Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2005

Технологии

Не судить, а исследовать

Аналитическая деятельность заместителя директора школы

Сегодня учитель имеет возможность выбора учебников и программ с учетом потребностей и способностей его учеников. И руководители образовательных учреждений несут ответственность за правильность сделанного выбора. Что в свою очередь предполагает новое содержание профессионально-педагогической деятельности.

В частности, возрастает значимость аналитических умений и навыков заместителя директора школы.

Аналитическая деятельность является важнейшей частью системной управленческой деятельности. В ее основе лежит анализ. По определению Ю.А. Конаржевского, педагогический анализ – это функция управления школой, направленная на:

– изучение состояния и тенденций развития;

– объективную оценку результата образовательного процесса;

– выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу ее в более высокое качественное состояние.

Построение управления на основе системного анализа позволяет администрации школы видеть, оценивать и качественно изменять образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков. Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя. Он является также методом контроля, который в свою очередь осуществляется при помощи целенаправленного изучения, наблюдения и оценивания результатов деятельности ее участников.

Эффективность аналитической деятельности заместителя директора школы зависит от знания основных принципов педагогического анализа, владения его методикой и основными принципами, среди которых целенаправленность, объективность, систематичность, массовость, результативность.

Методы анализа определяются аналитическими исследовательскими умениями завуча школы, например, такими как:

– умение изучать;

– умение устанавливать обратную связь;

– умение сопоставлять;

– умение систематизировать;

– умение делать выводы;

– умение вырабатывать на основе выводов рекомендации.

Система аналитической деятельности – единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, которые осуществляет заместитель директора школы. В школе, как правило, используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический и итоговый.

Оперативный анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Содержание данного вида анализа строится на основе посещенных уроков, внеклассных занятий и включает:

– оценку работы учителя, учащихся, школы;

– выявление причин отклонений в качестве преподавания;

– выявление причин отклонений фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе.

Оперативный анализ – значит ежедневный. Именно он помогает завучу получить информацию о ходе и состоянии дел за день, месяц, четверть. На наш взгляд, этот вид анализа остается наиболее значимым и важное место в нем занимает анализ урока. Анализ уроков – серьезная работа заместителей директора. От вдумчивого анализа, осуществляемого завучем, зависит многое: методическое мастерство педагогов, культура всего педагогического процесса в школе...

Именно в уроке воплощается отношение учителя к обновлению образования. А одним из мощных инструментов совершенствования урока является его анализ руководителем, если он построен на хорошей научной основе. Это не административно-управленческий акт, а тонкая психолого-педагогическая операция, своеобразный, но достаточно острый инструмент критики работы учителя. Поэтому осуществляться критика должна в доброжелательном ключе, на высоком уровне объективности, научной аргументированности, предельной тактичности и осторожности. Быть судьей другому учителю – дело чрезвычайно трудное и ответственное, и руководитель, берущийся за него, должен быть хорошо подготовлен во всех отношениях, ибо, как когда-то метко заметил Марк Твен, человек не должен критиковать другого человека на той почве, на которой он сам не стоит перпендикулярно.

В школьной практике существует достаточно много видов анализа урока. Каждый из них предусматривает свои целевые установки и содержание.

В нашем Приложении (на с. 7–12) приведены примеры карт посещения уроков, схем анализа уроков с разных позиций, которые мы достаточно успешно используем в своей работе. Возможно, они станут полезны и вам.

Елена СОВЕТОВА,
директор ГОУ СОШ № 901, Москва

Приложение

Примеры карт посещения уроков, схем анализа уроков

Лист наблюдения урока

Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________

Дата _________ Класс________

Тема урока _______________________________________________________________

 

Лист наблюдения урока (анализ содержания урока)

Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________

Дата _________ Класс________

Тема урока _______________________________________________________________

 

Лист наблюдения урока (анализ реализации принципов обучения)

Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________

Дата _________ Класс________

Тема урока _______________________________________________________________

 

Лист наблюдения урока (анализ методов обучения)

Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________

Дата _________ Класс________

Тема урока _______________________________________________________________

Лист наблюдения урока (анализ организации учебной работы на уроке)

Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________

Дата _________ Класс________

Тема урока _______________________________________________________________

Схема наблюдений и анализа урока

Лист наблюдения урока (анализ организации познавательной деятельности уч-ся)

Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________

Дата _________ Класс________

Тема урока _______________________________________________________________

Анализ эффективности обучения

Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________

Дата _________ Класс________

Тема урока _______________________________________________________________

Оценка качества образовательного процесса на уроке

  • Количество баллов ____________________________

  • Коэффициент качества образовательного процесса
    на занятии ________________________________________

  • Количество нереализованных пунктов ____________

  • Уровень занятия _______________________________

Оценка производится следующим образом:

реализовано полностью – 2 балла;

реализовано частично – 1 балл;

не реализовано – 0 баллов.

Далее осуществляется вычисление коэффициента качества образовательного процесса на уроке: сумма баллов за урок делится на 30 – максимально возможную сумму баллов:

  • если К = 0,85, то учебное занятие считается отличным;

  • если К = 0,65 – 0,84 – учебное занятие хорошее;

  • если К = 0,45 – 0,64 – учебное занятие проведено на удовлетворительном уровне.

Оценочная карта урока

Оцените каждый из параметров организации урока по 4-балльной шкале (0, 1, 2, 3)

Дата _________ Класс ______ Учитель ___________

Предмет ___________________________________

Общая оценочная карта

Дата ________ Предмет _________Класс __________

Учитель ______________________________________

Тема урока ___________________________________

Цель урока (со слов учителя) ____________________

Каждый критерий оценить по 4-балльной шкале (0, 1, 2, 3)

Рейтинг@Mail.ru