Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2005

Позиция

Права-невидимки

На далекой планете в результате непродуманных экспериментов физиков происходит глобальная экологическая катастрофа. У жителей планеты только один звездолет для спасения. И они выбирают, что туда погрузить: замечательные результаты научных изысканий, потрясающие картины или что-то еще… В конце концов руководство планеты принимает решение. Исходя из неустаревающей формулы «дети – наше будущее», они сажают на звездолет одних детей… Это братья Стругацкие. А вот – депутат Госдумы Олег Смолин:
«Не дай нам Бог какую-нибудь катастрофу, но если бы она нас постигла, я не уверен, что в нашей стране поступили бы так же...»

В Государственной Думе прошли общественные слушания «Образование глазами родителей». Желающих высказаться пришло столько, что на думском паспортном контроле собралась неожиданная для данного места очередь.

Жизнеутверждающих выступлений прозвучало мало. Можно сказать, их почти не было. Представители родительской общественности как один говорили о том, что школа не имеет и не хочет иметь контакта с семьей. Только экономические связи, по известным причинам, налажены хорошо, а обучение и воспитание – вотчина учителя, завуча и директора. Ребенок в результате этого – под «перекрестным огнем» убеждений взрослых.

Но, что особенно важно, сотрудничеству семьи и школы в полной мере не помогает российское законодательство. Желание родителей действовать увязает в общих словах документов – права налицо, а попробуй-ка воспользоваться ими... И отсутствие конкретики в итоге снова бьет по детям – государство не защищает их от некачественного образования, непрофессионального педагога, плохого воспитания...

Сегодня страницы «Управления школой» служат площадкой для вы¬сказываний родителей. Тем самым мы предлагаем вам, заместителям директора, точку зрения, вполне возможно никогда не рассматриваемую вами. Может, в сочетании с вашим знанием особенностей образовательного и воспитательного процессов родится компромисс, который будет полезнее размытых законов...

Лариса ПАВЛОВА, президент Некоммерческого партнерства ¬«Родительский комитет»:

– Наша организация шестой год специализируется на вопросах анализа ситуации, сложившейся с семейной и образовательной политикой, здравоохранением, и связана она непосредственно с защитой интересов семьи и ребенка.

К сожалению, на многие вопросы, на которые хотелось бы ответить «да», я сегодня отвечаю «нет». Решает ли политика вопросы образования? Укрепила ли система образования традиционные ценности, в том числе качество образования? Созданы ли механизмы участия родителей в системе образования? Нет. Традиционное ценности скорее разрушены, нежели сохранены. Родительское мнение не учитывается. Права родителя не реализуются в должной мере. А ведь мы, родители, хотим воспитать физически и нравственно здорового ребенка, дать ему качественное образование, для того чтобы он имел более широкий выбор в жизни.

Открываем статью 52 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Конституцию – и там видим, на что имеет право родитель: выбирать формы обучения, образовательные учреждения, принимать участие в управлении образовательным учреждением… Но родитель зачастую не имеет реальных гарантий осуществления своих прав. То есть в нашем Законе «Об образовании» отсутствуют механизмы их защиты. И человек не чувствует себя уверенно в школе. Родитель, как правило, пасует и перед учителем, и перед директором. Почему пасует? Потому что его ребенок стал, по сути дела, заложником. Если у родителя не сложились нормальные взаимоотношения с педагогическим коллективом, то практически нет гарантии того, что ученик не будет ущемлен. Я не имею в виду «физически»: мы сталкиваемся со случаями психического насилия, а оно не менее опасно…

Часто уходит из обсуждения вопрос содержания образования. Я хочу обратить особое внимание на то, что именно оно является тем серьезным фактором, который даст нам возможность иметь нравственно и физически здоровых детей. А пока наполняемость, содержание предмета оставляют желать лучшего. Это искаженные факты истории, недостаточный по количеству часов русский язык и литература. Читаются непонятные лекции: «Родительский комитет» столкнулся с тем, что одиннадцатилетних детей запирали в классе и навязывали им методики ухода в астрал. Появились «граждановедение», «основы безопасности жизнедеятельности», которые, по существу, учат безнравственности. Мы были просто поражены, когда открыли учебник по ОБЖ и увидели целую главу о… сексуальных упражнениях. Это что за учебники такие принимаются к преподаванию в школе?! Чему учат наших детей?

Огромную роль в определении этого могут играть родители. Права на участие в образовательном процессе, в управлении образованием зафиксированы в уставе школы, в Законе «Об образовании». Но вместе с тем родителям необходимо с боем это право завоевывать…

Одна из функций школы – воспитание. В вопросах воспитания родители по закону имеют преимущественное право. Но где вы видели, чтобы школа согласовывала действия с родителями? Это проявляется только в форме вызова родителя и «накачивания» его о неуспеваемости или плохом поведении ученика.

На возражения родителей ответ неизменен: «Не нравится – уходите». Наверное, можно уйти в городе Москве. Но в маленьких городах исключено перевести ребенка в другую школу. И что мы имеем? Мы имеем нарушение конституционного права на доступность образования, потому что школьнику навязывают то, против чего возражают родители.

Как родителям выразить протест? Один в поле не воин. Понимание необходимости совместных усилий и образовало наш «Родительский комитет».

Клара МАНСУРОВА, председатель общественного движения ¬«Родительская забота»:

– Родители делятся на три категории.

Представителей первой из них большинство. Им совершенно все равно, что делается в школе, они абсолютно инертны. Эти взрослые возложили на плечи учителей и обучение, и воспитание своих детей.

Родителей из второй категории – чуть меньше. К ней принадлежат люди, заявляющие о школьных делах: «Меня это не интересует, моего ребенка не касается…»

И совсем немного взрослых – социально активных, которым интересно, как учится ребенок, чему его учат, что он делает в школе. Они готовы быть для учебного заведения больше, чем фигурами, сдающими деньги. Но школа превратилась в тюрьму: родители туда не допускаются под предлогом опасности проникновения террористов. Не говоря уже об управлении образованием, хотя такое право закреплено законодательством.

А за такой «непрозрачностью» школы скрывается много обмана. Скажем, вроде бы бесплатно выдают учебники. Книги, как правило, плохого качества и содержания. Однако издания входят в список, спускаемый «сверху». И получается так, что учителя говорят: навязанные учебники не годятся. Родители вынуждены покупать новые.

Или другой пример «бесплатного» образования. Учитель вызывает родителей: «Ваш ребенок не может усвоить ни русский язык, ни математику». И предлагает позаниматься с отстающим учеником за деньги. То есть в течение школьной жизни ребенка репетиторством с ним занимаются его же учителя. А когда дети оканчивают школу, то с репетиторами занимаются буквально все одиннадцатиклассники, так как ни один выпускник школы без репетитора поступить в вуз не может.

Кстати, как преподаватель высшей школы, я четко знаю, как к нам поступают мальчики. Принимают всех тех, чьи родители лично знакомы с ректором или заплатили деньги. Тех же, кто блестяще окончил школу, могут «провалить» либо на физкультуре, либо на ином предмете, объясняя тем, что эти дисциплины обязательны для будущих мужчин. И в итоге у меня среди пятидесяти студентов способны усвоить материал один-два человека. Остальные учатся плохо. Нужно отчислять? Но их не отчисляют до самого конца – так и ведут до последнего курса. Какой специалист выйдет?.. Да и после получения диплома, проучившись пять лет за счет государства, он идет работать не по специальности…

Мы не можем говорить о высоком качестве образования. При наличии педагогических университетов в школе не хватает до сорока процентов учителей-предметников. Молодые специалисты сюда не идут. Они оканчивают вузы и уходят куда угодно, только не в школу.

И не всегда это определяет зар¬плата. Молодежь пугается неуправляемости детей. Что происходит с нашими детьми? Почему они такие: не хотят учиться, девяносто процентов выходят из школы больными? Это происходит потому, что школьники не видят цели образования – не знают, для чего учатся. Какой смысл учиться, когда по телевизору все время призывают: «Выиграй миллион!»? Полностью отсутствует положительная зависимость между отношением к учебе и успешностью в жизни. Личные связи, неразборчивость в средствах – основа для достижения успеха. Продаются дипломы, справки – и оканчивать ничего на надо. И при этом такие «дипломированные» неучи гораздо успешнее в жизни, чем профессионалы.

Но тем не менее многие семьи увязывают будущее детей с хорошим образованием. Дело, видимо, в идеализме русского человека, сохранившего наивную веру в учение: «Учись, сынок, человеком станешь. Это единственная надежда вырваться из нищеты».

Школа непривлекательна для молодежи и низким статусом учителя. В прежние времена он был очень высок. Окружающие всегда смотрели на педагога снизу вверх, его уважали. Если он вызывал родителя в школу, вся семья невероятно волновалась: «За что вызывают?..» Сейчас учитель сброшен с пьедестала. Этому поспособствовало то, что учителей сделали нищими: зарплаты недостаточно для того, чтобы прокормить семью.

В чем-то вина за потерю статуса лежит на самих учителях. Раньше было: не пришел ребенок на уроки – тут же учитель звонит или заходит домой. Сегодняшнего учителя это не волнует…

Мы, родители и учителя, сталкиваемся лбами. Родители приходят в школу со словами: «Вы виноваты в том-то и том-то». Учитель, конечно, сделает так, чтобы их не пускать. А родители, я считаю, должны обязательно прийти в школу. Много лет назад великий художник и философ Николай Константинович Рерих писал: «Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды?» Учительство может быть поддержано родителями. Мы хотим не требовать и ссориться, а совместно подумать, как сделать так, чтобы вместе с учителем что-то изменить в школе.

Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА


Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1
«Об образовании» (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2005 г.)

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).

  1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
  2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
  3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
  4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
  5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.




Рекомендации общественных слушаний «Образование глазами родителей» (Извлечения)

Участники общественных слушаний, представители педагогических, родительских, женских и других общественных организаций, движений, депутаты Государственной Думы ФС РФ, Профсоюз работников народного образования и науки рекомендуют Федеральному Собранию Российской Федерации:

(…) 3.2. Разработать законопроекты, направленные на искоренение коррупции в образовании путем:

  • создания механизма участия родителей в управлении образовательными учреждениями и образовательным процессом;
  • обязательного публичного информирования родителей о количестве собранных внебюджетных средств и направлениях их использования;
  • регулярного отчета руководителей образовательных учреждений для детей перед трудовыми коллективами и собраниями родителей, в том числе об использовании внебюджетных средств;
  • регулярных анонимных социологических опросов работников образования, студентов, старшеклассников и их родителей по проблемам совершенствования учебных заведений, включая вопросы коррупции.

Рейтинг@Mail.ru