Любовь АСМОЛОВА (ПЛАХОВА)
Технологии проблемно-ориентированного анализа учебно-воспитательного процесса в ОУ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Лекция 7
Проблемно-ориентированный анализ эффективности образовательной программы в ОУ
Ставя перед собой в предыдущей лекции аналитические задачи оценки уровня преподавания, мы, говоря о профессиональных компетенциях учителя, обращались к такому показателю деятельности достижений, как обеспечение педагогом реализации учебного плана ОУ и выполнение требований Образовательной программы и программы обучения по предмету. С другой стороны, анализируя учебную деятельность обучающихся (лекция № 5), мы, оценивая результативность освоения программ обучения, опирались на вопросы выполнения обучающимися предоставленной им в ОУ образовательной программы.
Таким образом, нам предстоит теперь, имея достаточную информацию «с двух флангов», ответить на важный для простраивания образовательной стратегии ОУ вопрос: какова эффективность Образовательной программы, выбранной образовательным учреждением в соответствии со своим статусом (см. схему 1)?
До погружения в вопросы эффективности программы, определимся с самим термином «Образовательная программа» и выделим основные вопросы для понимания роли и функ¬ции этого документа в реализации образовательной политики ОУ.
ФЗ «Об образовании»:
Ст. 9. Образовательные программы:
п. 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровней и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
- общеобразовательные (основные и дополнительные);
- профессиональные (основные и дополнительные) (выделено мной. – Л.П.).
Однако, прежде чем определить содержание образования определенных уровней и направленности в ОУ, необходимо договориться о главном, без чего сама программа образования, по которой будет направлено обучение детей в школе, становится лишь перечнем порой не связанных друг с другом программ по учебным предметам. Главное заключается в определении смысловых ориентиров образования, которые зададут целевую направленность процесса обучения с учетом условий образовательного учреждения.
Образовательная программа представляет собой документ, в котором от образа потребного будущего содержания образования образовательное учреждение выстраивает целостную систему основного и дополнительного образования в соответствии с типом и видом ОУ, что закреплено в свидетельстве об аккредитации. Поэтому логично и технологично, если Образовательная программа выстраивается на 5 лет с учетом сроков данной аккредитации.
Составим для себя нормативную памятку, которая поможет нам определиться с пониманием сути документа «Образовательная программа».
ФЗ «Об образовании»:
Ст. 9. Образовательные программы:
Представим положения статьи 9 Закона «Об образовании» в виде таблицы:
ФЗ «Об образовании»:
Ст. 12. Образовательные учреждения:
п. 4. К образовательным относятся учреждения следующих типов: (см. Перечень типов и видов...)
п. 5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов …
Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (В редакции Писем МО РФ от 3.11.1997 № 1336/14-12, от 8.11.1998 № 15/386-6, от 05.04.2001 № 29/1488-6, от 03.11.1997 № 1336/14-12, от 17.02.1997 № 150/14-12).
п. 6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации (выделено мной. – Л.П.). Таким образом, уровень образовательной программы должен в первую очередь соответствовать типу и виду образовательного учреждения (см. схему 2):
Что же касается направленности реализуемых общеобразовательных программ, то в соответствии с уставом учреждения, определяющим задачи и цели образования обучающихся, в ОУ выбираются направления формирования образовательной программы и развиваются вариативные подходы к содержанию и технологиям предлагаемых обучающимся программ. Это отражается в концепции образовательной программы и программе действий по ее реализации (см. схему 3).
В соответствии с установленной типологией программ, типом и видом учреждения определяются вариативные подходы предоставляемого обучающимся основного и дополнительного образования с учетом приоритетных направлений. Таким образом, образовательное учреждение, разрабатывает модель образовательного пространства в соответствии со структурой ОУ по ступеням обучения, возрастным параллелям, типам классов и с учетом индивидуальных образовательных программ обучающихся.
В образовательной программе ОУ разрабатываются наиболее эффективные для обучающихся направления образования и определяются виды программ, при помощи которых в ОУ будут добиваться определенных результатов обучения. Моделируется эта образовательная конструкция с учетом государственных нормативных требований к содержанию образовательных областей, социального заказа и ресурсов самого образовательного учреждения, к которым мы отнесем и кадровые, и технологические, и материально-технические, и финансовые, и нормативные возможности реализации поставленных задач. А сама модель должна помочь нам связать воедино две важные смысловые позиции: образовательную программу ОУ и программу образования, которая предоставляется обучающемуся в ОУ:
Из данной схемы следует, что сводить Образовательную программу к набору учебных программ по предмету – означает оставить без ответа смысловые, целевые и технологические аспекты образовательной политики ОУ. А именно это по сути и призвана сделать Образовательная программа.
Теперь, когда нам понятны роль и значение Образовательной программы в деятельности ОУ, предстоит ответить на следующий вопрос, который по существу представляет собой технологический блок реализации Образовательной программы, который мы представим в системе координат уже знакомого нам «аналитического глобуса», где полушария распределяются так:
В «восточном», т.е. «предметном», полушарии располагаются образовательные области, предметы и учебные дисциплины, составляющие основу содержания образования в ОУ.
В «западном», т.е. «программном», полушарии будет представлено программно-технологическое обеспечение учебных дисциплин:
Работая в «восточном», т.е. предметном, полушарии мы будем осуществлять «Анализ результативности обучения по предметам и анализ эффективности образовательной программы ОУ». Через Образовательную программу мы раскрываем содержание предметов обучения в ОУ, оценивая результативность обучения по предмету, и отражаем технологию практической реализации предметного обучения в учебно-воспитательном процессе ОУ через выполнение учебных планов и учебных программ по предметам, оценивая эффективность этой технологии.
Таким образом, если в «восточном», предметном полушарии располагаются все области предметных знаний, то в «северной» части этого предметного полушария должны располагаться все уровни образовательной программы образовательного учреждения:
Тематические аналитические карты по данному направлению анализа будут представлять собой достаточно детальное изучение каждой из представленных областей:
Аналогичные карты в ходе анализа мы создадим для выявления проблем результативности процесса обучения и эффективности организации преподавания в области естественно-математических и технологических дисциплин, в области учебных дисциплин, укрепляющих здоровье обучающихся.
Однако получить информационное обеспечение такого предметного блока анализа мы сможем, если воспользуемся детальными данными, исследуя учебную деятельность ОБУЧАЮЩЕГОСЯ по ПРЕДМЕТУ и деятельность ПЕДАГОГА, обучающего данному ПРЕДМЕТУ:
По аналогичной схеме получаем аналитические материалы по классам, возрастным параллелям и ступеням обучения, а затем подытоживаем весь круг взаимосвязанных проблем, выявленных нами в «предметном полушарии», касающихся и результативно¬сти предметного обучения обучающихся, классов, параллелей, ступеней образования в ОУ, и эффективности организации предметного преподавания педагогами образовательного учреждения. Далее, определив проблемы в обучении и преподавании гуманитарных, естественно-научных, технологических предметов и предметов, укрепляющих здоровье, выявляем общие для обучающихся проблемы содержания образования, исследуем эффективность предложенной обучающимся программы образования. Для этого сравниваем эффект от предложенных программ обучения, на который мы рассчитывали, учитывая возможности обучающихся к освоению учебного материала, с реальной картиной результативности освоения и успеваемости обучающихся.
Анализ причин несоответствия дает возможность выявить причины возникшей проблемы и поставить комплекс задач, решение которых может располагаться на разных плоскостях. Например, на уровне оперативного руководства УВП, когда их решение требует четкой координации действий участников образовательного процесса при дальнейшем использовании данной программы. Или на уровне тактического руководства, если в реализации программы отсутствует ее целевая направленность, и как следствие, непонимание участниками образовательного процесса результатов, которые отражают эффект программы. Если же ни координирование действий, ни коррекция целевых установок не приводят к долгожданному эффекту, то данная ситуация выходит за рамки оперативных и тактических проблем, и решение ее надо искать на стратегическом уровне, меняя приоритеты и концептуальное понимание роли, которую данная программа играет в образовательном комплексе ОУ.
Не менее важным при анализе Образовательной программы становится изучение технологического компонента ее реализации. Как часто бывает на практике, не предметы своей сложностью «виноваты» в результатах обучения и даже не программы, уровень и направленность которых мы выбираем, исходя из способностей обучающихся к освоению учебного материала. «Виновниками» выявленных несоответствий в планируемом эффекте и реальной картине происходящего становятся те самые технологические недоработки, которые нарушают всю стройность предложенной в Образовательной программе концепции.
Таким образом, мы перемещаемся на картах «аналитического глобуса» с «западного», предметного полушария в «восточное», где технологически выстроен переход от типа, вида и направленности учебной программы к учебному графику ее реализации.
Проблемы выбора эффективных программ для обучающихся становятся последним звеном в цепочке только после того, как мы проанализируем выполнение обучающимися учебного графика, оценим успеваемость по учебному плану и результативность освоения учебных программ. Ответить на эти вопросы мы сможем только после того, как будем уверены в технологичности программно-методического обеспечения предложенных в ОУ программ по учебным дисциплинам, которое должно быть для всех педагогов унифицировано и соответствовать следующей схеме:
Следующий технологический шаг, который обеспечивает переход от содержания и требований программы к процессу реализации ее в течение учебного года, мы чаще всего называем календарным планированием, а в Законе «Об образовании» он называется учебный график:
Имея в наличии весь комплекс обеспечения реализации учебной программы, мы во всеоружии приступаем к анализу и выделению проблем в этом направлении:
Разрабатывая каждый из этих блоков анализа, мы получаем более подробную информацию по выделенным нами технологическим аспектам обеспечения программы обучения:
Анализ результативности учебных программ с учетом типа, вида, уровня и направленности:
Анализ эффективности рабочих программ, предложенных в ОУ для обучающихся:
Анализ эффективности планирования курса обучения в течение учебного года:
Анализ эффективности годового календарного учебного графика, включающего календарный учебный график учебного периода, учебной недели, учебного дня, учебного занятия:
Итак, двигаясь в анализе эффективности от типа, вида, уровня и направленности программ к реализации учебного графика, мы подходим к этапу обобщения выявленных проблем технологического плана:
И вслед за этим проводим уже известное нам заключительное аналитическое действие, целью которого становится постановка задач организации УВП в ОУ по данному направлению анализа:
|