Управляющий хор
Как начать делиться властью
Никак не получается идти в ногу со
временем. Пока Россия как диковинку воспринимает
распределение полномочий между директором школы
и коллегиальным органом, мир без слез расстался с
этой архаичной системой управления и, напротив,
экзотикой считает отсутствие управляющего
совета.
С управляющим советом (УС)
формируется другая культура школьной жизни. Те
управленцы, которые готовы открыть своей школе
новые горизонты, собрались в Москве на
межрегиональную конференцию «Управляющие
советы образовательных учреждений: расширение
общественного участия в управлении школой».
«На первом заседании был сплошной крик!»
Стандартная поселковая школа, только
что пережившая период реструктуризации.
Отдышаться бы от этого перерождения, но место
действия – Калининградская область: регион, где
директоров призывают примерять на школу все
новое, чтобы не пропустить подходящее
предложение. 176 учеников директора школы
поселка Борское Гвардейского района Татьяны
Литвинчук – участники разнообразных
экспериментов: испытывают на прочность
региональный компонент, занимаются
предпрофильной подготовкой, пробуют профильное
обучение… А год назад Татьяна Николаевна
взялась за создание управляющего совета. По ее
мнению, УС до сих пор находится в стадии
становления.
– Насколько неожиданным для вас
стало внедрение новой системы управления школой?
– Мы благодарны московской Академии
повышения квалификации работников образования и
нашему калининградскому ИПК. Они знакомят с тем,
что такое УС, всех желающих: директоров, учителей,
родителей, детей… И мы взялись за создание
совета лишь после того, как разобрались, чем
будут заниматься все эти группы людей.
Одновременно со мной учились
представители десяти школ. Но пока только я
создала УС. Сейчас «дозрели» еще две школы. Мне
кажется, нужно в это прыгнуть, как в реку, и
побарахтаться. Когда все у нас только начиналось,
мне задали вопрос: зачем тебе это надо? Ты
успешный директор, твоя школа участвует в
нескольких экспериментах, ее знают на уровне
Москвы... А я ответила: да жить стало интереснее,
со мной рядом единомышленники.
«Я готова поделиться властью,
чтобы моя школа стала лучше,
краше и счастливее»
|
– Но вы же не могли заранее
знать, что повезет работать в окружении
сторонников. Может быть, это и отпугивает других
директоров от УС?
– Я, конечно, надеялась, что после
выборов в совет буду работать с людьми, чьи
мнения не пойдут вразрез с моим. Но гарантировать
этого никто не мог. Более того, родители,
например, сразу дали понять, что в случае
несогласия поблажек мне не ждать. Когда на
начальном этапе я убеждала их в целесообразности
создания УС, они молча выслушали меня, потом один
из родителей встал: «Татьяна Николаевна, дайте
нам обсудить по классам, нужно ли это». Два часа я
сидела в пустом зале. Они вернулись и сказали: «Мы
будем участвовать в выборах в управляющий совет.
Мы же имеем право поставить вопрос перед
учредителем, чтобы вас сняли, если вдруг вы нас
заведете не туда?»
Мне нечего скрывать. Я сразу показала
по смете, чем располагаем, и просила совета. Я
готова поделиться властью, чтобы моя школа стала
лучше, краше и счастливее.
Наш управляющий совет – это родители,
учителя, представители учредителя, ребята.
Каждый из них приходит с тем, что хотелось бы ему
видеть в школе. Я как директор имею такое же право
голоса. И на заседании управляющего совета мы
находим общее решение. Если голоса разделятся 50
на 50, то право решающего голоса у председателя УС,
которым, к слову, не может быть работник школы.
– За что УС взялся в первую
очередь?
– Все четыре заседания носили
организационный характер.
На первом – «Роль управляющего
совета» – стояла, объясняла. Затем мы утверждали
положение об УС, избирали секретаря УС. На
остальных рассматривали и утверждали план
работы УС и его комиссий. У нас действуют
временные комиссии – для проведения отдельных
мероприятий – и постоянные:
организационно-педагогическая (за нее отвечает
учитель), финансово-хозяйственная (руководит
мама-бухгалтер), спортивно-оздоровительная
(возглавляет мама-врач), информационно-досуговая
(работу комиссии организует ученица) и
социально-правовая (под руководством судьи).
Когда согласовывали учебный план, то
увидели, на какую активность способны наши
ученики! Я двадцать минут поднимала руку, прежде
чем они разрешили мне выступить. «Мы вас всегда
внимательно слушаем, – говорят. – Дайте и нам
слово сказать». Пришли на заседание важные, с
папкой. На предложения педсовета ответили
собственными предложениями об элективах и
кружках.
Дети проявили заинтересованность еще
на этапе выборов. Были подписные листы, жаркие
дебаты! Чтобы быть избранным, школьникам
пришлось потрудиться. И, несмотря на то что мы
планировали выбирать в члены УС одних
представителей 10 – 11-х классов, убедительнее
остальных была восьмиклассница – ее и выбрали.
– Собираетесь подводить итоги
года?
– Мы уже сидели и подсчитывали «плюсы»
и «минусы».
К победам относим то, что управляющий
совет – это коллектив единомышленников.
Рады активности детей.
Учимся слушать друг друга. Да, все еще
учимся. Но с началом работы не сравнить: на первом
заседании был сплошной крик!
Сейчас работаем над созданием сети УС
района.
К «минусам» относим слабую инициативу
со стороны общественности и недостаточный опыт.
К счастью, мне повезло познакомиться с хорошими
людьми по всей России. Трубку поднимаю, звоню:
«Подскажите, помогите. Или позовите своего
председателя управляющего совета – пусть с
нашим пообщается...».
– Без чего, по-вашему, УС не
появится в школе?
– Мое глубокое убеждение, что
образовательному учреждению нужно создать свою
нормативную базу: переработать устав,
сформулировать положение об УС, внести изменения
в положения о педсовете и родительском комитете.
В уставе раздел об управлении школой полностью
изымается и заменяется.
Основное новшество – это положения об
управляющем совете, о работе секретаря, ведении
делопроизводства в УС.
– Татьяна Николаевна, ваши слова
сомневающимся коллегам...
– Проще всего – отрицать. А я как
хозяйка говорю: любое блюдо нужно попробовать, а
потом сказать – вкусно или нет.
Да и жизнь сама все расставляет по
местам. Был у нас совет школы – не удался. Совет
управляющий, думаю, приживется.
Красноярский край по
количественному и качественному показателю
управляющих советов продвинулся дальше других
регионов. На конференции мнение красноярцев об
эксперименте звучало так же весомо, как и слова
специально приглашенного гостя – председателя
Ассоциации управляющих советов из Англии.
Владимир МИНОВ, начальник отдела
систем управления Агентства общего образования
администрации Красноярского края:
– Мне не очень нравится, что
обсуждение целесообразности введения в школе
управляющего совета сводится к тому, можно ли
снять учительницу, убрать директора, – ведь тем
самым мы начинаем строить нечто конфликтное.
Управляющий совет – интересная штука. Люди
задумались о том, что у них происходит. Совет
занимается всеми сторонами жизни школьного
сообщества. Люди начинают разговаривать,
договариваться, понимать друг друга, искать
наилучшие пути. В селе Тюльково (прежде
известного тем, что в 1890 году крестьяне на свои
деньги построили школу) один член УС был против
вхождения школы в работу по профилизации. И совет
вынужден был с ним «возиться». Но пока
«возились», разобрались в проблеме и согласились
с этим человеком.
