Сегодня учитель имеет возможность выбора
учебников и программ с учетом потребностей и
способностей его учеников. И руководители
образовательных учреждений несут
ответственность за правильность сделанного
выбора. Что в свою очередь предполагает новое
содержание профессионально-педагогической
деятельности.
В частности, возрастает значимость
аналитических умений и навыков заместителя
директора школы.
Аналитическая деятельность является
важнейшей частью системной управленческой
деятельности. В ее основе лежит анализ. По
определению Ю.А. Конаржевского,
педагогический анализ – это функция управления
школой, направленная на:
– изучение состояния и тенденций
развития;
– объективную оценку результата
образовательного процесса;
– выработку рекомендаций по
упорядочению системы или переходу ее в более
высокое качественное состояние.
Построение управления на основе
системного анализа позволяет администрации
школы видеть, оценивать и качественно изменять
образовательный процесс, прогнозируя пути его
дальнейшего развития, устранять причины
обнаруженных недостатков. Педагогический анализ
способствует развитию педагогического
коллектива и методическому совершенствованию
деятельности учителя. Он является также методом
контроля, который в свою очередь осуществляется
при помощи целенаправленного изучения,
наблюдения и оценивания результатов
деятельности ее участников.
Эффективность аналитической
деятельности заместителя директора школы
зависит от знания основных принципов
педагогического анализа, владения его методикой
и основными принципами, среди которых
целенаправленность, объективность,
систематичность, массовость, результативность.
Методы анализа определяются
аналитическими исследовательскими умениями
завуча школы, например, такими как:
– умение изучать;
– умение устанавливать обратную
связь;
– умение сопоставлять;
– умение систематизировать;
– умение делать выводы;
– умение вырабатывать на основе
выводов рекомендации.
Система аналитической деятельности –
единство взаимосвязанных видов анализа и
самоанализа образовательных процессов, которые
осуществляет заместитель директора школы. В
школе, как правило, используются три основных
вида педагогического анализа: оперативный,
тематический и итоговый.
Оперативный анализ направлен на сбор
информации о состоянии учебно-воспитательного
процесса. Содержание данного вида анализа
строится на основе посещенных уроков,
внеклассных занятий и включает:
– оценку работы учителя, учащихся,
школы;
– выявление причин отклонений в
качестве преподавания;
– выявление причин отклонений
фактического уровня знаний, умений и навыков от
требований, сформулированных в учебной
программе.
Оперативный анализ – значит
ежедневный. Именно он помогает завучу получить
информацию о ходе и состоянии дел за день, месяц,
четверть. На наш взгляд, этот вид анализа
остается наиболее значимым и важное место в нем
занимает анализ урока. Анализ уроков – серьезная
работа заместителей директора. От вдумчивого
анализа, осуществляемого завучем, зависит
многое: методическое мастерство педагогов,
культура всего педагогического процесса в
школе...
Именно в уроке воплощается отношение
учителя к обновлению образования. А одним из
мощных инструментов совершенствования урока
является его анализ руководителем, если он
построен на хорошей научной основе. Это не
административно-управленческий акт, а тонкая
психолого-педагогическая операция,
своеобразный, но достаточно острый инструмент
критики работы учителя. Поэтому осуществляться
критика должна в доброжелательном ключе, на
высоком уровне объективности, научной
аргументированности, предельной тактичности и
осторожности. Быть судьей другому учителю – дело
чрезвычайно трудное и ответственное, и
руководитель, берущийся за него, должен быть
хорошо подготовлен во всех отношениях, ибо, как
когда-то метко заметил Марк Твен, человек не
должен критиковать другого человека на той
почве, на которой он сам не стоит
перпендикулярно.
В школьной практике существует
достаточно много видов анализа урока. Каждый из
них предусматривает свои целевые установки и
содержание.
В нашем Приложении (на с. 7–12) приведены
примеры карт посещения уроков, схем анализа
уроков с разных позиций, которые мы достаточно
успешно используем в своей работе. Возможно, они
станут полезны и вам.
Елена СОВЕТОВА,
директор ГОУ СОШ № 901, Москва
Приложение
Примеры карт посещения уроков,
схем анализа уроков
Лист наблюдения урока
Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет
_________________________
Дата _________ Класс________
Тема урока
_______________________________________________________________
Оценка качества образовательного
процесса на уроке
Количество баллов ____________________________
Коэффициент качества
образовательного процесса
на занятии ________________________________________
Количество нереализованных пунктов
____________
Уровень занятия _______________________________
Оценка производится следующим
образом:
реализовано полностью – 2 балла;
реализовано частично – 1 балл;
не реализовано – 0 баллов.
Далее осуществляется вычисление
коэффициента качества образовательного
процесса на уроке: сумма баллов за урок делится
на 30 – максимально возможную сумму баллов:
если К = 0,85, то учебное занятие
считается отличным;
если К = 0,65 – 0,84 – учебное
занятие хорошее;
- если К = 0,45 – 0,64 – учебное занятие
проведено на удовлетворительном уровне.
Оценочная карта урока
Оцените каждый из параметров
организации урока по 4-балльной шкале (0, 1, 2, 3)
Дата _________ Класс ______ Учитель ___________
Предмет ___________________________________
Общая оценочная карта
Дата ________ Предмет _________Класс __________
Учитель ______________________________________
Тема урока ___________________________________
Цель урока (со слов учителя) ____________________
Каждый критерий оценить по 4-балльной
шкале (0, 1, 2, 3)