Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2005

Школа и общество

Управляющий хор

Как начать делиться властью

Никак не получается идти в ногу со временем. Пока Россия как диковинку воспринимает распределение полномочий между директором школы и коллегиальным органом, мир без слез расстался с этой архаичной системой управления и, напротив, экзотикой считает отсутствие управляющего совета.

С управляющим советом (УС) формируется другая культура школьной жизни. Те управленцы, которые готовы открыть своей школе новые горизонты, собрались в Москве на межрегиональную конференцию «Управляющие советы образовательных учреждений: расширение общественного участия в управлении школой».

«На первом заседании был сплошной крик!»

Стандартная поселковая школа, только что пережившая период реструктуризации. Отдышаться бы от этого перерождения, но место действия – Калининградская область: регион, где директоров призывают примерять на школу все новое, чтобы не пропустить подходящее предложение. 176 учеников директора школы поселка Борское Гвардейского района Татьяны Литвинчук – участники разнообразных экспериментов: испытывают на прочность региональный компонент, занимаются предпрофильной подготовкой, пробуют профильное обучение… А год назад Татьяна Николаевна взялась за создание управляющего совета. По ее мнению, УС до сих пор находится в стадии становления.

– Насколько неожиданным для вас стало внедрение новой системы управления школой?

– Мы благодарны московской Академии повышения квалификации работников образования и нашему калининградскому ИПК. Они знакомят с тем, что такое УС, всех желающих: директоров, учителей, родителей, детей… И мы взялись за создание совета лишь после того, как разобрались, чем будут заниматься все эти группы людей.

Одновременно со мной учились представители десяти школ. Но пока только я создала УС. Сейчас «дозрели» еще две школы. Мне кажется, нужно в это прыгнуть, как в реку, и побарахтаться. Когда все у нас только начиналось, мне задали вопрос: зачем тебе это надо? Ты успешный директор, твоя школа участвует в нескольких экспериментах, ее знают на уровне Москвы... А я ответила: да жить стало интереснее, со мной рядом единомышленники.


«Я готова поделиться властью,
чтобы моя  школа стала лучше,
краше и счастливее»

– Но вы же не могли заранее знать, что повезет работать в окружении сторонников. Может быть, это и отпугивает других директоров от УС?

– Я, конечно, надеялась, что после выборов в совет буду работать с людьми, чьи мнения не пойдут вразрез с моим. Но гарантировать этого никто не мог. Более того, родители, например, сразу дали понять, что в случае несогласия поблажек мне не ждать. Когда на начальном этапе я убеждала их в целесообразности создания УС, они молча выслушали меня, потом один из родителей встал: «Татьяна Николаевна, дайте нам обсудить по классам, нужно ли это». Два часа я сидела в пустом зале. Они вернулись и сказали: «Мы будем участвовать в выборах в управляющий совет. Мы же имеем право поставить вопрос перед учредителем, чтобы вас сняли, если вдруг вы нас заведете не туда?»

Мне нечего скрывать. Я сразу показала по смете, чем располагаем, и просила совета. Я готова поделиться властью, чтобы моя школа стала лучше, краше и счастливее.

Наш управляющий совет – это родители, учителя, представители учредителя, ребята. Каждый из них приходит с тем, что хотелось бы ему видеть в школе. Я как директор имею такое же право голоса. И на заседании управляющего совета мы находим общее решение. Если голоса разделятся 50 на 50, то право решающего голоса у председателя УС, которым, к слову, не может быть работник школы.

– За что УС взялся в первую очередь?

– Все четыре заседания носили организационный характер.

На первом – «Роль управляющего совета» – стояла, объясняла. Затем мы утверждали положение об УС, избирали секретаря УС. На остальных рассматривали и утверждали план работы УС и его комиссий. У нас действуют временные комиссии – для проведения отдельных мероприятий – и постоянные: организационно-педагогическая (за нее отвечает учитель), финансово-хозяйственная (руководит мама-бухгалтер), спортивно-оздоровительная (возглавляет мама-врач), информационно-досуговая (работу комиссии организует ученица) и социально-правовая (под руководством судьи).

Когда согласовывали учебный план, то увидели, на какую активность способны наши ученики! Я двадцать минут поднимала руку, прежде чем они разрешили мне выступить. «Мы вас всегда внимательно слушаем, – говорят. – Дайте и нам слово сказать». Пришли на заседание важные, с папкой. На предложения педсовета ответили собственными предложениями об элективах и кружках.

Дети проявили заинтересованность еще на этапе выборов. Были подписные листы, жаркие дебаты! Чтобы быть избранным, школьникам пришлось потрудиться. И, несмотря на то что мы планировали выбирать в члены УС одних представителей 10 – 11-х классов, убедительнее остальных была восьмиклассница – ее и выбрали.

– Собираетесь подводить итоги года?

– Мы уже сидели и подсчитывали «плюсы» и «минусы».

К победам относим то, что управляющий совет – это коллектив единомышленников.

Рады активности детей.

Учимся слушать друг друга. Да, все еще учимся. Но с началом работы не сравнить: на первом заседании был сплошной крик!

Сейчас работаем над созданием сети УС района.

К «минусам» относим слабую инициативу со стороны общественности и недостаточный опыт. К счастью, мне повезло познакомиться с хорошими людьми по всей России. Трубку поднимаю, звоню: «Подскажите, помогите. Или позовите своего председателя управляющего совета – пусть с нашим пообщается...».

– Без чего, по-вашему, УС не появится в школе?

