Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2005

Книжная полка

Строганова Л.В.
ПООЩРЕНИЕ И САМООЦЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

М:, Педагогическое общество России, 2005

Автора книги о роли наказания в педагогическом процессе (см. рецензию в «УШ» №20/2005) – Л.В. Строганову, вероятно, можно было бы упрекнуть в одностороннем подходе к воспитанию, в акцентировании того, что психологи называют «негативным подкреплением». Ведь те же психологи справедливо указывают, что позитивное подкрепление, то есть вознаграждение и поощрение, оказывается гораздо более эффективным в формировании правильного поведения, нежели наказание. Но почти одновременное появление еще одной книги Л.В. Строгановой делает ее неуязвимой для любых упреков такого рода.

Новая книга, столь же компактная, как и предыдущая (объем в 32 страницы побуждает назвать ее скорее брошюрой), посвящена именно вопросам поощрения, а также той роли, которую играет «позитивное подкрепление» в формировании самооценки учащихся. В первом разделе книги – «Эволюция взглядов на метод поощрения» – автор лаконично, но очень четко излагает историю представлений о целях, формах и приемах поощрения в воспитательном процессе. К сожалению, этот краткий обзор почти не затрагивает современное состояние проблемы и грешит преувеличенной критичностью в адрес буржуазной школы в духе, явно заимствованном из отечественной педагогики советской поры. По прочтении этой главы невольно возникают вопросы: насколько справедлива эта критика в нынешних условиях? Не является ли буржуазной современная российская школа? Если нет, то какой? Следует ли противопоставлять ее зарубежной? Или, напротив, что-то следует и позаимствовать из зарубежного опыта? Что?

Эти и многие подобные вопросы остаются, к сожалению, без ответа. Чтобы раскрыть данную проблему всесторонне, понадобился бы, вероятно, более объемный труд, нежели 32-страничная брошюра, и остается только пожалеть, что автор ограничил себя рамками столь скромного объема.

Зато глава «Как и за что поощрять», хотя тоже невелика, раскрывает поставленную тему вполне четко и исчерпывающе. Конечно, и ее можно было бы расширить за счет ярких примеров и детальной аргументации, но и в своей лаконичной форме она ничего не теряет. Читателям предлагаются простые и четкие рекомендации относительно форм и методов вознаграждения и стимулирования – как приемлемых, так и нежелательных в образовательном процессе. Ради одной этой маленькой главы педагогу следует книгу приобрести и поставить на свою полку, сверяя временами собственную педагогическую тактику с четкими и надежными постулатами.

Главы, посвященные влиянию поощрения на самооценку младших школьников, не менее интересны, особенно в своем практическом аспекте. Хотя и тут сформулированных автором идей в подробном изложении хватило бы на целый многостраничный том. Хочется надеяться, что здравые и продуктивные идеи Л.В. Строгановой со временем найдут воплощение в более развернутом труде, который наверняка будет востребован многотысячной армией педагогов и родителей. А до выхода новой книги воспользуемся пока брошюрами, ибо основные ориентиры в них заданы.

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru