Из опыта организации дополнительного образования в гимназии
Структура учебного плана гимназии такова, что львиная доля учебной нагрузки падает на основной гимназический компонент.
И возникает необходимость сочетания базового образования
с дополнительным, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных
и образовательных потребностей детей.
Из чего же складывается дополнительное образование?
В нашей гимназии мы выделяем следующие направления дополнительного образования:
- внеклассная работа по предмету (анфилады наук, предметные декады, дни наук, фестивали, интеллектуальные марафоны, праздники…);
- централизованное тестирование (абитуриентское, аттестационное…);
- олимпиады (гимназические, городские, областные, всероссийские, международные…);
- конкурсы, программы, турниры («Кенгуру», «Русский медвежонок», турнир им. Ломоносова, «Эрудит»…);
- индивидуальная работа (с одаренными детьми, с проблемными в обучении, с вновь прибывшими);
- студийная работа (студии по интересам);
- научно-исследовательская деятельность учащихся (Конгресс молодых исследователей «Шаг в будущее», Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, Всероссийская открытая конференция учащихся «Юность, наука, культура», Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия ХХ век»).
Развитие дополнительного образования в гимназии мы рассматриваем как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Оно выполняет функцию расширения возможностей образовательных стандартов, и основное его предназначение – удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социально-культурные и образовательные потребности детей.
При организации дополнительного образования мы следуем таким приоритетным принципам, как:
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- свободный выбор видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Организация работы по потребности учащихся;
- единство обучения, воспитания, развития. Дополнительное образование – продолжение основного гимназического компонента;
- в основу дополнительного образования положена практическая деятельность.
Благодаря этим принципам нам удается решать три важные задачи: самоопределение и самореализация; адаптация личности в социокультурной среде; развитие индивидуальности и творческого потенциала учащихся.
Реализуя их, мы опираемся на содержание основного образования и выстраиваем таким образом целостное образовательное пространство. При этом воспитательный момент доминирует, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности происходит наиболее эффективное воспитание. Вовлекая детей в дополнительное образование, мы расширяем воспитательное «поле» школы, включая личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
И именно в этой сфере учащиеся получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. И потому дополнительное образование помогает ребенку изменить статус: он может оказаться в числе лидеров, хотя в основном образовании им никогда не был.
Дополнительное образование решает проблему и социальной адаптации, и профессионального самоопределения школьников, оно помогает выпускнику сделать правильный выбор. Важное значение, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (в нашей гимназии это овладение компьютером и электронными средствами связи, знание третьего языка). Раскрывая свои потенциальные способности и пробуя их реализовать уже в школьные годы, выпускник оказывается более подготовленным к жизни в обществе, учится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные средства ее достижения.
Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность. Здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе с учетом интересов других людей, подражать хорошему (у нас это творческие коллективы по хореографии и музыке).
В процессе развития система дополнительного образования в гимназии прошла несколько уровней.
I уровень характеризовался случайным набором кружков, секций; их работа мало сочеталась друг с другом и полностью зависела от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Дополнительное образование тогда не отражало специфики нашего образовательного учреждения, хотя для учащихся объединения были достаточно значимыми.
II уровень. Появилась внутренняя консолидация объединений учащихся по интересам, но не было единой содержательной основы. Работа распадалась на отдельные фрагменты, так как не было продуманной программы деятельности.
III уровень. Дополнительное образование детей оформилось в отдельное подразделение школы. Объединения стали работать на основе единой образовательной программы, а педагоги начали координировать свою деятельность. В настоящий момент, находясь на этом уровне, мы переходим к следующему, четвертому.
IV уровень. Он предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур гимназии. На этом уровне наша деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие ОУ в целом.
Сегодня модель дополнительного образования в гимназии включает четыре основных содержательных блока деятельности: образование, творчество, досуг, социальный опыт. В основу модели положены идеи сотрудничества, сотворчества, усложнения, интеграции, обновления, авторства.
Образовательный блок – это системное направление деятельности, реализуемое через широкий спектр предлагаемых школьникам образовательных услуг. В гимназии работают студии «Историческое краеведение», «Немецкий – как третий иностранный язык», «Решение задач повышенной сложности по биологии, географии, химии, физике», «Проблемные вопросы в курсе изучения современной литературы», «Изучение языка программирования «Паскаль»» и т.д. Реализация широкой образовательной программы происходит на основе преемственности школьных базовых программ и программ дополнительного образования. В гимназии создано 105 групп 82-х наименований, которые посещают учащиеся с 1 по 11 класс.
Предметные студии гимназии посещают около 76% учащихся. В основе их работы – идеи усложнения и интеграции. Особое место среди студий занимают те, где происходит интеграция информационных технологий с литературой, математикой, иностранными языками. Эти студии также являются отличной базой для достижения высоких показателей на олимпиадах любого уровня.
Творческий блок в дополнительном образовании представляет собой механизм развития личности, с одной стороны, и креативность, завершенность деятельности – с другой. В гимназии проводятся праздники, фестивали, конкурсы, выставки, конференции, чтения, организуемые гимназистами под руководством педагогов, обладающих высоким профессионализмом, умеющих использовать уникальную ситуацию для развития таких свойств личности, как лидерство, ответственность, собранность, мобилизация сил.
Работа системы дополнительного образования строится у нас на следующем нормативно-правовом обеспечении:
- положение, регламентирующее работу дополнительного образования;
- методические рекомендации, разрабатываемые на заседаниях научно-методического совета по дополнительному образованию.
Уделяя дополнительному образованию значительное внимание, мы провели педсовет на тему «Виртуозы педагогики дополнительного образования».
Цель педсовета:
- Создать условия для обобщения опыта по организации дополнительного образования в гимназии № 1.
- Определить дальнейшие пути развития дополнительного образования с целью удовлетворения познавательных потребностей учащихся в дополнительном образовании.
При планировании педсовета мы обозначили наиболее значимый круг вопросов, которые должны рассмотреть, и создали шесть творческих микрогрупп, возглавляемых заместителями директора. Изучая свой вопрос по дополнительному образованию, участники микрогрупп должны обозначить точки достижений и точки напряжений.
Для работы творческих микрогрупп был предложен алгоритм:
- выявить различные точки зрения ( в т.ч. достижения и напряжения);
- выйти на проблему;
- показать перспективы дополнительного образования в данной проблеме.
Но, разумеется, данный алгоритм не должен был сковывать инициативу и изобретательность участников микрогруппы.
Какие вопросы и почему мы посчитали наиболее значимыми при проведении педсовета по дополнительному образованию?
Работая в дополнительном образовании, меняется как учитель, так и ученик. Поэтому наш психолог Г.Ю.Андреев попытался проанализировать психологическое развитие учителя и ученика. Еще одним направлением работы педсовета стал тезис о реализации индивидуальной образовательной траектории ученика и учителя средствами дополнительного образования.
Поскольку одним из приоритетных направлений работы гимназии остается работа с одаренными детьми, в ходе подготовки педсовета мы организовали и три группы по этому направлению. Они анализировали проблему соответствия содержания образовательных программ современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность).
Была также создана группа из педагогов, исследующих проблему использования новых информационных технологий в организации работы студий. Также мы решили отдельным пунктом выделить на педсовете рекламную презентацию программ объединения учащихся по интересам. Задача этой группы – представить анализ программ и показать, что можно использовать другим руководителям объединений учащихся.
Развитие системы дополнительного образования детей зависит во многом от успешности решения задач, связанных с ресурсным обеспечением, поэтому директор гимназии взял на себя освещение вопроса о ресурсном обеспечении дополнительного образования.
Не была забыта и обратная связь. Отдельный пункт педсовета был посвящен изучению удовлетворенности учащихся и их родителей организацией работы дополнительного образования.
Закончился педсовет рефлексией. Первый его шаг: психологи заранее подготовили два рисунка с изображением деревьев («дерево достижений» и «дерево напряжений») без листвы. И потому каждая творческая группа при подготовке к педсовету и во время его проведения делали «листья» для этих деревьев по точкам напряжения и достижения. В конце педсовета все «листья» были вывешены на соответствующие деревья.
Второй шаг в рефлексии: одна из творческих групп сделала видеоролик. В основу его сюжета был положен материал с занятий объединений учащихся по интересам. Таким образом, педколлективу было предложено 11 открытых занятий, на которых презентовался опыт руководителей студий. А все, кто посещал эти открытые занятия, заполняли после них лист рефлексии.
Рефлексия. Презентация опыта
Ф.И.О. учителя, дающего занятие
____________________________________________________________________________
Какие «изюминки» увиденного вами занятия вы можете отметить ______________________
Ваши предложения учителю
____________________________________________________________________________
Дата посещения занятия
____________________________________________________________________________
Ф.И.О. _____________________________________________________________________
Педагоги, посетившие занятия, нашли в каждом «изюминки», идеи, которые можно использовать у себя на уроках, отметили трудоемкость подготовки руководителя объединения к этим занятиям и их важность для детей, применение новых информационных технологий. В то же время было замечено, что занятия объединений порой бывают продолжением уроков, поэтому исключительно важно, чтобы формы их проведения были в большей степени игровыми.
По итогам работы педсовета было принято решение:
- Материалы педсовета использовать для проведения демонстрационных площадок на гимназическом форуме:
– физкультура и спорт в дополнительном образовании;
– научно-исследовательская работа учащихся;
– современные образовательные технологии.
- Работать по ликвидации точек напряжения.
- Образовательные программы студий доработать в соответствии с положением о программах.
- Пересмотреть критерии оценки по результативности НМР учителя.
- Создать школу «Интеллектуал» в среднем звене.
- Выйти на четвертый уровень структурно-организационной формы реализации дополнительного образования.
Педагогический совет был построен на материалах, в основу которых положен опыт организации и результаты работы гимназии по дополнительному образованию. Надеемся, что материалы, представленные в Приложении (на с. 23–24), пригодятся коллегам для организации и проведения подобного педсовета и помогут при необходимости более детально подготовиться к рассматриваемому вопросу.
Лидия ЛЕБЕДЕВА,
заместитель директора
гимназии № 1, г. Кирово-Чепецк
План педагогического совета
Тема: «Виртуозы педагогики дополнительного образования».
Цель:
- Создать условия для обобщения опыта по организации дополнительного образования в гимназии № 1.
- Определить дальнейшие пути развития дополнительного образования с целью удовлетворения познавательных потребностей учащихся в дополнительном образовании.
Задачи:
- Погрузить педагогический коллектив в проблему, связанную с дополнительным образованием.
- Обобщить имеющийся опыт работы в сфере дополнительного образования.
- Определить основные пути развития модели дополнительного образования.
Форма проведения: представление опыта работы факультативов, студий, предметов по выбору, научно-исследовательской деятельности.
Доклады по темам:
- Опыт организации дополнительного образования в гимназии.
- Роль дополнительного образования в психологическом развитии личности ученика и учителя.
- Реализация индивидуальной образовательной траектории ученика и учителя средствами дополнительного образования.
- Работа с одаренными детьми – одно из направлений дополнительного образования.
- Использование новых информационных технологий в организации работы студий и факультативов.
- Рекламная презентация программ объединений учащихся по интересам.
- Ресурсное обеспечение дополнительного образования.
- Изучение удовлетворенности учащихся и их родителей организацией работы дополнительного образования
в гимназии № 1.
Подготовительная работа к педагогическому совету. Работа творческих микрогрупп
Предлагаемый алгоритм работы в группе:
- Выявить различные точки зрения (в том числе достижения и напряжения).
- Выйти на проблему.
- Показать перспективы дополнительного образования в данной проблеме.
Данный алгоритм не должен сковывать инициативу и изобретательность.
|