– Мое глубокое убеждение, что образовательному учреждению нужно создать свою нормативную базу: переработать устав, сформулировать положение об УС, внести изменения в положения о педсовете и родительском комитете. В уставе раздел об управлении школой полностью изымается и заменяется.

Основное новшество – это положения об управляющем совете, о работе секретаря, ведении делопроизводства в УС.

– Татьяна Николаевна, ваши слова сомневающимся коллегам...

– Проще всего – отрицать. А я как хозяйка говорю: любое блюдо нужно попробовать, а потом сказать – вкусно или нет.

Да и жизнь сама все расставляет по местам. Был у нас совет школы – не удался. Совет управляющий, думаю, приживется.

Красноярский край по количественному и качественному показателю управляющих советов продвинулся дальше других регионов. На конференции мнение красноярцев об эксперименте звучало так же весомо, как и слова специально приглашенного гостя – председателя Ассоциации управляющих советов из Англии.

Владимир МИНОВ, начальник отдела систем управления Агентства общего образования администрации Красноярского края:

– Мне не очень нравится, что обсуждение целесообразности введения в школе управляющего совета сводится к тому, можно ли снять учительницу, убрать директора, – ведь тем самым мы начинаем строить нечто конфликтное. Управляющий совет – интересная штука. Люди задумались о том, что у них происходит. Совет занимается всеми сторонами жизни школьного сообщества. Люди начинают разговаривать, договариваться, понимать друг друга, искать наилучшие пути. В селе Тюльково (прежде известного тем, что в 1890 году крестьяне на свои деньги построили школу) один член УС был против вхождения школы в работу по профилизации. И совет вынужден был с ним «возиться». Но пока «возились», разобрались в проблеме и согласились с этим человеком.

Управляющий совет – не группа заседающих в кабинете директора. Для нас это знак переустройства системы управления. Больше не надо держать в голове картину: начальник принимает решения, а бедные родители, как овец на заклание, тащат в школу детей. У нас в крае лучшие директора берутся за УС. Зачем им это? Затем, что они ставят такие задачи, которые им самим не под силу решить при существующей системе руководства школой.

Кто научит?

В соответствии с принятой общей моделью и базовыми нормативными документами членами управляющих советов обещеобразовательных учреждений могут стать представители различных уровней образовательного процесса, общественности, органов местного самоуправления и т. д. Прежде всего:

1) родители (законные представители) обучающихся (избираются в управляющий совет от родителей данной школы);

2) директор школы (входит в совет по должности, но не может занимать пост его председателя);

3) представитель учредителя (назначается учредителем общеобразовательного учреждения);

4) сотрудники (преимущественно педагогические работники) школы (избираются в УС от сотрудников данной школы);

5) обучающиеся старшей ступени школы (избираются в УС от обучающихся);

6) представители общественности, местного сообщества, спонсоры, деятели науки, культуры и др. (кооптируются в состав управляющего совета).

Всем этим группам требуется система специального обучения. Минобрнауки и Высшая школа экономики разработали образовательную программу «Подготовка общественных управляющих для работы в школьных УС». Задача организации обучения столь разнообразных контингентов обучающихся для отечественной образовательной практики не только актуальная, но и в достаточной мере новая и нестандартная.

Программа предназначена для обучения двух крупных целевых групп взрослых участников школьных УС.

Первая группа – общественные управляющие, не являющиеся профессионалами сферы образования (родители, кооптируемые члены совета).

Вторая группа – профессиональные работники образования, входящие в управляющие советы по должности, назначаемые учредителями общеобразовательных учреждений или избранные в советы от сотрудников (руководители общеобразовательных учреждений, учителя, управленцы и методисты муниципальных образовательных систем и др.).

Выделенные целевые группы существенно отличаются друг от друга, поэтому при подготовке к реализации программы на местах важно иметь в виду особенности и потребности для максимальной эффективности.

Вариативная составляющая содержания обучения школьных управляющих из числа профессионалов включает в себя вопросы, связанные с формированием у школьных администраторов и педагогов представлений и знаний о следующих вещах:

  • значение общественного участия в управлении школой;

  • взаимодействие педагогических работников с общественными управляющими;

  • зарубежный опыт такого взаимодействия;

  • типичные ошибки во взаимоотношениях профессионалов и общественных управляющих в УС;

  • возможности и ограничения в области влияния управляющего совета на решение профессиональных вопросов (содержание образования, качество образовательных результатов и преподавания, методы преподавания, общения учителя с учащимися, оценка труда учителя);

  • и др.

Среди вопросов содержания обучения обозначены нормативно-правовые и организационные основы создания УС; организационные вопросы его деятельности; педагогические стороны в работе управляющего совета; организационно-педагогические; экономические...

Проводить обучение предлагается на базе существующих учреждений системы дополнительного профессионального образования и опорных общеобразовательных учреждений, являющихся носителями интересного опыта в собственной школе или в рамках выездных семинаров на базе санаториев и пансионатов.

Вопрос кадрового обеспечения тоже решен в нескольких вариантах. Для проведения занятий в рамках программы привлекаются преподаватели вузов и учреждений системы повышения квалификации работников образования, работники местных администраций, юристы, специалисты органов управления образованием и их методических служб, директора и члены школьной администрации, члены действующих управляющих советов и представители местного сообщества.

Обучаться предлагается очно и дистанционно.

Эта образовательная программа и сопровождающие ее учебно-методические материалы распространяются в шести российских регионах – Республика Карелия, Красноярский край, Москва (Южный административный округ), Московская, Тамбовская и Ярославская области.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru