Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2005

Технологии

Три шага к «новому образованию»

Опыт сетевого взаимодействия

Средняя общеобразовательная школа № 3 города Лангепаса – учреждение, ориентированное на адаптивную педагогическую систему. Здесь стремятся создать условия для реализации основных функций адаптивной школы: ориентационной, коррекционной, реабилитационной, стимулирующей, предупреждающей.

В программе развития ОУ – сформировать условия для самостоятельного выбора каждым ребенком своей стратегии поведения, направлений самореализации. Понимание этого стало для коллектива школы первым шагом к разработке проекта «Новое образование: интеграция основного общего и дополнительного образования».

В реальной практике образования сегодня сужен опыт взаимодействия школьников в разных социальных группах, опыт разных форм деятельности. Это не обеспечивает социальную мобильность как требование современного социума. И потому перед нашей школой встала задача соответствия времени, востребованности у заказчиков (детей, родителей) и повышения качества образовательных услуг.

Проведя «ревизию» возможностей своих учителей и их профессиональных навыков, мы выделили такие параметры, как:

– работа с проектами;

– владение навыками прикладного творчества (особенно в начальных классах, где образовательная область «технология» реализуется непродуктивно для развивающих целей);

– изменение содержания образования в образовательных областях с активно деятельностным характером обучения;

– интеграция труда и ИЗО, прикладного искусства и ИЗО, русского и иностранных языков и прикладного творчества с точки зрения оптимизации личностно ориентированного подхода к отбору содержания, формам построения учебного процесса, организации образовательной среды.

На основе анализа этих позиций мы пришли к выводу, что один из путей решения подобных задач на ином уровне – построение курсов на гибкой проектной основе.

После этого выяснили запросы детей, и оказалось, что занятие творческой деятельностью является приоритетным у 60% школьников.

Таким образом, стало очевидно, что для решения таких проблем ресурсов школы на сегодняшний день явно недостаточно. Начав, стали искать ресурсы, изучать опыт интеграции основного и дополнительного образования и увидели выход в создании сети или, на первых порах, элементов сетевого взаимодействия школы и ЦДО.

Наш проект «вырос» на основе существующей модели в образовании России – это тесное взаимодействие с одним или несколькими учреждениями ДО, когда школа и ДО разрабатывают совместную программу деятельности и при этом возрастает роль программ и специалистов ЦДО. Но это стало лишь точкой отсчета. Ведь у нашей школы появилась другая, более важная задача – объединяя ресурсы двух учреждений, создать новую образовательную среду, среду деятельностную.

Школа и ЦДО – две образовательные структуры (регламентированная, стандартизированная и свободная, образовательная). Система школьного образования, ориентированная на знания, и система дополнительного образования, ориентированная на «проживание» знаний. Знания, получаемые детьми в школе, носят нормативный характер. В системе же дополнительного образования дети получают предметные знания, которые становятся средством для реализации индивидуальных проектов, замыслов. Переход от одного типа знаний к другому и есть та самая проблемная ситуация, которую мы пытаемся решить в рамках данного образовательного проекта.

Чтобы ответить на вопрос, как осуществить переход от одного типа действия к другому, необходимо понять, на каком действии строится школьное пространство, а на каком – пространство дополнительного образования. Мы понимаем, что это различие требует дополнительных научных исследований, и надеемся на помощь ученых. Но уже на эмпирическом уровне понятно, что интеграция образовательного пространства школы с ЦДО делает его многомерным, выводя из трехмерного «зуновского» пространства.

Нам кажется, что практика сетевого взаимодействия может решить поставленную задачу. Осмысление этого положения, осознание того, что мы будем объединять и зачем, можно определить как второй шаг к интегративной образовательной программе или новому образованию.

Опыт сотрудничества с ЦДО, разнообразные формы взаимодействия (уроки хореографии, театральная студия, участие наших детей в творческих проектах, выставках, посещение кружков), подтвердил, что у нас есть некоторые основания, концептуальные и содержательные, для разработки совместной программы. Заинтересованность ЦДО в этом шаге тоже присутствует, так как его коллектив педагогов решает ту же проблему – преодоление замкнутости образовательного пространства.

У нас наметились новые условия появления программы: мотивация педагогов и школьников, создание пространств локальных изменений (совместные образовательные инициативы педагогов школы и ЦДО) и попытка системного внедрения этих изменений в жизнь школы. Определилась и функция программы – зафиксировать и придать реальность новому содержанию образования. В результате «родился» проект «Новое образование: интеграция основного общего и дополнительного образования школы и центра дополнительного образования «Радуга». Он был разработан при научно-образовательном сопровождении НОЦ «Институт инноваций в образовании» Томского государственного университета. В прошлом учебном году у нас прошла разработка и апробация интегративной программы в рамках проекта, которая состоит из трех модулей.

Модули интегративной образовательной программы

Модуль 1. Интеграция предметного содержания (межпредметная)

Интегрированные предметные образовательные программы для 3–5–6–7 классов.

Программа «Родное слово» (3 класс).

Идея: «проживание» учебной темы через иллюстрирование текста, творческие пробы на занятиях прикладного искусства. Интеграция базового курса образовательной области «Филология», «Технология» в начальной школе и факультативного курса прикладного творчества «Лепка. Иллюстрирование художественных произведений».

Программа «Культура народов: немецкий язык» (6–7 классы).

Идея: сопровождение разработки детских образовательных проектов на материалах немецкого языка, культуры разных народов, прикладного творчества. Курс объединяет: школьный курс иностранного языка 6–7 классов; курсы прикладного искусства: «Роспись по ткани. Батик», курс «Фитодизайн», курс «Традиции и обычаи народностей Севера».

Программа «Народное искусство России» (5 классы).

Идея: система погружений в прикладное искусство через мастерские в рамках курса ИЗО. Модель реализации: погружение, проявление инициатив, выбор видов работы, планирование и разворачивание работы мастерской: мастерские – представление результатов работы «мастерской»–выставки – рефлексия проделанной работы. В реализации принимают участие 7 педагогов школы и ЦДО. Мастерские, реализуемые в программе, – художественная лепка, роспись по дереву, лоскутная пластика, вышивка, резьба по дереву, вязание.

Модуль 2. Интеграция форм деятельности (взаимодействие образовательных систем общего и дополнительного образования)

Программа «Школьный бал» (1–4 классы).

Идея: «выращивание» культуры бала, совместное проектирование с детьми, подготовка «антуража» в мастерских и студиях (театральная студия). Модель реализации: тематические образовательные события – интегративные уроки – мастерские, хореография (подготовка к балу) – тематические долгосрочные коллективные воспитательные проекты с опорой на предметы: чтение, введение в историю, рисование и художественный труд в начальной школе.

Модуль 3. Система работы с детской образовательной инициативой (интеграция профессиональных позиций), сопровождение детских инициатив

Идея: включение учащихся в проектную деятельность на материале прикладного творчества и учебных предметов.

В реализации интегративной программы участвует 21 педагог. Диагностика показала, что выросли мотивация детей, проявление творческой инициативы и самостоятельности и – как результат – повышение качества обучения.

В 2005/2006 учебном году мы внедряем проектные разработки в образовательный процесс. У нас появилась дополнительная возможность расширения образовательной среды: один из дворовых клубов Лангепаса присоединен к школе, наша сеть растет. Предстоит огромная работа по коррекции программы, мониторингу и описанию всей работы. Но первые три шага к новому образованию сделаны. Теперь необходимо думать, как двигаться дальше.

Вера АНИСИМОВА,
заместитель директора по методической работе
МОУ СОШ № 3, г. Лангепас, Тюменская область

Рейтинг@Mail.ru