Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2005

Из первых рук

«Моя задача – устранить недоверие»

Наш тематический номер был бы неполным, если бы в череде методик, аналитики и таблиц мы забыли поговорить с самим завучем. Кто может точнее, чем он сам, оценить свою роль в школе, вовремя разглядеть острые углы и суметь найти особый подход к каждому участнику образовательного процесса?..
Чем занимается завуч, каковы его обязанности, что за трудности он испытывает? На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе в средней и старшей ступени гимназии № 210 «Корифей» в городе Екатеринбурге Ольга Сергеевна УКОЛОВА.

– Опишите, пожалуйста, свой типичный рабочий день.

– У меня день начинается с просмотра писем в электронной почте. Иногда приходят срочные письма, требующие немедленного ответа; кроме того, зачастую получаю письма от директора, в которых он обозначает какие-то мои задачи на день или неделю. Плюс к этому по понедельникам директор обычно проводит со всеми своими заместителями короткое деловое совещание. Мы подводим итоги недели, намечаем новую программу действий и ставим задачи. Таким образом, уже с утра выстраивается определенная линия работы на день или даже на более долгий срок.


О.Уколова: «Я должна направить
энергию родителей
в позитивное русло»

Но главная составляющая моей работы – это общение, взаимодействие с учителями, учениками и родителями. Обсуждение крупных и мелких вопросов, которые возникают во время учебного процесса (а порой и вне его), происходит у нас практически постоянно. Иногда я стараюсь разрешить какие-то проблемы до начала уроков или, наоборот, после, более мелкие вопросы – на перемене.

Я также стараюсь посещать уроки. Но это удается далеко не так часто, как хотелось бы. И причиной тому – одна из главных составляющих работы завуча: работа с кипой бумаг и документов.

– Да, на «бумажную» работу школы жалуются часто…

– Нас действительно заваливают бумагами. Причем зачастую это бессмысленные, труднопонимаемые, формальные документы, которые мы вынуждены заполнять, но на основе которых практически невозможно сделать никаких выводов.

Скажем, с начала этого учебного года нас обязали заполнять отчет по уровню реализации федерального компонента государственного стандарта. Фактически данный документ сводится к тому, чтобы в каждой клеточке листа я писала «100%», «100%», «100%»… Насколько это информативно? Ведь очевидно, что если предмет в принципе ведется в школе, то завуч всегда напишет эти 100%. Не напишут этого только в самом крайнем случае, когда в школе просто-напросто нет учителя по тому или иному предмету, но такой факт обычно известен чиновникам и без подобного отчета.

Надеюсь, в скором времени у нас в гимназии будет запущена система «NET-школа», и когда бумаги, журналы, дневники, отчеты будут у нас в электронном варианте – многое упростится. Но пока вместо живой организаторской работы у завуча полдня уходит на борьбу с бумагами.

– Вы упомянули про общение с родителями. Что приходится обсуждать?

– Одна из моих задач в работе с родителями – участие в родительских собраниях. Но это всегда игра в одни ворота: скажем, я выступаю на родительском собрании и о чем-то их информирую.

Другое направление – общение с родителями по их инициативе. Я стараюсь всегда так «разруливать» конфликтурную ситуацию, чтобы решать возникающие проблемы вместе с учителем, а не за его спиной. Поэтому пытаюсь свести родителя с учителем и прояснить все спорные вопросы в момент этой встречи.

Наиболее частые проблемы, которые приходится обсуждать, касаются разногласий родителя с учителем о том, как надо учить ребенка. Родители не очень доверяют школе и часто говорят, что их учили по-другому и что это было хорошо. А ведь любой педагог болезненно воспринимает ситуацию, когда родитель пытается указывать, как надо преподавать. Моя задача – устранить всякое недоверие, довести до сведения родителей концепцию нашей гимназии, объяснить, как мы учим и почему именно так, а не иначе. Считаю, что родители не просто имеют право это знать, но должны это знать.

Думаю, что «перенаправить» энергию родителей в позитивное русло, чтобы они работали вместе с учителем, а не против него, – одна из основных задач завуча. Причем чем раньше произойдет встреча учителя и родителей и чем конструктивнее она будет – тем лучше для всех.

– А какой вы видите свою роль по отношению к учителям? Вы для них помощник, друг, «жилетка», в которую можно иногда поплакаться?..

– Скорее – посредник. Например, я выполняю посреднические функции между учителями и нашей психологической службой, формулируя потребности и проблемы педагогического коллектива для психологов. На основе запроса педагогов мы с психологами разрабатываем темы для занятий.

В настоящий момент мы работаем с учителями над идеей создания единого методологического стандарта, пытаемся определить некие общие методологические подходы к обучению. Сейчас, когда старые методики уже не всегда работают, а новые еще не до конца устоялись, очень нужны общие подходы по всем предметам, которые работали бы на одну, общую цель. Мы бились над этой проблемой весь прошлый учебный год и пришли к выводу, что необходимо усиливать роль интерактивных технологий в учебном процессе и стремиться к тому, чтобы учитель и ученик выступали равными партнерами. И сейчас как раз мы обсуждаем, какими способами можно придать уроку новый характер – более интенсивный, яркий, мобильный.

Кроме того, мы с учителями много думаем о повышении квалификации и определяем направления, которые наиболее интересны. Здесь выделяются две вещи. Во-первых, овладение конкретными практическими методиками и, во-вторых, повышение психологической грамотности. Я, конечно, информирую педагогов о курсах повышения квалификации, которые они могут посещать. Но часто курсы проходят в очень неудобное для педагогов время (например, в течение полутора месяцев по утрам). Ну какой работающий учитель или завуч может себе позволить бросить работу на это время? Поэтому сейчас мы все чаще размышляем о создании системы методической и педагогической учебы в стенах гимназии.

– Как бы вы в нескольких словах определили суть работы завуча в школе?

– Это прежде всего объединяющая, организующая сила. И педагоги, и учащиеся, и родители должны знать, что к завучу всегда можно обратиться с любым вопросом, получить помощь, совет и поддержку.

Беседовала Яна САРТАН

Рейтинг@Mail.ru