбициозное.

Однако первая же страница, раскрытая наугад, подкупает читателя. Модель средней школы Маунт Эджкамб в г.Ситка штата Аляска – государственной школы-интерната, где учатся 210 учеников и преподают 13 учителей. Большинство и тех и других – представители коренных народностей. За несколько лет, став «альтернативной» экспериментальной площадкой, школа превратилась в одну из лучших в стране, почти все ее выпускники получают высшее образование.

Основные принципы, на которых основана образовательная модель «алеутского чуда», таковы:

  • преподаватели и учащиеся совместно управляют школой;
  • первая неделя каждого учебного года посвящена повышению самооценки;
  • преподаватели на 90% становятся помощниками учеников;
  • ученики определяют критерии дисциплины и сами следят за ней;
  • все осваивают клавиатуру и используют компьютеры;
  • классы работают без надзора и т.п.

Продолжив знакомство с книгой, я нашла еще несколько интереснейших моделей образования – совершенно различных (по географическим координатам, концепциям и стилю работы), но одинаково беспроигрышных. Средние школы Фрейберг и Тикипунга из Новой Зеландии; движение «СуперКэмп», распространившееся от Калифорнии до Сингапура, «Программа для отстающих учеников», разработанная учеными из Филадельфии, – авторы отобрали их на основе главного критерия: адекватности современному глобальному миру и «зонам ближайшего развития» человечества.

«Школа должна стать общественным ресурсным центром, работающим без выходных и каникул и предоставляющим услуги для людей любого возраста». Вы согласны с этой позицией? Тогда прочитайте эту книгу, несмотря на ее очевидные «твердолобо-американские» издержки. На обложке, например, помещен анонс: «Как бегло прочесть эту книгу за 30 минут». Это действительно сделать нетрудно, так как все четные страницы оформлены как постеры и презентуют в предельно сжатом и доходчивом виде самые яркие идеи, которые так и просятся на школьные стенды или в SMS-ки. Эта книга в электронном формате отлично «ляжет» в ваш компьютер или сотовый телефон; ее можно читать порциями, выбирая главы, помогающие решить сегодняшние задачи (разделить учеников по стилю обучения или применить самые результативные методики работы с отстающими; в конце концов, просто подобрать хороший эпиграф для семинара...).

Если же вы решили проштудировать «Революцию в обучении» от корки до корки, то приготовьтесь к подробному описанию всей «революционной ситуации»: от обзора основных тенденций мирового развития и различных вариантов слияния бизнеса и образования до рекомендаций по использованию музыки в преподавании. Однако столь широкий диапазон радикальных решений объединяется общим пафосом перехода к другому образованию – как «технологии производства» нового – цифрового и глобального – человечества.

Американские эксперты уже сравнили книгу Драйдена и Вос с «Шоком будущего» А. Тоффлера и «Семью навыками высокоэффективных людей» С. Кови. И это кажется мне справедливым – в отношении масштабности охвата, а особенно суггестивного заряда.

Мария КАЛУЖСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru