Средняя общеобразовательная школа № 3
города Лангепаса – учреждение, ориентированное
на адаптивную педагогическую систему. Здесь
стремятся создать условия для реализации
основных функций адаптивной школы:
ориентационной, коррекционной,
реабилитационной, стимулирующей,
предупреждающей.
В программе развития ОУ – сформировать
условия для самостоятельного выбора каждым
ребенком своей стратегии поведения, направлений
самореализации. Понимание этого стало для
коллектива школы первым шагом к разработке
проекта «Новое образование: интеграция
основного общего и дополнительного
образования».
В реальной практике образования
сегодня сужен опыт взаимодействия школьников в
разных социальных группах, опыт разных форм
деятельности. Это не обеспечивает социальную
мобильность как требование современного
социума. И потому перед нашей школой встала
задача соответствия времени, востребованности у
заказчиков (детей, родителей) и повышения
качества образовательных услуг.
Проведя «ревизию» возможностей своих
учителей и их профессиональных навыков, мы
выделили такие параметры, как:
– работа с проектами;
– владение навыками прикладного
творчества (особенно в начальных классах, где
образовательная область «технология»
реализуется непродуктивно для развивающих
целей);
– изменение содержания образования в
образовательных областях с активно
деятельностным характером обучения;
– интеграция труда и ИЗО, прикладного
искусства и ИЗО, русского и иностранных языков и
прикладного творчества с точки зрения
оптимизации личностно ориентированного подхода
к отбору содержания, формам построения учебного
процесса, организации образовательной среды.
На основе анализа этих позиций мы
пришли к выводу, что один из путей решения
подобных задач на ином уровне – построение
курсов на гибкой проектной основе.
После этого выяснили запросы детей, и
оказалось, что занятие творческой деятельностью
является приоритетным у 60% школьников.
Таким образом, стало очевидно, что для
решения таких проблем ресурсов школы на
сегодняшний день явно недостаточно. Начав, стали
искать ресурсы, изучать опыт интеграции
основного и дополнительного образования и
увидели выход в создании сети или, на первых
порах, элементов сетевого взаимодействия школы и
ЦДО.
Наш проект «вырос» на основе
существующей модели в образовании России – это
тесное взаимодействие с одним или несколькими
учреждениями ДО, когда школа и ДО разрабатывают
совместную программу деятельности и при этом
возрастает роль программ и специалистов ЦДО. Но
это стало лишь точкой отсчета. Ведь у нашей школы
появилась другая, более важная задача –
объединяя ресурсы двух учреждений, создать новую
образовательную среду, среду деятельностную.
Школа и ЦДО – две образовательные
структуры (регламентированная,
стандартизированная и свободная,
образовательная). Система школьного образования,
ориентированная на знания, и система
дополнительного образования, ориентированная на
«проживание» знаний. Знания, получаемые детьми в
школе, носят нормативный характер. В системе же
дополнительного образования дети получают
предметные знания, которые становятся средством
для реализации индивидуальных проектов,
замыслов. Переход от одного типа знаний к другому
и есть та самая проблемная ситуация, которую мы
пытаемся решить в рамках данного
образовательного проекта.
Чтобы ответить на вопрос, как
осуществить переход от одного типа действия к
другому, необходимо понять, на каком действии
строится школьное пространство, а на каком –
пространство дополнительного образования. Мы
понимаем, что это различие требует
дополнительных научных исследований, и надеемся
на помощь ученых. Но уже на эмпирическом уровне
понятно, что интеграция образовательного
пространства школы с ЦДО делает его многомерным,
выводя из трехмерного «зуновского»
пространства.
Нам кажется, что практика сетевого
взаимодействия может решить поставленную
задачу. Осмысление этого положения, осознание
того, что мы будем объединять и зачем, можно
определить как второй шаг к интегративной
образовательной программе или новому
образованию.
Опыт сотрудничества с ЦДО,
разнообразные формы взаимодействия (уроки
хореографии, театральная студия, участие наших
детей в творческих проектах, выставках,
посещение кружков), подтвердил, что у нас есть
некоторые основания, концептуальные и
содержательные, для разработки совместной
программы. Заинтересованность ЦДО в этом шаге
тоже присутствует, так как его коллектив
педагогов решает ту же проблему – преодоление
замкнутости образовательного пространства.
У нас наметились новые условия
появления программы: мотивация педагогов и
школьников, создание пространств локальных
изменений (совместные образовательные
инициативы педагогов школы и ЦДО) и попытка
системного внедрения этих изменений в жизнь
школы. Определилась и функция программы –
зафиксировать и придать реальность новому
содержанию образования. В результате «родился»
проект «Новое образование: интеграция основного
общего и дополнительного образования школы и
центра дополнительного образования «Радуга». Он
был разработан при научно-образовательном
сопровождении НОЦ «Институт инноваций в
образовании» Томского государственного
университета. В прошлом учебном году у нас прошла
разработка и апробация интегративной программы
в рамках проекта, которая состоит из трех
модулей.
Модули интегративной образовательной
программы
Модуль 1. Интеграция предметного
содержания (межпредметная)
Интегрированные предметные
образовательные программы для 3–5–6–7 классов.
Программа «Родное слово» (3 класс).
Идея: «проживание» учебной темы через
иллюстрирование текста, творческие пробы на
занятиях прикладного искусства. Интеграция
базового курса образовательной области
«Филология», «Технология» в начальной школе и
факультативного курса прикладного творчества
«Лепка. Иллюстрирование художественных
произведений».
Программа «Культура народов: немецкий
язык» (6–7 классы).
Идея: сопровождение разработки
детских образовательных проектов на материалах
немецкого языка, культуры разных народов,
прикладного творчества. Курс объединяет:
школьный курс иностранного языка 6–7 классов;
курсы прикладного искусства: «Роспись по ткани.
Батик», курс «Фитодизайн», курс «Традиции и
обычаи народностей Севера».
Программа «Народное искусство России»
(5 классы).
Идея: система погружений в прикладное
искусство через мастерские в рамках курса ИЗО.
Модель реализации: погружение, проявление
инициатив, выбор видов работы, планирование и
разворачивание работы мастерской: мастерские –
представление результатов работы
«мастерской»–выставки – рефлексия проделанной
работы. В реализации принимают участие 7
педагогов школы и ЦДО. Мастерские, реализуемые в
программе, – художественная лепка, роспись по
дереву, лоскутная пластика, вышивка, резьба по
дереву, вязание.
Модуль 2. Интеграция форм
деятельности (взаимодействие образовательных
систем общего и дополнительного образования)
Программа «Школьный бал» (1–4 классы).
Идея: «выращивание» культуры бала,
совместное проектирование с детьми, подготовка
«антуража» в мастерских и студиях (театральная
студия). Модель реализации: тематические
образовательные события – интегративные уроки
– мастерские, хореография (подготовка к балу) –
тематические долгосрочные коллективные
воспитательные проекты с опорой на предметы:
чтение, введение в историю, рисование и
художественный труд в начальной школе.
Модуль 3. Система работы с детской
образовательной инициативой (интеграция
профессиональных позиций), сопровождение
детских инициатив
Идея: включение учащихся в проектную
деятельность на материале прикладного
творчества и учебных предметов.
В реализации интегративной программы
участвует 21 педагог. Диагностика показала, что
выросли мотивация детей, проявление творческой
инициативы и самостоятельности и – как
результат – повышение качества обучения.
В 2005/2006 учебном году мы внедряем
проектные разработки в образовательный процесс.
У нас появилась дополнительная возможность
расширения образовательной среды: один из
дворовых клубов Лангепаса присоединен к школе,
наша сеть растет. Предстоит огромная работа по
коррекции программы, мониторингу и описанию всей
работы. Но первые три шага к новому образованию
сделаны. Теперь необходимо думать, как двигаться
дальше.
Вера АНИСИМОВА,
заместитель директора по методической работе
МОУ СОШ № 3, г. Лангепас, Тюменская область