Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2005

Модернизация

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Химлабо». Производственная компания «Химлабо» предлагает по выгодной цене приобрести качественное учебное оборудование для кабинетов химии, физики и биологии. Разработанное высококлассными специалистами и методистами ведущих отечественных ВУЗов оборудование от компании «Химлабо» позволит из любого школьного кабинета создать настоящую учебную лабораторию. Подробнее ознакомиться с предлагаемыми товарами, прочесть отзывы других покупателей и заказать поставку учебного оборудования онлайн можно на официальном сайте компании «Химлабо», который располагается по адресу http://www.himlabo.ru

Уроки говорящей стены

В 1970-х годах в общем образовании началось внедрение информационных технологий. В начале 90-х процесс информатизации российских школ проходил наиболее активно. Потом опять были спады, взлеты… Одно точно – компьютерные технологии никогда больше не покидали школы, что для множества компаний выделило учебные заведения в особый фронт работ.

«Шоумен» с дипломом учителя

Новость о появлении шестого поколения интерактивных досок с воодушевлением восприняли в десятках стран, где они распространяются. И только в России директора школ порадовались разве что из солидарности: им не проверить, что экран доски увеличился, дизайн обновился, а справочная система стала удобнее, – не с чем сравнивать. Разжиться бы первым поколением интерактивного оборудования!.. И тем не менее, по статистике, 50 процентов поставок досок на российском рынке – в образовании. Значит, есть счастливчики…

Канадская компания SMART Technologies Inc., выпускающая чудо-доски SMART-board, повышает мотивацию учеников и облегчает труд учителя. Доска – это огромный экран компьютера, а вместо мыши – палец или специальный фломастер. Преподаватель готовится к уроку, используя свой обычный компьютер, а перед началом урока просто подключает его к доске. Программное обеспечение включает набор картинок и шаблонов для уроков математики, литературы и естествознания – от миллиметровой бумаги и нотной тетради до карты Африки. Обсуждения в классе теперь не канут в Лету – ученики пишут на доске комментарии и ответы, которые в конце занятия сохраняются для дальнейшего изучения. Дети пальцем управляют буквами, цифрами, словами или картинками.

В проекте – интерактивные стены учебных кабинетов и школьных коридоров. Стена заговорит языком знаний.


Дети пальцем управляют буквами,
цифрами, словами или картинками

В США доски SMART-board есть в школах каждого штата. Президент Мексики взялся поставить это оборудование во все пятые и шестые классы школ страны. В Китае, где в классе собирается до 50 человек, такая доска – спасение для учителя: внимание абсолютно всех его подопечных сконцентрировано на задании. Клиенты SMART – Гарвардский и Оксфордский университеты, Пентагон, Американская учительская федерация, концерн BMW, NASA.

Какова же вероятность того, что любая школа России введет в обиход интерактивные доски? По крайней мере финансовых препятствий к этому нет никаких, утверждает исполнительный директор Фонда поддержки российского учительства Сергей Сафронов:

– У нас изменилась эпоха – мы живем в век цифровых технологий. Изменились дети. Изменились ожидания от образования. Школа – первый шаг к конкурентоспособности на рынке труда.

Изменился учитель. Он мотор, двигатель этого процесса. Но зарплата его не привлекает. Следовательно, люди идут в учительскую профессию ради профессиональной реализации. И творчество – тот самый механизм, который позволит учителям не быть «урокодателями», а проявлять педагогические таланты. А сегодня творчество невозможно без информационных технологий. Новое оборудование позволяет творить.

«Учитель года» Евгений Славгородский – учитель не информатики, а русского языка и литературы. Признаться, не самый технически грамотный специалист. Но с полученным призом – цифровой лабораторией – разобрался за одну ночь. Представил компьютерную презентацию, использовал лазерную указку, посылал сообщения в компьютеры учеников. Новая среда позволяет учителю создать маленькое шоу взамен того, чтобы встать у доски, взять мел и повесить наглядное пособие.

Сейчас говорится о кризисе клас¬сно-урочной системы, о том, что урок в классе ограничивает возможности человека. Можно взять те же самые ноутбуки и пойти на природу провести урок биологии. Или передвигаться по школе, объединяться в учебные группы.

И проблема не в том, что у нас в школах нет компьютеров. На эту тему есть анекдот. Приходит комиссия проверять, как используется компьютерная техника в начальной школе. «Дети, – обращается к ученикам учитель, – посмотрите на компьютеры и давайте их посчитаем: одна штука, две, три…» Нужен другой учитель – соответствующий вызовам времени, идущий на шаг впереди учеников. Для того чтобы это произошло, нужна другая система повышения квалификации. И в первую очередь мы должны заинтересовать тех, кто обучает учителей, – методистов, тьюторов. А они объяснят педагогу, что появился инструмент профессиональной реализации.

Цены нового оборудования пусть школы не пугают. Бюджет выделяет на школьное оснащение значительные средства. Фонд поддержки российского учительства максимально собирает информацию от производителей о самых подходящих для совершенствования учительской профессии продуктах. После передает ее учредителям, среди которых Федеральное агентство по образованию. Тогда при формировании закупок оборудования министерские комиссии выбирают из лучших образцов. Таким образом фонд поддерживает учительство как некое сословие, которое мы мечтаем видеть профессиональным, ярким и имеющим почет сообразно его роли в нашем обществе. Государство не воплотит фразу «все лучшее – детям», если сперва не обеспечит лучшим учителя.

Также власти рассматривают интерес к разного рода информационным технологиям со стороны конкретных учебных заведений. Не дожидаясь подарков от власти, в ряде школ «осиливают» покупку оборудования родители и попечители (например, воспользовавшись грантом на первую покупку, приобретают интерактивную доску за две тысячи евро). И власть всех уровней, видя эти запросы, не может их не учитывать.

Все под контролем

Гимназия № 56 г. Санкт-Петербурга испытывала потребность в создании единой информационной системы, поддерживающей административные процессы школы. Компания «Digital Design» разработала и внедрила в гимназии автоматизированную систему поддержки административной работы, о чем рассказали ее представители на московской конференция компании «Microsoft» «Образование в XXI веке».

Любая школа не откажется от базы данных об учениках, родителях, педагогах и прочих ресурсах школы и бы¬строго к ней доступа. С ее помощью можно смотреть сведения об учениках, контролировать успеваемость, распределять учеников на гуманитариев и «технарей», понять навыки каждого ученика и в зависимости от этого дать ему дополнительное образование или перевести на домашнее обучение.

У администрации и учителей свободного времени не хватает: уроки, совещания… И они ждут инструментарий, который значительно уменьшит затраты времени на выполнение рутинных операций, связанных, например, с составлением учебного плана, распределением учебной нагрузки. Система автоматизировала процесс учета движения учеников, формирования классов.


Министр А.Фурсенко, вручая цифровую лабораторию
«Учителю года», не мог скрыть радости, что одной школой,
богатой хорошим оборудованием, стало больше

Учителя получают от системы удобные для них фильтры по различной информации. Там же есть информация о собственной нагрузке. Готовясь к родительским собраниям, во взаимодействии с чиновниками, при отправке детей на олимпиады, при формировании программ они без труда получают нужные сведения.

Те же данные требуются школьной администрации, но по классам и параллелям. Помимо этого директор получает информацию о сотрудниках, видит общую картину с предметами и факультативами.

В этом инструменте разработчики учли пожелания автоматизировать школьную бухгалтерию. С нового года автоматизация бухгалтерии становится еще более актуальной. Бухгалтерия формирует зарплатные ведомости на основании данных, хранящихся в системе.

Система имеет перспективы: взаимодействие между школами, координация работы школ управлениями образования, связь учебных заведений с другими организациями...

Следующая большая акция «Microsoft» прошла в Красноярске. Узнать об инициативах компании, адресованных образовательному сообществу Красноярского края, пришли, в числе прочих, руководители учебных заведений. Они делились опытом и анализировали возникающие проблемы вместе с коллегами.

Во время «Дней Microsoft» большое внимание уделялось вопросам работы и развития программы «Microsoft IT Academy» в регионах: на второй день конференции организовали семинар для школ, участвующих в программе. Она действует в России с прошлого года. Учебные заведения проводят обучение согласно международным стандартам по современным технологиям с целью приобретения профессиональных знаний и навыков. В настоящее время в этой программе зарегистрировано около 200 участников по всей Российской Федерации. В Краснояр¬ске члены школьных администраций участвовали в обсуждении организации процесса обучения и сертификации учащихся – от профессионального освоения пакетов приложений для переносных и настольных компьютеров до подготовки компьютерных профессионалов по широкому перечню специальностей.

Кроме того, участники мероприятия ознакомились с образовательными продуктами «Microsoft». Посетителям была представлена русская версия решения для управления процессом обучения в школах – Microsoft Class Server 4.0. Новинка позволяет управлять учебным контентом и процессом обучения. С ней участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом в рамках одной системы: руководителей, методистов, преподавателей и учащихся. Открытая архитектура подходит для интеграции с продуктами иных разработчиков программного обеспечения.

Малыши не видят цели

Министерство образования и науки РФ и Высшая школа экономики в бюллетене «Мониторинг экономики образования» публикуют цифры, отражающие использование информационных технологий в образовании.

По мнению авторов, важнейшими показателями, характеризующими качественную сторону процесса внедрения информационных технологий в образование, являются цели ИКТ, которые ставят перед собой школьные педагоги и руководители, и образовательные результаты, ожидаемые благодаря информатизации.

Проведенные исследования (см. табл.) показали, что необходимость приобретения начальных навыков работы с компьютером признается большинством участ¬ников опроса (лишь 13 процентов респондентов оценили эту цель как малозначащую), тогда как по использованию Интернета в образовании мнения решительно разделились (примерно равные количества респондентов присвоили этой цели высокую и низкую значимость).

Роль ИКТ в улучшении качества образования частично характеризует оценки двух других целей. По значимости выполнения интерактивных самостоятельных работ мнения опрошенных разделились примерно поровну. Несколько яснее оценки другой общей цели: развития навыков самостоятельной работы. Тех, кто признает это весьма значимым, вдвое больше по сравнению с теми, для кого это не имеет значения.

Значимость целей применения ИКТ в различных классах оценивается по-разному. Так, в начальной школе обучение работе на компьютере признали важным 23 процента опрошенных, а малозначимым 21. Чем старше ученики, тем глубже осознание значимости этой цели: из старшеклассников 53 процента респондентов дают высокую оценку этому направлению и лишь 7 процентов считают его не важным.

Из этих данных можно также сделать выводы о приоритетности тех или иных целей на разных ступенях общего образования. В принципе тенденция общая: приобретение компьютерной грамотности считается самым важным на всех ступенях обучения; вторым по значимости признается развитие навыков самостоятельной работы. Однако абсолютные показатели для разных ступеней общеобразовательной школы различаются весьма существенно. Судя по представленным оценкам, в старших классах цели использования ИКТ разнообразнее: помимо компьютерной грамотности 46 процентов придают большое значение развитию навыков самостоятельной работы, примерно по трети респондентов считают весьма значимым другие цели. Чем младше учащиеся, тем менее важно для них использование ИКТ для любых целей.

Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru