От науки – к «театру»
Отчет-эссе о российско-британском семинаре
«Проблемы привлечения молодежи в науку»
В Москве состоялся семинар, который был инициирован Российским отделением Британского совета. Его основной задачей было сформировать стратегический план действий и мероприятий на ближайшие несколько лет в области школьного образования и его сотрудничества с научными организациями. В частности, наметить программу сотрудничества для Российского отделения Британского совета по проблеме привлечения молодежи в науку*.
Думаю, стоит отметить тот факт, что с российской стороны на семинаре не было никого из Министерства образования и науки России, что вызвало некоторое удивление британских коллег. Наши органы управления образованием представлял лишь начальник отдела науки Министерства образования и науки Самар¬ской области Владимир Соколов. В то время как со стороны Британии участие в меро¬приятии приняли два представителя государственных органов управления образованием.
Дело не в деньгах
В ходе встречи четко обозначились проблемы, интересующие обе стороны, их симптомы и подходы к решению. По словам главного научного советника правительства Великобритании сэра Дэвида Кинга, «деньги важны, но самое главное – привлечь молодежь в науку». Среди основных проблем, обозначенных в ходе дискуссии, были неприглядная динамика в области естествознания и инжиниринга и «утечка мозгов». Выступавшие британские коллеги также заметили, что подавляющая часть из тех выпускников колледжей, которые все-таки идут в естественно-научную сферу, поступает на медицинские и технологические направления, но не на физические, химические или математические.
Может быть, мы имеем дело с нормальным, естественным процессом, в ход которого не стоит и вмешиваться? На этот вопрос сэр Дэвид Кинг дал такой ответ: «Мы теряем стратегические инициативы и лидерство в этих направлениях. Их занимают другие страны». В Соединенном Королевстве в этом видят ни много ни мало угрозу национальной безопасности.
И потому, по словам Д.Кинга, «хотят «поставить» науку на коммерческие рельсы, научить студентов бизнесу, коммерции». В Англии существует фонд «Передача знаний», поддерживающий проекты студентов и молодых ученых, активно работают многие частные фонды, например Фонд Нафилд. Значительная часть финансирования знаменитых Оксфорда и Кембриджа также поступает от их бывших выпускников.
Однако, как подчеркнули британские коллеги, те вложения, которые делаются, недостаточны для решения всех проблем.
«Сито» и «невод»
В анализе проблем, рассматриваемых на семинаре, можно выделить много общего между Россией и Великобританией. Но в вопросе подхода к решению этих проблем видны четкие различия. Образно можно обозначить их как «сито» и «невод». У нас практикуется первый метод, за морем – второй.
В одном из российских выступлений говорилось о том, что в работе с талантливой молодежью основной упор делается на систему олимпиад – городских, региональных, международных. Успехи, конечно, внушительные. Но система олимпиад и есть как раз то самое «сито», когда на каждой стадии отбираются так называемые таланты. А это значит, что основная масса учащихся остается за бортом.
В докладе Владимира Головнера, лауреата конкурса «Учитель года Москвы», был представлен любопытный проект, схожий с проектами Великобритании, – «Межрегиональные экологические и естественно-научные экспедиции школьников России». Но стоит уточнить, что со стороны школ в этом проекте участие принимают победители конкурса «Учитель года». Таким образом, налицо все то же самое «сито». Основная масса опять остается в стороне.
Подход английских коллег принципиально отличается от российского. По словам представителей британ¬ской делегации, их основная задача – охватить как можно больший круг молодежи с целью привлечения ее к науке. При этом работа сориентирована таким образом, что к ученым и в различные научные организации идут не школы с протянутой рукой, а наоборот – ученые приходят в школы, забрасывая свой невод.
Очень хорошо этот подход был обозначен в докладе Роберта Хилла «Привлечение подрастающего поколения в науку с помощью астрономии». Суть подхода в том, что четыре составляющих общества, окружающих школу, – ученые, бизнес, правительственные органы, СМИ – во¬влекаются в ту или иную программу.
Ученые. В последнее время широкое распространение в Англии получило движение «Посланцы науки». В его рамках известные ученые и успешные студенты ездят по стране с лекциями, посещают школы и, выступая перед учащимися, рассказывают о достижениях в области той или иной науки и ее перспективах.
Разумеется, не каждый ученый или студент может в популярной форме, на доступном языке прочесть лекцию и интересно преподнести научную информацию. Поэтому для решения такой проблемы создаются базы данных ученых и студентов, уже имеющих положительный опыт.
Бизнес все активнее участвует в финансовой поддержке программ, ориентированных на привлечение широкого круга молодежи в науку. И такие крупные корпорации, как British Petroleumи и Volvo, довольно часто упоминались в выступлениях британских коллег.
Чиновники. Департаменты образования начали включаться в процесс разработки программ поддержки науки и образования и различных проектов, активизирующих школы и университеты. «К настоящему времени у нас разработано около семидесяти подобных программ, – сказала представитель министерства образования Великобритании Салли Смит. – Наиболее важная из них – программа STEM, объединяющая такие направления, как наука, технология, инженерия, математика. Эта междисциплинарная программа разработана с целью более эффективного координирования существующих инициатив, цель которых в том, чтобы поощрять молодежь к изучению научно-технических дисциплин, инженерного дела и математики и обеспечивать успешное взаимодействие этих инициатив.
СМИ. Здесь было отмечено, что работа по части привлечения СМИ к проблемам образования является одинаково слабым звеном как в российском, так и в британ¬ском подходе. И пока активно используются лишь возможности Интернета.
Создается множество сайтов, реализующих программы взаимного сотрудничества школьников и студентов из многих стран мира. Известен интернет-журнал школьных исследований (www.sci-journal.org), главным редактором которого работает директор постдипломного педагогиче¬ского образования университета г. Саутгемптона Патрик Фуллик. Аналогичный интернет-журнал (www.sced.nnov.ru) ведет и Алексей Беленов (НИРО, г. Нижний Новгород).
Опыт и пути сотрудничества
Представитель МГТУ им. Баумана Людмила Резчикова рассказала об одном из проектов университета, в рамках которого создана и работает школа, где и директор, и завуч, и учителя являются студентами вуза. Ее учебные программы согласованы с вузом и Департаментом образования Москвы. Этот проект представляется весьма любопытным именно в вопросе популяризации науки среди школьников. Ведь контакт со студентом, особенно недавно окончившим школу, порой бывает более продуктивным, чем многочасовая речь учителя или представителя вуза о том, как здорово учиться именно в том или ином вузе.
Ребекка Крофорд из Глазго представила программу SETpoint, которая работает вместе с учителями, помогая им расширить рамки школьной программы с помощью занятий, привлекающих внимание учащихся к изучению технологии и математики. Особый акцент в программе делается на тех видах деятельности, которые помогают «постигать» науку в увлекательной форме, рассматривают практическое применение научных разработок и стимулируют исследовательский подход. Увлекательность формы обучения в том, что в рамках программы действует «Театр науки». В этом «театре» не боле пяти постоянных сотрудников. В распоряжении группы – бывший военный трейлер, превращенный в класс-лабораторию. «Театр» путешествует по миру, показывая детям занимательные опыты и приглашая к их обсуждению. По словам Ребекки Крофорд, в некоторых городах «труппа» показывает свои опыты прямо в общественных местах (в магазинах, на площадях, в торговых центрах), привлекая внимание и детей, и родителей. К работе в «театре» активно привлекаются студенты. Интересно и то, что демонстрацию и обсуждение, например физических опытов и явлений, проводят химики или биологи, а химических – физики. При этом «театр» получает средства от институтов, которые включают эту статью расхода в свои заявки на бюджет.
Роберт Хилл представил действующий проект «Все о Вселенной», согласно которому школьники в любое время суток могут наблюдать ночное небо. Участие в этом проекте принимают учащиеся всего мира. И, по словам господина Хилла, в прошлом году проект начал реализоваться и в санкт-петербургской Пулковской обсерватории.
Был также высказан ряд предложений, направленных на расширение совместной деятельности британской и российской сторон. Среди наиболее интересных можно отметить следующие:
- разработать международный сайт по программе STEM и другим подобным проектам;
- создать объединенную базу данных увлекательных проблемных задач и задач исследовательского характера;
- предложить вузам активнее проводить миссионер¬скую работу в школах;
- попробовать сделать совместные (двусторонние) проекты исследований, например «Перелетные птицы»;
- Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга пригласила британских школьников, занимающихся исследовательской работой, к участию в ежегодной конференции «Гимназические чтения»;
- организовать интернет-конференцию британских и российских школьников.
Денис ПОРОХОВ,
Ассоциация гимназий г. Санкт-Петербурга
* В Великобритании под наукой понимают только комплекс естественно-научных дисциплин (прим. автора).
|