Заместители директора по воспитательной работе не раз обращались к нам с просьбой познакомить их с опытом учебных заведений, где возрождению человечности, культуры, нравственности отданы все дни недели, все часы, проводимые здесь ребенком.
И такую школу мы нашли. Расположена она в поселке Сосновка Полесского района Калининградской области. Ученики едут сюда из семи окрестных поселков. Нынешняя воспитательная система начала складываться в 1992 году. Спустя четыре года она сложилась
в целостную структуру. Не одну проверку конкурсом выдержала Сосновская СОШ. Например, одержала победу на региональном этапе, а затем получила диплом Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учерждений.
Управление воспитательной системой
Воспитательная система школы состоит из:
- управляющей подсистемы
- управляемой подсистемы
- детской организации «Банк идей»
Управляющая подсистема обеспечивает руководство, программу, направления работы, материальное и техническое обеспечение воспитательного процесса. Основой ее деятельности является сотрудничество директора школы, его заместителей и родителей учащихся по выработке цели, методов, средств и механизмов воспитания, организации всего воспитательного процесса.
В ходе работы управляющая подсистема взаимодействует с:
- УДОМС – управлением по делам образования, молодежи и спорту
- ДЮСШ – детской спортивной школой города Полесска
- С/А – сельской администрацией
- ДДТ – районным детским домом творчества
- ДК – домом культуры
- РФЗН – районным фондом занятости населения
- ФАП – фельдшерско-акушерским пунктом
Проводниками главной воспитательной идеи являются:
- классные руководители
- Совет учащихся («Совет Банка идей»)
- управляющий «Совета банка идей» (взрослый педагог)
Они воплощают в жизнь реальные дела на основе традиций школы и образовательных маршрутов.
Управляемая подсистема состоит из классных коллективов, в которых каждому учащемуся предоставлено право и возможность проявить себя как личности.
Главный субъект воспитания – ученик. Поступив в первый класс, он попадает в сферу его жизни.
Индивидуальная личность, влившаяся в коллектив и одновременно влияющая на него своими особенностями, развивается сама и развивает коллектив. Личность и коллектив взаимосвязаны.
Оканчивая школу, выпускник вступает в общество с опытом, убеждениями, своим «я», которые он заложил в себе, пройдя педагогику сотрудничества в школьной жизни.
Программа по реализации воспитательной системы
Интеграция учебной и внеучебной деятельности
Исходя из реальных возможностей и условий работы, школа осуществляет следующий механизм интеграции учебной и внеучебной деятельности:
- Экологический уклон воспитательной работы связан с развитием предметов естественного цикла, вовлечения во внеурочную деятельность школьников: изучение природоведения, биологии, географии теснейшим образом связывается с курсом «Лесоведение» в 10–11 классах, работой школьного лесничества.
Знания, полученные на уроках, используются и закрепляются в работе клуба «Экологенок», во время прохождения летней трудовой практики.
В свою очередь практические навыки в работе, конкретная дополнительная информация, полученная в результате внеклассных мероприятий, являются одним из способов привития интереса к изучаемым учебным предметам.
Проводимая в апреле экологическая декада предусматривает интегрированные уроки, практические мероприятия, связанные с благоустройством территории школы и поселка, тимуровской работой. Последние два года учащиеся школы побеждают в районных олимпиадах по географии.
- Другое направление воспитательной работы, в котором связь учебных предметов с внеклассной деятельностью учителей и классных руководителей проявляется так же четко, – народное творчество и культура.
Уроки музыки, изобразительного искусства теснейшим образом связаны с работой предметных кружков по художественной обработке разнообразных материалов, занятиями в музыкальном и хореографическом кружках.
Отчетные выставки, концерты, интегрированные уроки, участие в районных мероприятиях – вот основные результаты такой работы.
- Трудовое обучение и воспитание.
Трудовые навыки, умения и знания, полученные на уроках, закрепляются в кружках по интересам в летние каникулы. Учащиеся занимаются посильным ремонтом школы, работают на пришкольном участке и в тепличном хозяйстве.
- Физическая культура и физическое воспитание.
Главная цель этого направления работы – научить и приобщить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями (настольный теннис, русская лапта, шашки, шахматы).
Межшкольная интеграция
Опираясь на информацию, изложенную в брошюре «Основные проблемы региональной системы образования и пути их решения» Управления образования Администрации Калининградской области, наша школа выбрала путь на совместную деятельность с соседней Залесовской средней школой (12 км), вначале по воспитательной работе, в дальнейшем – по учебно-воспитательной.
Контингент учащихся в Сосновской средней школе снижается и к 2005 году достиг 170–180 человек; кроме того, учитывая детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, будущее профильное обучение, обязательную сдачу ЕГЭ, наличие молодых педагогических кадров, может встать вопрос об изменении статуса школы – из средней она вполне может стать основной.
И поэтому в интересах ребенка, который не захочет входить во взрослую жизнь, не получив среднего образования, мы разрабатываем совместную воспитательную и учебно-воспитательную деятельность с соседней школой – как возможной потенциальной средней школой даже в этих изменяющихся условиях.
Это прежде всего:
- участие в мероприятиях соседней школы,
- приглашение на свои праздники,
- проведение совместных соревнований, конкурсов, встреч.
Далее – совместная работа методических объединений, проведение педсоветов, совещаний по одинаковым проблемам, обмен опытом работы и обмен учителями.
Каких целей хотим достигнуть?
- Чтобы ученик соседней школы мог чувствовать себя комфортно в нашей (или любой другой) школе.
- Психологической готовности учащегося к переходу в соседнюю школу.
- Повышения уровня образованности, культуры поведения, расширения кругозора за счет здорового «спортивного» интереса.
- Увеличения внутришкольного духовного и нравственного потенциала с помощью объединенного коллектива.
Работа проводится с 2003 года.
Другое направление межшкольной интеграции – сотрудничество со школой г. Калининграда или профильным клубом школы с целью совместной экологической, спортивной и трудовой деятельности:
- проживание детей из города в экологически чистом районе, пришкольном лагере,
- совершение туристических походов,
- изучение природы,
- совместная работа по выращиванию овощей с последующим обеспечением ими учащихся и педагогов из города.
Начало деятельности – 2004 год.
Воспитательные центры
- Баскетбольная секция
- Волейбольная секция
- «Мягкая игрушка»
- «Школьное лесничество»
- «Экологенок»
- Клуб «Старшеклассник»
- Кружок «Художественная обработка материалов»
- Танцевальный кружок
- «Играй, гармонь»
- Летняя трудовая практика
- Фольклорный ансамбль
Воспитательный коллектив
- Классные руководители
- Учителя-предметники
- Воспитатели ГПД
- Педагоги дополнительного образования
- Родители
Работа с родителями
- Родительские университеты
- Родительские собрания
- Посещение на дому
- Совместная творческая мастерская
Воспитательный потенциал урока
- Познавательный
- Воспитательный
- Нравственный
- Гражданственный
- Коммуникативный
- Этический
Детская общественная организация «Банк идей» (Банк интеллектуально-творческих идей)
Цели игры:
- Развитие детского самоуправления
- Приобщение детей к взрослой жизни
- Воспитание у учащихся активной жизненной позиции, проявление своего «я» в различных областях школьной жизни
- Научить детей трудиться, зарабатывать деньги
Перестройка воспитательной системы школы – в соответствии с гуманистическими идеалами – возможна при условии переориентировки воспитателей на индивидуальную работу со школьниками, обогащения воспитанников средствами самоопределения, самореализации и самореабилитации. Но самым важным фактором воспитательного процесса остается заинтересованное участие ребенка в этом процессе.
Большой резерв в воспитательной работе – вовлечение учащихся в различные классные, школьные и внешкольные объединения, а важнейшим условием их развития является наличие актива. И не важно, как он будет называться, – важна его самоуправленческая деятельность.
И вот тут на первое место выходит «игра», которая помогает превратить воспитательную работу в совместную творческую деятельность учеников, учителей, родителей, различные общественные организации, где ребенку отводится самое важное место.
Ведущая идея нашего объединения – в духовном единении классного руководителя и учащихся, создание целостного социально-педагогического организма, развивающегося в процессе интеграции основных компонентов воспитания (цель, субъекты воспитания, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство) и обладающего таким свойством, как дух школы, когда весь образ жизни школы становится фактором воспитания.
А чтобы добиться большего эффекта, необходимо увязать игру со всей школьной жизнью, с интересами каждого ученика, дать ему возможность выбора тех позиций, в которых он сможет проявить себя наиболее полно.
И такую игру (которую мы увязали со школьной жизнью, органично вписывающейся в модель существующей системы местного самоуправления, с идеей экономического базиса – экономическими понятиями, «параллельным миром» с кусочком взрослой жизни, основанной на рыночных отношениях) в своеобразном «внутришкольном государстве» мы назвали «Банк идей» (Банк интеллектуально-творческих идей).
Игра должна быть простой и в то же время интересной. Исходя из контингента учащихся и наших условий, мы избрали шесть основных направлений, по которым проводится часть воспитательной работы, основанной на самоуправленческих началах учащихся:
- учеба учащихся и учеба классов,
- дисциплина в школе,
- трудовая деятельность,
- спортивная работа,
- санитарно-просветительная работа,
- культурно-массовые мероприятия.
Участники игры
В игре участвуют все учащиеся и весь педагогический состав школы. Каждый класс превращается в маленькое государство со своим президентом, который выбирается на классном собрании; на собрании выбирается «президентский совет» (брокеры и начальники отделов). При голосовании рекомендации по созданию «команды президента» в первую очередь дает президент.
Все, что находится в классе, является собственностью данного классного коллектива. Все, что находится вне класса, – собственность «Совета банка».
Денежное обращение
Как и во всех современных экономических союзах, вводится единая денежная единица, которая называется «школлар».
Управление игрой
«Банком идей» руководит «Совет банка», созданный из президентов классов, или проводятся выборы в школе по действующей системе выборов в России. Управляющим «Совета банка» является взрослый, но при появлении лидера руководство можно отдать ученику.
В «Совете банка» создаются отделы, которыми руководят ученики. Необходимы и журналисты для освещения школьной жизни и доведения информации до всех учащихся. «Совет банка» собирается на свои заседания 1–2 раза в месяц, где обсуждает вопросы школьной жизни, дисциплины и учебы, и выносит свои решения. Для ведения банковского учета необходим бухгалтер, он же заведующий школьным магазином.
Руководители отделов приглашаются на совещания педагогических работников по своим вопросам деятельности. Они должны, совместно с ответственными учителями или администраторами, владеть сведениями, помогать проверять дневники, иметь информацию об учебе и дисциплине в школе, то есть активно участвовать в учебно-воспитательном процессе.
Проведение игры
После выборов президентов и «Совета банка» каждый класс выдвигает в «копилку идей» мероприятия, которые помогут сделать жизнь и учебу веселее и увлекательнее. Все идеи обрабатываются, и проводится «аукцион идей» (биржевые торги). На аукцион допускаются от классов только президенты и брокеры. Они покупают идеи для своего класса. Но необходимо установить минимум «идей» в полугодие (одна, две). Каждый класс сам определяет, сколько и каких «идей» ему нужно провести. Планирование мероприятий исходит от учащихся. Здесь уме¬стно определение: «лучше меньше, но качественнее, лучше». Аукцион проводится 1–2 раза в учебном году.
После покупки класс принимается за претворение в жизнь купленной идеи. Если класс не смог реализовать идею в течение полугодия, то на него накладывается штраф, как и за каждую купленную и непроведенную идею. «Совет банка» может установить сроки проведения идей, если будет такая необходимость в планировании школьных дел. Претворять идею в жизнь класса могут помогать родители, общественные организации, другие структуры, причем эта помощь учитывается при оценке идеи. Класс может организовать рекламу, выпустить пригласительные билеты, установить плату за вход – это все инициатива и фантазия детей. Главное, чтобы было интересно, познавательно и весело.
Оценивают проведенную идею члены «Совета банка». Какая интереснее – та и подороже. Установлен предел от 100 до 500 школларов. Никто не имеет права менять решения «Совета банка», даже директор школы. Члены «Совета банка» имеют право посещать любые мероприятия, проводимые в школе и купленные на бирже.
Результаты игры
В течение всего учебного года класс и учащиеся зарабатывают школлары, которые могут потратить:
- на приобретение школьных, письменных, кондитерских товаров в школьном магазине;
- откупить часть дней летней трудовой практики;
- проконвертировать в рубли к выпускному вечеру (выпускные классы);
- заказать школьный автобус для поездки на море, в город, в театр и многое другое.
За счет работы школьного подсобного хозяйства и полученных от его деятельности денежных средств финансируется игра «Банк идей».
В работе подсобного хозяйства активное участие принимают учащиеся 5–11 классов, которые наряду с обязательной летней практикой имеют возможность через районный фонд занятости населения заработать реальные деньги.
Работа классных руководителей
Главным звеном в воспитательной работе является классный руководитель, который назначается из числа педагогических работников школы. Каждый классный руководитель составляет план воспитательной работы на учебный год. В нем отражены основные моменты и направления работы с классом.
С 1995 года в целях повышения эффективности работы классных руководителей введена разработанная директором Николаем Викторовичем Староконем «Схема дифференцированного подхода к оплате труда классного руководителя». Оценка труда классного руководителя состоит из «доплат» и «надбавок».
Оценка труда проводится по системе 2, 1 и 0 баллов:
«2» – работа выполнена без замечаний,
«1» – работа выполнена с замечаниями,
«0» – работа не выполнена.
Оплата труда классного руководителя (доплата) производится для всех классных руководителей из расчета одной единой ставки (3 МРОТ – сейчас около 2400 руб.).
Работа классного руководителя оценивается по данной схеме 2 раза в год на 1 сентября и 1 января с последующим изменением тарификации. Причем за подготовку отдельных мероприятий, хорошее выполнение должностных обязанностей, по результатам проверок администрация школы премирует классных руководителей дополнительно за счет надтарифного фонда.
Разработаны таблицы и схемы оценки работы, а также нормативы требований:
«2» – выполнено в срок,
«1» – опоздание до 3-х дней,
«0» – не исполнено;
- классные часы: рабочие – 1 раз в неделю, открытые – 1 раз в полугодие;
- работа с родителями: 1 раз в четверть собрания, встречи с родителями;
- походы и экскурсии:
«2» – за пределы сельского округа,
«1» – в пределах сельского округа,
«0» – отсутствие;
- дежурство по школе: по очередности классов с 5 по 11.
Обязанности классного руководителя (1–11 классы)
Доплата
Надбавка
До 5% добавляется за количество учащихся в классе.
По количеству набранных баллов идет тарификация.
Разработанный механизм позволяет объективно оценивать работу клас¬сного руководителя, видеть положительные стороны, а также пробелы в работе и своевременно вносить изменения.
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА