Громыко Ю.В.
МЕТОД В.В. ДАВЫДОВА
Учебная книга для управленцев
и педагогов
М:, Пушкинский институт, 2003
Вопрос выбора учебных программ встает перед руководителем каждого образовательного учреждения. Что касается начальной школы, то в течение вот уже нескольких десятилетий остается актуальной дилемма между традиционным и развивающим обучением. К сожалению, учителя не очень жалуют систему Эльконина – Давыдова, что оборачивается взаимными упреками: теоретики системы обвиняют в нерадивости педагогов, которые в свою очередь выражают недовольство по поводу несовершенства психологической науки. По-видимому, правы и те и другие, и было бы неплохо разобраться в психолого-педагогических основаниях системы Эльконина – Давыдова, на которых базируются предметные учебные программы. Книга, посвященная методу Давыдова, на первый взгляд, должна быть очень полезной в этом отношении. Тем более что издана она как учебная книга для управленцев и педагогов, иначе говоря для уже работающих в образовании специалистов, а не лишь готовящихся стать таковыми.
Свою задачу автор видит не в проведении детального методического анализа сделанного Давыдовым (что, правда, в некотором смысле противоречит названию книги), а в фиксировании направлений продвижения данной системы и предложении некоторых собственных инициатив. Следует отдать должное автору – ему это действительно удалось, и наличие выраженной собственной позиции отличает данное издание.
Следующий вопрос, на который необходимо дать ответ: а какое отношение имеет все сказанное в книге к системе развивающего обучения? Однозначный ответ дать не получается хотя бы по той простой причине, что трудно разобраться в научной позиции автора книги, который реализует идеи и принципы мыследеятельностной педагогики. По мнению автора, «образование является средством инвентаризации и перепроектирования реальной социокультурной инфраструктуры общества» (с. 319). Новая антропология развития, считает он, предполагает построение таких новых научных дисциплин, как образовательная персонология и образовательная аксиология. В главе, посвященной перспективам подхода В.В.Давыдова, один из выводов звучит так: «Основным типом субъективного новообразования, формируемого на начальном этапе среднего звена школы, является способность «исчислять» рамки действия и понимания, выделять и различать действительности мышления для закрепления разных типов и форм организации содержания» (с. 73). Не каждый психолог поймет, о чем идет речь, – по-видимому, само собой разумеется, что все директора школ «подкованы» в психологии (какой?) лучше, чем сами психологи.
В связи с этим вспоминается высказывание одного психолога, считавшего, что ученики и последователи больше других искажают идеи своего учителя.
Создание образовательной программы школы – одна из самых сложных и ответственных задач для ее руководителя, который, прежде чем сделать выбор в пользу той или иной, как правило, обращается к целому ряду научно-практических пособий. Данная учебная книга для управленцев как нельзя лучше доказывает верность именно такой стратегии.
Марина СТЕПАНОВА
|