Управляющий совет – не группа заседающих в
кабинете директора. Для нас это знак
переустройства системы управления. Больше не
надо держать в голове картину: начальник
принимает решения, а бедные родители, как овец на
заклание, тащат в школу детей. У нас в крае лучшие
директора берутся за УС. Зачем им это? Затем, что
они ставят такие задачи, которые им самим не под
силу решить при существующей системе
руководства школой. |
Кто научит?
В соответствии с принятой общей
моделью и базовыми нормативными документами
членами управляющих советов
обещеобразовательных учреждений могут стать
представители различных уровней
образовательного процесса, общественности,
органов местного самоуправления и т. д. Прежде
всего:
1) родители (законные представители)
обучающихся (избираются в управляющий совет от
родителей данной школы);
2) директор школы (входит в совет по
должности, но не может занимать пост его
председателя);
3) представитель учредителя
(назначается учредителем общеобразовательного
учреждения);
4) сотрудники (преимущественно
педагогические работники) школы (избираются в УС
от сотрудников данной школы);
5) обучающиеся старшей ступени школы
(избираются в УС от обучающихся);
6) представители общественности,
местного сообщества, спонсоры, деятели науки,
культуры и др. (кооптируются в состав
управляющего совета).
Всем этим группам требуется система
специального обучения. Минобрнауки и Высшая
школа экономики разработали образовательную
программу «Подготовка общественных управляющих
для работы в школьных УС». Задача организации
обучения столь разнообразных контингентов
обучающихся для отечественной образовательной
практики не только актуальная, но и в достаточной
мере новая и нестандартная.
Программа предназначена для обучения
двух крупных целевых групп взрослых участников
школьных УС.
Первая группа – общественные
управляющие, не являющиеся профессионалами
сферы образования (родители, кооптируемые члены
совета).
Вторая группа – профессиональные
работники образования, входящие в управляющие
советы по должности, назначаемые учредителями
общеобразовательных учреждений или избранные в
советы от сотрудников (руководители
общеобразовательных учреждений, учителя,
управленцы и методисты муниципальных
образовательных систем и др.).
Выделенные целевые группы существенно
отличаются друг от друга, поэтому при подготовке
к реализации программы на местах важно иметь в
виду особенности и потребности для максимальной
эффективности.
Вариативная составляющая содержания
обучения школьных управляющих из числа
профессионалов включает в себя вопросы,
связанные с формированием у школьных
администраторов и педагогов представлений и
знаний о следующих вещах:
значение общественного участия в
управлении школой;
взаимодействие педагогических
работников с общественными управляющими;
зарубежный опыт такого
взаимодействия;
типичные ошибки во взаимоотношениях
профессионалов и общественных управляющих в УС;
возможности и ограничения в области
влияния управляющего совета на решение
профессиональных вопросов (содержание
образования, качество образовательных
результатов и преподавания, методы преподавания,
общения учителя с учащимися, оценка труда
учителя);
и др.
Среди вопросов содержания обучения
обозначены нормативно-правовые и
организационные основы создания УС;
организационные вопросы его деятельности;
педагогические стороны в работе управляющего
совета; организационно-педагогические;
экономические...
Проводить обучение предлагается на
базе существующих учреждений системы
дополнительного профессионального образования
и опорных общеобразовательных учреждений,
являющихся носителями интересного опыта в
собственной школе или в рамках выездных
семинаров на базе санаториев и пансионатов.
Вопрос кадрового обеспечения тоже
решен в нескольких вариантах. Для проведения
занятий в рамках программы привлекаются
преподаватели вузов и учреждений системы
повышения квалификации работников образования,
работники местных администраций, юристы,
специалисты органов управления образованием и
их методических служб, директора и члены
школьной администрации, члены действующих
управляющих советов и представители местного
сообщества.
Обучаться предлагается очно и
дистанционно.
Эта образовательная программа и
сопровождающие ее учебно-методические материалы
распространяются в шести российских регионах –
Республика Карелия, Красноярский край, Москва
(Южный административный округ), Московская,
Тамбовская и Ярославская области.
Инна АЛЕЙНИКОВА
|